Файл: 1 Общая характеристика единовременного пособия по беременности и родам в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.

Общество в отзыве отклонило доводы Фонда, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.

На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку ООО «БУМИ» по вопросу полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, результаты которой отразил в акте от 15.03.2019 № 23/ПДС.

В ходе проверки установлена неправомерная выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования на основании листка нетрудоспособности, содержащего недостоверные сведения.

По результатам проверки вынесено решение от 11.04.2019 № 5/ПДС, согласно которому Обществу предложено возместить излишне понесенные Фондом расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 4434 рублей 69 копеек в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений.

Общество в добровольном порядке не возместило денежные средства, в связи с чем Фонд обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании указанной суммы.

Руководствуясь статьями 11, 22 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статьями 4.2, 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством№ и Порядком, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о неправомерном предъявлении Фондом требования о возмещении расходов на сумму выплаты пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности, выданному работнику Общества Петросян М.В.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.


Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Согласно подпункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.

В части 5 статьи 13 Закона № 255-ФЗ установлено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.

Форма бланка листка нетрудоспособности и порядок выдачи листков нетрудоспособности утверждены приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 347н и от 29.06.2011 № 624н.

В соответствии с пунктом 56 Порядка записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не допускается использование шариковой ручки. Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей.

При наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.



Право страховщика не принимать к зачету расходы, произведенные работодателем по листкам нетрудоспособности, неправильно оформленным или выданным с нарушением установленного порядка, предусмотрено в пункте 4 части 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ.

Вместе с тем согласно правовым позициям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 10605/12 и от 26.11.2013 № 9383/13, не все нарушения порядка выдачи листков нетрудоспособности должны приводить к отказу в возмещении (зачете) произведенных расходов на цели социального страхования, а только те, которые не позволяют установить наступление страхового случая.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что факт наступления документально подтвержденного страхового случая Фонд не оспаривает. Доказательств недостоверности сведений в листке нетрудоспособности, его выдачи при отсутствии заболевания у застрахованного лица Фонд не представил.

При этом суды приняли во внимание, что согласно пункту 28 Порядка при установлении инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении медико-социальной экспертизы. Исследовав листок нетрудоспособности N 214783130305, суды установили, что датой регистрации документов в бюро медико-социальной экспертизы указано 05.05.2016, а датой освидетельствования - 06.05.2016. В графе «причитается пособие за период» указано «с 22.04.2016 по 04.05.2016», что не повлекло исчисления пособия в большем размере.

Данная ошибка в оформлении листка нетрудоспособности допущена медицинским учреждением. Негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 10605/12).

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленного требования.


3 Проблемы назначения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей
Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции РФ – социальное государство, где обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, совершенствуется система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии соцзащиты. Так, в России работает система государственной социальной помощи, которая имеет в себе несколько видов компенсационных и стимулирующих выплат, предоставляемых по случаю рождения ребенка. При этом действующие правила и условия назначения различных детских пособий содержат широкий спектр получателей. Детские пособия выплачиваются как работающим женщинам, так и студенткам и безработным матерям.

В зависимости от статуса матери, величины базы для расчета, специфики условий назначения и иных параметров размеры пособий варьируются1.

Как свидетельствует судебная практика, расчет пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, оплаты учебного отпуска произведенный без учета периода и суммы сохраняемого среднего заработка в сумме не может приниматься за истину2.

Россия в последние годы последовательно проводит политику, сосредоточенную на улучшение демографической ситуации в стране. Одним из главных направлений этой политики является обеспечение материальной поддержки материнства, отцовства, детства. В частности, гражданам, имеющим детей, положена выплата пособий. Типы и количество таких льгот устанавливаются Федеральным законом ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В последнее время он был изменен и внесены поправки и дополнения, в связи с чем, не будет лишним рассмотреть процедуру назначения и выплаты пособий с учетом последних изменений. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» данный перечень, дополнен:

1) единовременным пособием беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;


2) ежемесячным пособием на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Необходимо отметить что, имеются проблемы и трудности на практике, связанные с выплатой и назначением помесячного пособия на детей.

1) Семья с взрослением ребенка несет наиболее высокие расходы на его обеспечение, но в Законодательстве не предусмотрено повышение величины пособия, то есть не дифференцируется размер пособия в зависимости роста ребенка.

2) В отдельных регионах страны, в том числе Челябинской области, после достижения ребенка полутора лет устанавливаются прочие, акцессорные детские выплаты. Необходимоотметить, что самой востребованной компенсацией среди родителей на детей возраст которых от полутора до трех лет является не дача места в детском саду. Данная компенсация должна быть сопоставима сумме ежемесячного пособия по содержанию ребенка.

3) Следует особо отметить что в 2016 году компенсация родительской платы за походом ребенком в детский сад устанавливаются по принципу адресности и критерию нуждаемости в регионах нашей страны, данная особенность приведет к значимому сокращению числа ее получателей.

4) В последние несколько лет на фоне оживленных дебатов часто задавался вопрос об увеличении на законодательном уровне периода выплаты помесячно пособия по содержанию ребенка с полутора до трех лет.

Судебная практика гласит о не предоставлении справки об обучении в школе, как о не обоснованном доводе не позволяющему назначению ежемесячного пособия на ребенка, так как предоставление справки сообразуется с наличием определенного возраста1.

Необходимо также отметить, что дополнительную актуальность к вопросу об увеличении срока ежемесячной оплаты в виде пособия по содержанию ребенка до трех лет в России получил в 2014 году после того как произошло присоединение Крыма и Севастополя, потому как на территории Украины похожее пособие дается до достижения ребенком не полутора, а трех лет. Тем не менее в итоге было установлено решение не менять порядок выплаты федерального ежемесячного пособия, взамен в период с 01 января 2015 года предоставить компенсацию жителям Крыма и Севастополя потерянные детские пособия большим набором региональных начислений и выплат.

Таким образом недостатком Федерального Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», является то, что необходимо поднять и решить вопрос о продлении выплаты пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет, но только для нуждающихся категорий граждан, так как, эта проблема актуальна не во всех семьях, и в действительности большинство мам заинтересовано в том, чтобы иметь возможность при достижении ребенком полутора лет возобновить рабочую деятельность по постоянному месту занятости. Условием для предоставления такого права является отсутствие места в ясельной группе дошкольного учреждения для ребенка. Так как на 01 января 2017 года дошкольное образование для детей 3-7 лет составляло порядка 98,94%. Хуже ситуация обстоит с малышами 1,5-3 лет. На указанную дату в очереди на получение места в яслях стояли около 193 тыс. детей.