Файл: Кредитно денежная политика в современной рф.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





1.3.1 Политика обязательных резервов


В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резирвирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.


Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.



1.3.2 Рефинансирование банков


Рефинансирование банков осуществляется за счет предоставление внутридневных кредитов, кредитов “овернайт” и ломбардных кредитов. В том числе путем расширения перечня территориальных учреждений Банка России, предоставляющих такие виды кредитов. Кроме этого, в 2002 году Банк России возобновил практику предоставления ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке.

Наряду с этим для рефинансирования банков могут использоваться такие инструменты кредитно-денежной политики, как валютные свопы и операции РЕПО с государственными ценными бумагами.

Механизм предоставления банкам кредитов, обеспеченных залогом векселей и правами требований по кредитным договорам, а также поручительствам, распространен по многим регионам России.

Банк России продолжает участие в подготовке нормативной базы реализации программы системы ипотечного кредитования в России.
1.3.3 Процентные ставки

Система процентных ставок Банка России практически соответствует мировой практике. В эту системы входят ставка рефинансирования и ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России. Рост в экономике, который наблюдается в России в последние годы при небольшом уровне инфляции, говорит о рациональности текущего уровня процентных ставок. Вместе с тем для повышения влияния кредитно-денежной политики на развитие экономики необходимо расширение роли банковского кредита в удовлетворении спроса на деньги, что позволит придать процентным ставкам значимые функции в регулировании экономической деятельности.



Важную роль среди ставок играет ставка рефинансирования. Она выполняет сигнальные функции, изменяясь в зависимости от экономической ситуации. Ставка рефинансирования оказывает влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение ситуации на межбанковском рынке.

Ставки, устанавливаемые ЦБ по своим операциям, оказывают влияние на уровень ставок межбанковского кредитного рынка, величину кредитных процентов, предоставляемым нефинансовым организациям.

Банк России намерен строить процентную политику таким образом, чтобы:

содействовать формированию объективного уровня процентных ставок в экономике с целью регулирования совокупного спроса в соответствии с ориентирами денежно-кредитной политики; на основе анализа влияния процентных ставок по своим инструментам на ставки денежного рынка и уровень доходности других секторов финансового рынка, ставки по кредитам реальному сектору, а также на экономическую динамику определить вид ставки, оказывающей наиболее значимое влияние на экономику”.
1.4 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)
Политику дешевых денег применяют при необходимости увеличения предложения денег. Она заключается в следующих мерах:

  1. ЦБ должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и коммерческих банков.

  2. Появляется необходимость проведения понижения учетной ставки.

  3. Необходимы нормативы по резервным отчислениям.

В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понижает процентную ставку, вызывая тем самым рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

Когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом:


  1. ЦБ должен продавать государственные облигации на открытом рынке с тем, чтобы урезать резервы коммерческих банков.

  2. Необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.

  3. Необходимо поднять учетную ставку для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка.

Эта система мер называется политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Для того, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Существует ряд негативных моментов. Политика дорогих денег способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.


При политике дешевых денег скорость обращения денежной массы падает, следовательно, общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.