Файл: Кредитно денежная политика в современной рф.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Проведение кредитно-денежной политики на современном этапе
Стабильность национальной денежно-кредитной системы – продукт эффективной денежно-кредитной политики. В российской экономической литературе, тем более сфере управления. Денежно-кредитная система не занимает своего места как целостная структура национальной экономики. Функционирование ее практически выведено за пределы не только национального регулирования, но, главное, становления институционной ее основы в соответствии с целями реформирования экономики.

Заметим, что экономика развитых стран и реализация ими денежно-кредитной политики базируется на развитых рыночных системах, составляющих опорную и всеобъемлющую сферу развитых рыночных отношений”.

За последние пятнадцать лет большинство правительство пыталось бороться с инфляцией, наряду с другими методами, путем ограничения роста денежной массы в обращении и урезании государственных расходов. Это в особенности относится к правительству консерваторов, которое пришло к власти в 1979 году с твердым намерением проводить более жесткую политику монетаризма, чем предыдущие правительства. В основе этой политики лежала уверенность, что лучший контроль над денежной массой в обращении позволит решить многие проблемы, в частности – проблему инфляции. Исходя из этого, правительство резко ограничило государственные расходы, а в 1981 году ввело ряд положений о кредитно-денежном регулировании, которые действуют до сих пор.

В рамках новой политики правительство планировало регулировать денежную массу в обращении исключительно посредством операций на открытом рынке, в первую очередь, продажи и покупки первоклассных коммерческих векселей. Для того чтобы обеспечить необходимое количество вышеуказанных векселей, пришлось расширить круг “первоклассных имен” (т.е. организаций, чей акцепт или индоссамент векселя делает его первоклассным) до пятидесяти.

В 1997 году продолжился процесс концентрации активов банковской системы России в крупнейших банках. Доля активов 200 крупнейших банков в совокупных активах банковской системы России за 1997 год возросла на 3,2 процентных пункта (с 85,1% до 88,4%), что несколько ниже прироста данного показателя за 1996 год – на 3,8 процентных пункта (с 81,9% на 1.01.96 до 85,9% на 1.01.97)

На фоне консолидации капитала и активов банковской системы России, снижения доходности банковских операций на рынках продолжается сокращение количества кредитных организаций. В 1997 году темпы сокращения действующих кредитных организаций (16,3%) возросли по сравнению с 1996 годом (11,6%).


В связи с увеличением Банком России минимального размера уставного капитала при создании кредитных организаций, ужесточения требований при выдаче лицензий, заметно сократилось количество вновь создаваемых кредитных институтов. В 1997 году зарегистрировано только 12 новых кредитных организаций (в 1996 году - 28), из них три – полностью контролируемые иностранным капиталом.

О стремлении части банковского сектора избавиться от груза плохих долгов свидетельствуют данные о снижении уровня просроченной задолженности в кредитных вложениях с 6,8% на 1.01.97 до 4,7% на 1.01.98, а также падение объема просроченных процентов по кредитам в 1997 г. с 17,7 трлн. рублей на 1.01.97 до 11,9 трлн. рублей на 1.01.98 или на 33%. Удельный вес стандартных и нестандартных ссуд в общей сумме ссудной задолженности за 1997 год увеличился с 92,9% до 96,2%.

С учетом существующих проблем денежные власти намерены активизировать работу в направлении восстановления полноценной функциональности рынка ГКО-ОФЗ. Значимость рынка внутреннего госдолга как источника финансирования бюджета в ближайшей перспективе может повыситься в связи с “проблемой 2003года”, т.е. увеличением платежей по внешнему долгу России в 2003 году и их сохранением на высоком уровне в последующие годы. Неустойчивая конъюнктура мирового фондового рынка и все еще достаточно скромный кредитный рейтинг не позволяют Правительству России рассчитывать на скорое появление возможности привлечения на внешнем рынке новых займов, в том числе облигационных, на выгодных для страны условиях. И кроме этого, инструменты внешнего государственного долга подвержены валютному риску, относительно дороги для эмитента, приносят доходы преимущественно инвесторам – нерезидентам. Для эмитента рынок внешних займов гораздо менее управляем по сравнению с рынком внутреннего госдолга. Это стимулирует Правительство России к первоочередному сокращению объема внешнего долга при сохранении в разумных пределах рынка внутреннего долга.

Отчетливо проявляется тенденция сокращения рыночного портфеля: все выпуски ГКО были погашены в течение 2001года. “Практика показывает, что условием успешного функционирования рынка индексируемых по инфляции инструментов является четкое выполнение установленных ориентиров инфляции, а также наличие рыночных ожиданий замедления инфляции. В других ситуациях эмитент сталкивается с возможностью роста своих расходов на обслуживание индексированных инструментов, что ограничивает потенциал расширения рынка таких инструментов. В то же время при условии планомерного снижения инфляции возможность возобновления выпуска индексированных инструментов возрастает”.



Но тем не менее на этом этапе рынок ценных бумаг стал представлять все более серьезную альтернативу государственному рынку ценных бумаг. Такое изменение обусловлено как слабым использованием эмиссионного потенциала рынка ценных бумаг, так и активизацией рынка корпоративных ценных бумаг.

2001-2002гг. стали важным этапом развития основных секторов финансового рынка. При благоприятной макроэкономической конъюнктуре и востребованности рынка со стороны нефинансового сектора экономики можно ожидать и дальнейшей его активизации. Опыт 1998 года позволяет утверждать, что чрезмерное наращивание рыночных операций без активной макроэкономической потребности в них несет в себе серьезный разрушительный потенциал. Основными задачами, которые еще требуют своего решения, могут стать: выравнивание секторальной структуры рынка, рост ликвидности и капитализация рынка, снижение финансовых рисков. Условием снижения рыночных рисков по-прежнему остается совершенствование организационной и правовой базы финансового рынка и системы финансового посредничества в целом.

После четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару в 1998- начале 1999гг. российское промышленное производство почти немедленно начало демонстрировать признаки возрождения. Экспортные и импортозамещающие отрасли промышленности получили весомые преимущества в связи со слабостью рубля. Резкое повышение цен на сырье в 1999г. принесло многим экспортерам неожиданные доходы. В 2000г. рост распространился на все сферы экономики. По официальным данным, после падения на 5% в 1998г. ВВП в 1999г. возрос на 5%, а в 2000г. темпы роста увеличились до 8,3%, а в 2002г. ВВП увеличился на 5,5%.

Пройдя через трудное десятилетие экономического спада, нестабильности и социальных проблем, в последние годы российская экономика проявила способность быстро восстанавливаться и ее динамика превзошла даже самые оптимистические ожидания. Годы спада сменились экономическим ростом 1999-2001гг, российский ВВП вырос до уровня, зарегистрированного в 1993г. Правительство РФ преуспело в преодолении хронического дефицита бюджета, характерного для прошлых лет, А Центральный банк существенно повысил степень макроэкономической стабильности и доверия к кредитно-денежной политике. Хотя доходы домохозяйств и уровень жизни пока отстают, но и в этой сфере обнаруживаются признаки роста”.



2.4 Влияние кредитно-денежной политики на социально-экономическую стабильность России



Развитость национальной денежной системы и форм кредита - фактор любой экономики. В России десятилетие становления этой системы происходило в другом направлении – подавлении активных начал национальных денег и кредита в укреплении потенциала развития российской экономики. Определяющим эту тенденцию явилось проведение в 1992-1993гг. так называемых реформ в денежно-кредитной сфере, сведенных к произволу в денежной сфере, “либерализации” цен, обмену обесцененной денежной массы. Были созданы условия для ускоренной реализации режима произвольного присвоения собственности и национального капитала с допущением необратимого подавления активных свойств национальных денег и нарушений элементарных норм формирования денежно-кредитной системы.

В оценке событий, произошедших в денежной сфере с начала 1992г., масштабное повышение цен (более чем в 26 раз) нередко рассматривается с позиции их либерализации как инфляционный процесс, вопреки тому, что он ограничен рыночной экономике, элементарные основы которой отсутствовали и до сих продолжают отсутствовать.

С начала 1990-х годов реформационный ажиотаж в денежной сфере был практически сведен к запуску на десятилетия механизма выведения национального капитала в разных его формах не только из воспроизводственной среды, но из национальной экономики. Был дан старт развитию тенденций, противоречащих условиям развитого рынка и интересам национальной экономики.

Базовым в процессе выведения национального капитала из российской экономики является сложившийся механизм выведения денежной массы из области активного ее использования в сфере кредитования экономического роста и обеспечения социальной стабильности”.

Резкое увеличение валютных резервов Банка России отражает процесс явно нездоровой с позиции укрепления национальной валюты и стабилизации финансового и внутреннего валютного рынка. Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики стран с внутренне конвертируемой валютой. В современных российских условиях продолжается “бегство” капиталов за рубеж. При этом используются трудно контролируемые каналы. Среди них, например, использование оффшорных фирм за рубежом, принадлежащих российским резидентам, нелегальные пути перекачки средств, проложенные через государства СНГ, использование рынка налично валюты и др. “Так, Россия в июне 2000г. попала в список государств, не борющихся с отмыванием денег, вместе с 14 странами, в том числе Израилем и такими известными налоговыми гаванями, как Острова Кука, Каймановы, Багамские и Маршаловы Острова, Лихтенштейн. Но эти государства добились успехов в борьбе с перетоком “грязных” денег и в июне этого года были признаны благонадежными”.