Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников


СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 5

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников 10

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников 20

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации 33

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников 33

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 42

Заключение 53

Список использованных источников 57

ПРИЛОЖЕНИЕ А 64

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании 64

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании 64

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 65

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева) 65

ПРИЛОЖЕНИЕ В 66

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева) 66

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 68

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева) 68

ПРИЛОЖЕНИЕ Д 69

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе 69

Таблица Д.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе 69

Таблица Д.2 – Количественный анализ результатов по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов» на констатирующем этапе автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе 69

ПРИЛОЖЕНИЕ Е 71

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе 71

Таблица Е.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе 71

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 72

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление умений использования образных средств в повседневном общении (метафоры, сравнения)», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе 72

Таблица Ж.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования «Выявление умений использования образных средств в повседневном общении (метафоры, сравнения)», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе 72

ПРИЛОЖЕНИЕ И 74

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе 74

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования 74

ПРИЛОЖЕНИЕ К 75

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации 75

ПРИЛОЖЕНИЕ Л 115

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников 115

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Современный этап развития общества влияет на речь таким образом, что ей всё чаще присуща деловая и информативная функция, в результате чего теряется её индивидуальность, утрачивается эмоциональность. В связи с этим возникает важная проблема развития образности речи, ее выразительности, и проблема эта решается лишь при соблюдении определенных условий: воспитание интереса к языковому богатству, формирование умения с первых лет жизни использовать в своей речи разнообразные выразительные средства.

Основы развития речи закладываются в дошкольном возрасте. Этот период является сенситивным периодом для ее становления. Именно поэтому очень важно, чтобы в условиях дошкольной образовательной организации были созданы все необходимые условия для полноценной реализации образовательной области «Речевое развитие».

В старшем дошкольном возрасте у детей возрастает сознательное отношение к своей речи. Речь детей становится произвольной. Появляется особая речевая деятельность – беседа, описание, рассуждение, составление рассказов, рассказывания сказок. Кроме того, речь выступает одновременно и в качестве инструмента развития интеллекта ребенка, его психики и высшего уровня эмоционального развития. Л.Б. Маркова в своем исследовании отмечает, что не все современные дети дошкольного возраста одинаково успешно овладевают всеми нормами и правилами родного языка, вследствие чего в дальнейшем не успевают по многим предметам в школе, не имеют предпосылок для развития грамотной и красивой письменной речи [27, с.181].

Исследователи-педагоги З.В. Патрушева и Ю.А. Ахмедова, опираясь на свой опыт делают вывод, что на сегодняшний день в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста часто встречаются следующие проблемы: дети с трудом выделяют и замечают средства художественной выразительности; сложно воспринимают образные слова в литературных произведениях; скудная и невыразительна речь, в целом [31]. Учеными А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Е.В. Савушкиной было доказано, что для полноценного развития связной речи необходим высокий уровень сформированности образной речи [12, с.78]. Одной из причин этому педагоги и ученые видят в массовой компьютеризации, снижении интереса к чтению книг, низкий уровень педагогической культуры родителей, слабую подготовку педагогов, социальные проблемы и пр.



Традиционно развитие речи детей происходило через фольклорные формы, одной из которых является народная сказка. Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников раскрывает перед детьми меткость и выразительность русского языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Сказка помогает сделать речь детей более связной, логичной, последовательной, выразительной, обогащает её художественными оборотами, эпитетами, метафорами Поразительная мощь языкового творчества, его яркость, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, присущая необычайная простота заставляют признать сказку как важное средство развития речи детей.

По мнению О.С. Ушаковой [40], все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, заключенное в сказке, может и должно быть использовано в развитии речи дошкольников. Именно сказка вводит ребёнка в богатый, яркий, образный русский язык, способствует формированию выразительности речи ребёнка. Сказка всегда красочно иллюстрирована, герои сказок понятны и знакомы детям, события, происходящие с ними, увлекательны и необычны. Всё это и побуждает старшего дошкольника с удовольствием слушать, пересказывать сказки, беседовать и обсуждать их героев их события, придумывать увлекательное продолжение сказки [28, с.19].

Отечественный педагог и ученый Е.И. Тихеева указывала, что родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания. Важность приобщения детей к красоте родного слова, развитие культуры речи отмечали также А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др. Проблема формирования выразительности детской речи получила психологическое обоснование в трудах известных психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.). Проблема формирования образности речи дошкольников является предметом изучения многих современных исследователей, таких как Н.В. Гавриш, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.М. Шахнарович, А.Я. Шибицкая и др.

Исследователи детской речи Л.А. Айдарова, Л.Е. Журова, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова и др. подчеркивают: формирование у дошкольников элементарного осознания языковых и речевых явлений (в том числе образности и выразительности речи), не только возможно, но и необходимо, так как именно образность и выразительность речи находится в тесной связи с высокой степенью овладения детьми дошкольного возраста речевыми навыками.


Работая со старшими дошкольниками, педагоги часто забывают об больших возможностях сказки в развитии образной речи детей, не уделяют ей должного внимания. В этой связи возникает проблема в разрешении противоречия между возможностями сказки в развитии образной речи детей и отсутствием исследований, обосновывающих педагогические условия использования сказки с целью развития образной речи старших дошкольников.

Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки».

Объект исследования – речевое развитие старших дошкольников.

Предмет исследования – процесс развития образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки.

Цель исследования – определить содержание работы педагога по развитию образной речи старших дошкольников посредством русских народных сказок.

Гипотеза исследования – уровень развития образной речи детей старших дошкольников посредством русских народных сказок повысится при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей с опорой на общедидактические принципы обучения и воспитания;

  • знакомство старших дошкольников с образной речью с учётом постепенного усложнения её структуры и семантики, детского опыта;

  • подбор педагогом русских народных сказок с большим количеством образных слов и выражений, направленных на развитие образной речи старших дошкольников;

  • взаимодействие с родителями, направленное на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки.

Задачи исследования:

  • проанализировать основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников;

  • рассмотреть особенности русской народной сказки как средства развития образной речи старших дошкольников;

  • выявить уровни развития образной речи старших дошкольников;

  • определить содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки.

Методологическая основа исследования:

  • положения о развитии речи детей дошкольного возраста (М.И. Лисина, Ж.В.Ф. Пиаже, О.С. Ушакова);

  • теоретические обоснования использования русской народной сказки в развитии образной речи старших дошкольников (К.Д. Ушинский, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и др.

  • методика развития речи (М.М.Алексеева, Б.И. Яшина и др.).


Методы исследования:

  • теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме развития образной речи старших дошкольников посредством русских народных сказок, сравнение, обобщение;

  • эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, диагностические задания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были проанализированы основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников. Рассмотрена русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что были определены уровни развития образной речи старших дошкольников; разработан комплекс НОД по проблеме развития образной речи старших дошкольников посредством русских народных сказок. Материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов, психологов, и других специалистов, работающих учреждениях дошкольного и дополнительного образования.

База исследования: муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 63 «Звездочка» г. Волжского Волгоградской области, расположенном по адресу: г. Волжский, ул. Энгельса, дом 34. В исследовании приняли участие дошкольники в количестве 20 человек, в возрасте 5–6 лет.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.