Файл: Кредитно денежная политика в современной рф.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.5 Монетарная политика в экономике постсоветской России



Монетарная политика в широком смысле стала важнейшим инструментом структурных реформ. Деньги в экономике пусть и не в полную меру, но “заработали”. Это – главное достижение в экономике при всех негативных последствиях, которые она с собой принесла. Вопрос в том, были ли тяжелейшие последствия перехода к активной монетарной политике обязательными и неизбежными? Были ли российские реформы 1990-х годов достаточно последовательными именно с монетарной точки зрения? И, наконец, самое важное: соответствует ли в полной мере монетарная политика нынешних российских властей тем задачам, которые стоят перед экономикой страны?

Реформы 1992-2002гг. можно разделить на три этапа:

  1. безоглядный “штурм и натиск” первой половины 1990-х годов

  2. безоглядная политика всемерного “сжатия” денежной массы в стране под лозунгом борьбы с инфляцией

  3. неуверенное “выздоровление” как денежной системы, так и российской экономики, которое продолжается и в настоящее время.

Не нужно отрицать, что первый шаг по пути рыночных реформ – либерализация цен, хотя на некоторые ресурсы цены до сих пор не освобождены и по сей день (транспорт, коммунальные услуги, цены на энергоресурсы и т.д.). Вместе с тем, несомненно, если бы в одночасье освободили цены, то столь же быстро они привели бы к параличу российской экономики и всей российской жизни. Также можно понять отставание темпов роста цены рабочей силы от роста общего индекса цен – “…в конце концов какая власть устоит перед искушением безнаказанно пограбить немного своих подданных в пользу казны?”

Российский монетаризм, с самого начала был весьма своеобразным. Были отпущены цены на свободу. И тут же уничтожили все накопления, имеющиеся в стране. После отпуска цен на свободу и скорополительной дармовой приватизации главной задачей реформаторов стала борьба с галопирующей инфляцией, постоянно грозившая перерасти в гиперинфляцию. Основным методом были остановка печатного станка и всемерное сокращение денежной массы. “Такая политика быстро привела к тому, что индекс потребительских цен в 1002-99гг. вырос в 60000-6500 раз, а агрегат денежной массы М2 всего в 530 раз”. Обеспечение потребностей российской экономики снизилась за эти годы в 12 раз. В 1995-1996гг. отношение массы М2 к ВВП составило всего 13-15%, в то время как в Польше оно находилось на уровне 23-43%. В США – 50%. В Японии – 114-122%. День из российской экономики стали просто исчезать, их все больше заменяли бартер, взаимные неплатежи, взаимозачеты, другие всевозможные денежные суррогаты. В результате в эти годы лишь около 20% экономики обеспечивалось “живыми деньгами”, а 80% операций осуществлялось без их участия. Таким образом, с чего начали к тому же и вернулись, только на другом витке спирали и по другим причинам: деньги опять в России почти перестали работать. Что и говорить, “монетаризм” получился неплохой!


Ущерб же от дефолта 1998г. вряд ли поддается мало-мальски точной оценке. Он выражается не только во внезапном резком падении доходов населения и очередной потере его сбережений, не только в массовом разорении множества отечественных фирм, компаний и банков, но и в таком количественно неоценимом, вероятно, самом существенном и долгосрочном факторе современной российской экономической действительности, как еще большая утрата доверия у населения, и инвесторов (отечественных и зарубежных) к российским властям.

Среди позитивных послекризисных действий необходимо отметить:

  1. далеко идущую по своим последствиям налоговую реформу;

  2. повышение внимания к нуждам мелкого и среднего бизнеса – главного средства оживления российской экономики и решения проблемы занятости

  3. принятие Трудового кодекса и ряда других важных законодательных актов, включая заметное сокращение деятельности, подлежащих лицензированию

  4. выдвижение на первый план вопросов деловой этики и корпоративного управления

  5. попытки обуздать коррупцию и криминалитет

Но не смотря ни на что, “…с определенной конечно, натяжкой, но сегодня можно сказать, что за истекшие после дефолта годы российское руководство не совершило еще ни одной серьезной ошибки в экономической сфере”.

Хочется отметить, что если экономика монетарно здорова, она не допустит при осуществлении огромных потребностях страны в инвестициях порядка 100 млрд. долл. в год, покрываемых сегодня из источников лишь на 40%, хранение вне банковского оборота, не доверяя никому, как минимум 60 млрд. наличных долларов. Этот факт наиболее красноречиво свидетельствует о неблагополучии в российской экономике.

В настоящее время центральной задачей руководства страны является восстановление утраченного за годы реформ доверия людей к власти. Залог успеха преобразований, несомненно – в доверии человека к руководству страны. Без восстановления его невозможны подъем государства, создание в стране обстановки, благоприятной для дальнейших реформ.

Далее мы перейдем к следующей главе настоящей курсовой работы, где рассмотрим особенности проведения кредитно-денежной политики в России на современном этапе.



Глава 2. Особенности проведения кредитно-денежной политики в современной России
2.1 Анализ кредитно-денежной политики, ее роль в экономике России
Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. Все это и является основной целью кредитно-денежной политики.

Необходимо усилить фискальную позицию федерального правительства для того, чтобы осуществить долговые платежи своевременно и в полном объеме на фоне ослабления факторов, способствующих росту государственных доходов, так как бремя обслуживания внешнего долга является весьма и весьма весомым.

Макроэкономическая ситуация определяется не только изменениями внутренних и внешних факторов, но и потенциалом роста, формирующимся в Российской экономике на протяжении последних лет. Так, после периода быстрого развития восстановительных процессов и высоких темпов экономического роста, сложившихся с середины 1999года, к концу 2000года экономическая активность в России несколько снизилась. Это объяснялось не только изменениями во внешней конъюнктуре, но и активным осуществлением структурных реформ. Тем не менее рост потребительских расходов способствовал оживлению экономической активности в 2002году, хотя и на более низком уровне.

При разработке “Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики” Банк России исходит из того, что базовым документом, определяющим стратегию политики государства на ближайшие три года и конкретные действия Правительства Российской Федерации по ее реализации, является Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.


Банк России считает, что необходимым условием создания благоприятного инвестиционного климата и повышения благосостояния населения является последовательное снижение инфляции. Конечной целью денежно-кредитной политики должно быть снижение инфляции до уровня, при котором обеспечиваются наиболее благоприятные условия для поддержания устойчивого долговременного экономического роста.

Банк считает, что снижение инфляции на потребительском рынке возможно при условии, “что Правительством Российской Федерации будут приняты необходимые меры по существенному снижению влияния структурных факторов на рост инфляции, рациональному управлению бюджетными расходами и государственным долгом”.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.


Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Эффективность кредитно-денежной политики зависит во многом от действий Правительства Российской Федерации в бюджетной сфере. Рассмотрим кратко суть и назначение бюджета.

2.2 Государственный бюджет
Государственный бюджет — экономическая категория, выражающая систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Другими словами — это основной финансовый план образования и расходования государственного фонда денежных средств.

Его основное назначение — создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.

Черты государственного бюджета:

  1. носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета;

  2. формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

  1. перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;

  3. финансовое обеспечение финансовой политики;

  4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В последние годы стабильность макроэкономической ситуации привели к весьма заметной стабилизации системы государственных финансов. “В ближайшее время важной целью формирования бюджета является установление такого уровня государственных расходов, который позволял бы уменьшать государственный долг в условиях снижения налогового бремени и более экономического роста”.