Файл: 1 Общая характеристика единовременного пособия по беременности и родам в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.

Согласно ст. 3 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» к видам государственных пособий относятся: ежемесячное пособие по уходу за ребенком; пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Пунктом 9 «Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 года № 1012и, установлено, что право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. «а»). Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам, указанным в подпункте «а» пункта 9 настоящего Порядка, - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 17 пп. «а»).

Пунктом 39 названного Порядка предусмотрено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (пп. «а»).

Согласно п. 5 Порядка, лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными настоящим Порядком, необходимыми для получения пособий.


Часть первая статьи 17.2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и пункт 80 Порядка устанавливают, что пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

В силу ч. 1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).

Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.

Оценивая доводы сторон, приведённые в судебном заседании со стороны истца и со стороны ответчика, суд приходит к выводу, что требования ответчика о предоставлении истицей дополнительных документов для расчёта и выплаты пособий являются обоснованными в связи со следующим.



Для перерасчёта пособия по беременности и родам истица просила учесть её заработок в размере 135 000 рублей в ООО «ИТЭЛ-групп», заработок в размере 20 000 руб. 00 коп. в ООО «И.Л.Т.С-ЛОГИСТИК; заработок в размере 20 000 руб. 00 коп. в ООО «ЭЛИТ Кроус».

Согласном материалам дела, в трудовой книжке ФИО2 имеется запись о работе истицы в ООО «ИТЭЛ-групп» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должности заместителя главного бухгалтера. (л.д. 70-71). Записей о работе ФИО2 в ООО «И.Л.Т.С-ЛОГИСТИК» и в ООО «ЭЛИТ Кроус» в трудовой книжке не имеется. (л.д. 62-75).

Ответчику истицей была представлена отсканированная копия трудового договора с ООО «ИТЭЛ-групп», в которой не указано, что работа осуществляется по совместительства на неполное рабочее время; трудовые договора с ООО «И.Л.Т.С-ЛОГИСТИК» и в ООО «ЭЛИТ Кроус» истицей представлен не были.

Справка с места работы супруга истицы из ООО «Адвант-М» о том, что ему не предоставлялся отпуск по уходу за ребёнком до достижения ребёнком – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, полутора лет, а также, что ему не начислялось и не выплачивалось ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до полутора лет была выдана ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до наступления страхового случая, который наступил ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 101).

Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу, что у ИП ФИО3 отсутствовали документы, необходимые для расчёта стажа и размера пособий, причитающихся ФИО2 к выплате.

Согласно представленному ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал № 10 (г. Королёв) расчёту, размер пособия, причитающегося ФИО2 по беременности и родам составляет – 150 943 руб. 80 коп., размер пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет составляет – 206 385 руб. 44 коп. (л.д. 150-152).

Суд соглашается с представленным представителем третьего лица расчётом, т.к. он произведён уполномоченным лицом и с полученными сведениями в порядке межведомственного взаимодействия.

В судебном заседании суд неоднократно предлагал истцу и её представителю представить ответчику оригиналы необходимых документов и справка с места работы супруга истицы, выданную после даты страхового случая.

До вынесения судом решения ФИО2 документы ответчику не представила, несмотря на то, что истица как главный бухгалтер, обладая специальными познаниями в бухгалтерии, знает о том какие документы необходимы для начисления и выплаты пособий. Истица имеет в наличии данные документы, т.к. представляла их суду в судебном заседании. Уклонение истицы от предоставления необходимых документов ответчику, судом в силу ст.
10 ГК РФ расценивается как злоупотребление своим правом.

В силу абзаца первого п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, признавая недобросовестность поведения истца при осуществлении своих прав по данному гражданскому делу, суд. учитывая, что данным спором затрагиваются права малолетнего ребёнка, считает возможным взыскать с ИП ФИО3 в пользу ФИО2 недоплаченное пособие по беременности и родам в размере – 28 775 руб. 60 коп. 150 943,80 – 122 168,20), пособие по уходу за ребёнком до достижения полутора лет в размере - 206 385 руб. 44 коп.

Вместе с тем, учитывая, что перерасчёт пособия по беременности и родам, а также расчёт пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет связан исключительно с бездействием истицы, не предоставившей необходимые для производства выплат документы, суд считает, что вины ответчика в нарушении срока выплаты данных пособий нет и в удовлетворении исковых требований о взыскании с ИП ФИО3 процентов за пользование чужими денежными средствами следует отказать.

Суд считает, что ИП ФИО3 как работодателем не нарушены права ФИО2 как своего работника, в силу чего, оснований для взыскания компенсации морального вреда с ответчика в пользу истицы в порядке ст.237 ТК РФ не имеется.

В силу ст.ст.98100 ГПК РФ, ст.10 ГК РФ, с учётом того, что расходы на оплату услуг представителя были понесены истицей исключительно в результате злоупотребления ею своим правом и нежеланием в установленном законом порядке получить причитающиеся ей пособия, суд приходит к выводу, что следует отказать истицы во взыскании с ответчика понесённых ею расходы на представителя, а также почтовых расходов.


Оснований, предусмотренных ст.211 ГПК РФ, для обращения решения к немедленному исполнению не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил исковые требования ФИО2 удовлетворить частично. Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО3 в пользу ФИО2 недоплаченное пособие по беременности и родам в размере – 28 775 руб. 60 коп., пособие по уходу за ребёнком до достижения полутора лет в размере - 206 385 руб. 44 коп., а всего – 235 161 руб. 04 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребёнком до достижения полутора лет, взыскании компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов на оплату услуг представителя, почтовых расходов, - ФИО2 отказать.

Ситуация 2.

Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Отделение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «БУМИ» (далее ‒ ООО «БУМИ», Общество) 4434 рублей 69 копеек излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 18.12.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Фонда, представленные Обществом документы не подтверждают произведенные расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности. Листок нетрудоспособности № 214783130305, выданный работнику Общества Петросян М.В., оформлен с нарушением пунктов 28, 59, 61 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н (далее - Порядок); при его заполнении указана неверная дата освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы.