Файл: Первобытное общество общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1294

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Древний Египет.

Единое египетское государство

Быт жителей Древнего Египта

Пирамиды: загадочные шедевры архитектуры

Верования древних египтян

Культура Древнего Египта

Аккадское царство

Старовавилонское царство

Ассирия

Нововавилонское царство

Древний Китай: особенности конфуцианской модели развития.

Образование единого Китайского царства

Религия и философия Древнего Китая

Достижения Древнего Китая

Ремесла и культура

Искусство и архитектура

Афины и Спарта: сравнительный анализ.

Система ценностей древних греков.

Римская республика: социальная структура общества и система правления.

Кризис Римской империи и ее падение.

Раннее западноевропейское средневековье. Синтез античной и варварской традиции.

Становление и развитие европейского феодализма, его характерные черты.

История термина

Черты феодализма 

История формирования феодализма

Особенности социально-экономического и политического развития Византийской империи.

Экономические и религиозные

Особенности средневековой ментальности.

Арабские завоевания в VII – VIII вв. и их последствия.

Основные последствия арабских завоеваний

Китай в Средние века.

Становление и развитие государства в Японии в средние века.

Монголия в XII – XIV вв. Завоевания Чингисхана и его преемников.

Особенности социально-экономического и политического развития европейских стран в конце XV – XVI вв.

Технологическое и экономическое развитие западноевропейского общества

Переход от цеховой системы к мануфактуре

Ранняя мануфактура существовала в двух видах

Итоги урока

Возрождение в XV–XVI веках

Особенности Реформации в Англии, Германии и Франции

Английская буржуазная революция XVII в. и ее значение.

Мировоззрение и культура эпохи Просвещения.

Просвещенный абсолютизм в Европе в XVIII в.

Период первой республики

Первая империя во Франции (9 ноября 1799 г. - 1814 г.)

Наполеоновские войны - краткая история

Образование США.

На заре истории США

Декларация независимости 1776 г.

Что мы узнали?

Колониальный раздел мира в XVI – XVIII вв. и его характерные черты.

Особенности колониализма

Империя Цин в Китае в XVII – начале ХIХ вв.

Промышленный переворот в Западной Европе и США и его последствия.

Революционное движение в Европе в 30-40-х гг. XIX в.

Революция в Германии

Австрийская революция

Революция в Венгрии

Революция в Италии

Предпосылки к войне

Гражданская война в США 1861-1865 годов

Объединение Германии

Переход западных стран от промышленного к монополистическому капитализму в конце XIX – начале ХХ вв.

Индия в XIX – первой половине ХХ вв. Борьба за независимость.

Индия - экономическая колония Великобритании

Ост-Индийская компания в Индии

Социально-политическая жизнь Индии

Начало порабощения Китая в XIX – начале ХХ вв.

Особенности развития капитализма в странах Востока.

Революция Мэйдзи в Японии. Особенности японской модернизации второй половины XIX – начала ХХ вв.

Европа в 1920-е гг.

Возникновение и развитие фашизма в Европе.

«Новый курс» Ф. Рузвельта.

Политические и социальные преобразования в Европе в послевоенные годы.

Неоконсервативный поворот конца 1970 – начала 1980-х гг.

Латинская Америка во второй половине ХХ в.



Население империи делилось на две группы: привилегированное и податное. К первому относились преимущественно мусульмане: конные воины — сипахи, духовенство, высшие чиновники. Сипахи получали за свою службу земельные участки — тимары.
Положение податного сословия зависело от вероисповедания человека. Для мусульман существовали определённые послабления в налогах. Немусульмане должны были платить джизью — специальный налог с иноверцев. Кроме того, немусульмане отстранялись от государственной службы. Это побуждало некоторых представителей покорённых народов принимать ислам.

С покорённых народов османы взимали «живой налог» — детей и юношей, которых забирали у родителей. Дети, фактически ставшие рабами, воспитывались в духе покорности султану и затем отдавались на военную или государственную службу. Из числа таких «государевых рабов» набирались и янычары.
Янычары — пешее войско в Османской империи, набиравшееся из христиан, обращённых в ислам.

Представители разных вероисповеданий объединялись в общины — милеты. Они представляли собой отдельные кварталы в городах и пользовались определённым самоуправлением. Существовали милеты православных, иудеев и армян.

Какие исламские государства успешно соперничали с Османской империей


На востоке туркам-османам противостоял Иран (европейцы называли его Персией). На рубеже XV—XVI вв. власть над ним захватили кызылбаши — тюркские кочевые племена, жившие на территории Азербайджана и придерживавшиеся шиизма. Своё название, означающее в переводе на русский «красноголовые», кызылбаши получили за излюбленный головной убор в виде чалмы, украшенной двенадцатью красными полосами по числу шиитских имамов. Завоевание облегчил тот факт, что большинство иранцев также были шиитами.
Глава кызылбашей Исмаил I (1502—1524) из династии Сефевидов после ряда побед провозгласил себя шахиншахом — «царем царей» — Ирана. Однако в сражении на Чалдыранском поле в 1514 г. он потерпел разгромное поражение от турок-османов. Исход битвы решила турецкая артиллерия (300 пушек), которую Исмаил презирал, ибо считал недостойным воина «прятаться в укреплении из пушек». В результате он, кинувшись с мечом под турецкий огонь, едва не попал в плен. После этой катастрофы Исмаил понял, что не всё решает личная храбрость, и стал налаживать отношения с европейцами, надеясь найти в них союзников против турок и поставщиков передовой военной техники.

При шахе Аббасе I Великом (1587—1629) Иран достиг своего расцвета. Аббас предпочитал опираться не на своевольных кызылбашей, а исполнительных персидских чиновников. Многих представителей кызылбашской знати шах казнил. Аббас реорганизовал армию по турецкому и европейскому образцам, продолжил или наладил сотрудничество со многими европейскими странами (в 1587—1588 гг. произошёл первый обмен посольствами с Русским царством). Он одержал несколько крупных побед, в том числе над турками-османами. Постепенно войны с Османской империей перестали восприниматься как противостояние суннитов и шиитов, а стали рассматриваться как борьба между иранцами и тюрками. Однако при потомках Аббаса I Иран вновь ослабел и пришёл в упадок.
На крайнем западе исламского мира Османской империи противостояло Марокко. При султане Ахмеде II аль-Мансуре из династии Саадитов (1578—1603) марокканские войска перешли через пустыню Сахара и напали на огромную империю Сонгаи. Они разгромили сонгайские войска, десятикратно превосходившие их численностью, но не имевшие современного вооружения (полученного марокканцами от европейцев). Разграбление Тимбукту и других городов Сонгаи дало баснословную прибыль, которая была потрачена на строительство дворцов и мавзолеев в столице страны Марракеше. К сожалению, позже при новой династии Алидов, правящей в стране до сих пор, эти постройки были разрушены и заброшены.

Почему начался упадок Османской империи


Наивысшего могущества Османская империя достигла при Сулеймане I Великолепном, но вскоре после его смерти началось движение вниз. Большой урон турецкой экономике нанесли торговые договоры с Францией и другими европейскими странами. Европейцы получили многочисленные льготы: низкие ввозные пошлины, освобождение от налогов. Из-за этого хозяйство Османской империи попало в зависимость от европейских капиталов.

Сказывалось и смещение торговых путей в эпоху Великих географических открытий. Если раньше османы контролировали часть Великого шёлкового пути, то после открытия морского пути в Индию караванная торговля с Востоком пришла в упадок, а торговые пути из Средиземноморья переместились в Атлантику. К XVII в. до Османской империи докатилась и «революция цен», хотя туркам в целом удалось справиться с ней.


Постепенно менялось и положение сипахов и янычаров. Сипахи всё чаще стремились превратить тимары в наследственные владения. Янычары получили право жениться, заниматься ремеслом и торговлей. Это сблизило их с простыми горожанами, и во время восстаний янычары порой выступали вместе с народом против султана.

Чем всё это закончилось, вы уже знаете. В 1571 г. турецкий флот был разбит в битве при Лепанто. А в конце XVII столетия европейцы нанесли болезненные поражения туркам под Чигирином и Веной. Могущество Османской империи оказалось подорвано.

В XVI в. османы продолжили завоевания и подчинили Египет, Балканы и ряд других территорий. Наивысшего могущества Османская империя достигла при Сулеймане I Великолепном. Однако в XVII в. наметился упадок государства.

  1. Империя Великих Моголов в Индии.

Важнейшие даты:

  • 1526 г. — основание империи Великих Моголов в Индии;

  • 1556–1605 гг. — правление Акбара в Индии.

Термины: сипаи.

Персоналии: Бабур, Акбар, Аурангзеб.

XVI в. стал временем рождения нового могущественного государства в Индии — империи Великих Моголов. Её правители отличались силой и мудростью. Они сумели объединить под своей властью народы с разной верой и культурой, построили великолепные храмы, до сих пор поражающие воображение. О богатстве Великих Моголов слагались легенды. Но спустя столетие империя стала переживать кризис. Очень похоже на судьбу Османской империи, не правда ли? Давайте выясним, почему держава Моголов утратила величие.

Завоевание Индии Великими Моголами


В 1526 г. в Индию вторглись войска завоевателя по имени Бабур (1483–1530). Он родился в Средней Азии и был потомком Тимура (Тамерлана) и Чингисхана. В 11 лет Бабур унаследовал трон в Бухаре, в 15 вступил в борьбу за Самарканд — столицу владений наследников Тимура. Потерпев поражение, Бабур утвердился в Кабуле, на территории современного Афганистана, и уже оттуда начал поход на Индию. Бабур захватил Делийский султанат, разбил войска правителя Бенгалии и провозгласил себя падишахом Индии. Так возникло новое государство, которое европейцы называли империей Великих Моголов. Моголами в Индии называли выходцев из Средней Азии
, исповедовавших ислам.

Сын Бабура, Хумаюн, столкнулся с опасным противником — военачальником Фаридом. Фарид на время захватил власть в Дели и провозгласил себя правителем под именем Шер-шаха. Он разделил страну на провинции и округа, ввёл новые деньги — рупии, и проявил веротерпимость по отношению к тем, кто исповедовал индуизм. Лишь после смерти Шер-шаха Хумаюн смог вернуть себе власть. 

За что правитель Акбар получил прозвище «Великий» 


Внуку Бабура Акбару (1542–1605, начал править в 1556) удалось расширить владения. Он объединил под своей властью почти всю Северную Индию и большую часть Афганистана. Население этих регионов сильно различалось между собой. Моголы и афганские племена пуштунов исповедовали ислам, а большинство населения Индии — индуизм. Акбар понимал, что успешно править такой страной можно, лишь сплотив поданных. Для этого он провозгласил принцип веротерпимости, отменил джизью, разрешил индуистам строить храмы. Сам Акбар был мусульманином, но иногда появлялся на приёмах с брахманскими знаками, чтобы подчеркнуть важность всех религий в государстве.

Много внимания Акбар уделял государственным делам. Он разделил страну на провинции и округа, в которых назначались подвластные падишаху чиновники. Стремясь навести порядок, падишах присвоил воинские звания даже своим жёнам и выдавал им средства на содержание в соответствии со званием.

Чтобы деньги исправно поступали в казну, Акбар провёл налоговую реформу. Сперва он ввёл систему откупов: богатые люди вносили в казну требуемую сумму и получали право в течение трёх лет собирать налоги с определённых территорий. Однако откупщики своими поборами разоряли народ, и падишах отменил эту систему. Вместо этого крестьяне должны были платить налог непосредственно государству. Размер выплаты равнялся примерно трети урожая. Урожайность определяли на основе данных, собранных со всей страны. Правда, в некоторых провинциях всё определялось на глазок.

Акбар покровительствовал искусству. Он окружил себя лучшими учёными, поэтами и художниками, независимо от их вероисповедания. В число его советников входили брахман Бирбал и мусульманин Абу-л Фазл Аллами. Последний составил жизнеописание Акбара — «Акбарнаме». По приказу падишаха многие произведения древних авторов переводились на персидский язык, книги украшались миниатюрами.

Почему империя Великих Моголов пришла в упадок



Наследники Акбара сумели подчинить себе практически всю Индию, кроме южной части полуострова Индостан. Больших успехов в этом добились падишахи Джахангир и Шах-Джахан. Эти правители в целом продолжали политику Акбара, но не отличались особой веротерпимостью. Положение индуистов стало ухудшаться.

Особенно тяжело пришлось индуистам при Аурангзебе (1618–1707, правил с 1658). Этот падишах был истово верующим мусульманином, чётко соблюдал все предписания Корана и вёл аскетичный образ жизни. Аурангзеб снова ввёл джизью, а также велел уничтожить индуистские храмы или превратить их в мечети. Административные должности было разрешено занимать только мусульманам.

Религиозные гонения вызвали сопротивление в обществе. В провинции Пенджаб появилась новая религия — сикхизм, в которой сочетались буддизм и ислам. Большое влияние среди сикхов имели гуру — духовные учителя. Гуру Тегх Бахадур вступил в открытое противостояние с Аурангзебом и был казнён. Это сплотило сикхов в борьбе с Моголами. Против Аурангзеба выступили и маратхи — народ, проживавший к югу от владений Моголов. В 1674 г. маратхи создали государство во главе с Шиваджи.

Строгие порядки, установленные Акбаром, постепенно нарушались. Правители провинций и территорий, признавших зависимость от Великих Моголов, всё больше чувствовали себя независимыми. Сами падишахи раздавали всё больше земельных участков воинам, лишая себя источников доходов. 

Сказывалось и постепенное проникновение в Индию европейцев. Вслед за португальцами и голландцами пришли французы и англичане. Последние не только торговали с Моголами, но и вмешивались в их дела. Созданная англичанами в 1600 г. Ост-Индская компания приобретала в Индии обширные владения. Для их охраны строились крепости и создавались войска, в которых служили сипаи — наёмники из числа местного населения. Всё это ослабляло власть падишаха, лишало его контроля над территориями.

Сипаи — наёмные солдаты в Индии, набиравшиеся европейцами из местного населения.

В 1526 г. Индия была завоёвана Бабуром, который создал империю Великих Моголов. В годы правления Акбара Великого это государство достигло своего расцвета. Акбар осуществил множество реформ и ввёл в стране веротерпимость. При последователях Акбара начались гонения на немусульман. Своего пика они достигли в правление Аурангзеба. В XVI–XVII вв. в Индию активно проникают европейцы. Они подчиняют себе некоторые территории и начинают вмешиваться в дела Великих Моголов.