Файл: Курсовая работа на тему Изучение особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Курсовая работа на тему

Изучение особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития.

2019 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретико - методологические аспекты изучения самооценки младших школьников с задержкой психического развития …………..


6

1.1.Теоретическое изучение самооценки в отечественной и зарубежной литературе …………………………………………………


6

1.2.Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ………………………….


9

1.3. Особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития …………………………………………………..


13

Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки младших школьников с задержкой психического развития ……………………..


18

2.1. Программа и методы проведения эмпирического исследования…

18

2.2. Анализ и интерпретация эмпирического исследования ………….

19

Заключение…………………………………………………………………

28

Библиографический список……………………………………………….

30

Приложения………………………………………………………………..

33

Введение

В настоящее время исследования самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике. Отечественные психологи Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, П.Р.Чамата рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ее жизнедеятельностью.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.


Для детей с проблемами в развитии особую важность имеет формирование и развитие самооценки. Ее особенностями являются понимание себя как личности, своих положительных и отрицательных качеств, отношения к собственному Я окружающих и причин их различного отношения. Ребенок с задержкой психического развития характеризуется временным и обратимым замедлением темпа развития, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелым мышлением и недостаточной интеллектуальной направленности.

Самооценка ребенка является регулятором его поведения и тесно взаимосвязана с его внутренним состоянием, деятельностью, взаимоотношениями и т.д. Неадекватная самооценка ведет к различным трудностям на пути ребенка на данный момент и в дальнейшем.

Младший школьный возраст – это период становления и развития личности ребенка, его внутренней психической жизни и его личностных особенностей.

Для младших школьников с задержкой психического развития самооценка определяет успешность их социального взаимодействия, поэтому данная проблема является актуальной и востребованной в психологии. Ей занимались такие исследователи, как Н. А. Бастун, Т. Ю. Андрющенко, Т. В. Карабанова, В. И. Бондарь, Н. Ю. Максимова и др.

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования нами была составлена программа исследования особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития.

Объект работы: самооценка.

Предмет: особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития.

Цель: изучение особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития.

В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ теоретико-методологических подходов изучении представлений о самооценке и ее особенностях у младших школьников с задержкой психического развития;

  2. Подобрать диагностический инструментарий по проблеме исследования;

  3. Исследовать особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития;

  4. Выявить специфику самооценки младших школьников с задержкой психического развития;

  5. Сформулировать выводы и обобщить результаты исследования.

В ходе нашей работы была выдвинута следующая гипотеза: вероятно, дети с задержкой психического развития имеют более высокую самооценку, чем дети с нормой развития.

Исследование проводилось на

базе МОУ В исследовании приняли участие 48 обучающихся в возрасте 9-10 лет. Из них 24 человека – обучающиеся коррекционных классов для детей с задержкой психического развития, 24 – обучающиеся с нормой развития.

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методы:

1) Методы организации эмпирического исследования: теоретический анализ литературы по проблеме;

2) метод сбора данных: «Диагностика самооценки» Дембо – Рубинштейна, «Лесенка» В. Г. Щур, С. Г. Якобсон, «Какой Я» Р. С. Немов;

3) метод математико - статистической обработки данных: описательная статистика (среднее), Т-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Глава 1. Теоретико - методологические аспекты изучения самооценки младших школьников с задержкой психического развития

1.1.Теоретическое изучение самооценки в отечественной и зарубежной литературе

Первые эмпирические исследования самосознания развивались, в рамках психологии личности и возрастной психологии, ставя своей задачей реконструкцию онтогенеза сознательного «Эго» путем наблюдения за детьми, анализа детских сочинений, юношеских дневников. Эти исследования содержали много ценных наблюдений, но в большинстве случаев были описательными и не связаны с какой – либо теорией [3, c. 105].

Основателем изучения самооценки человека считается У. Джемс. Познающий себя индивид был назван Я- субъектом, а те особенности, которые он может у себя обнаружить и познать, - Я- объектом. Автор выделял в содержании Я- объекта физическое Я – то, что человек может назвать своим, социальное Я - то каким человек представляется другим, и духовное Я – то, что составляет психологическую сущность человека.

В своей концепции У. Джемс говорил о том, что в основе понятия самооценки лежат представления об актуализации идеального Я, которое определяется как соотношение — реальных достижений индивида и его притязаний. Автор считал, что в самооценке существует удовлетворенность субъекта собой или неудовлетворенность собой. Человек, ощущающий разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, будет иметь низкую самооценку. С точки зрения Джемса, самооценка человека зависит от того, кем человек хочет стать, какое положение хочет занять в обществе и мире [8, c. 200].

В более поздних работах самооценка, как правило, рассматривается в контексте изучения самосознания как один из его аспектов наряду с такими понятиями, как «Я – концепция», «самоотношение», «самоприятие», «чувство собственной ценности», «самоуважение» и т.д. [3, c. 130]


Рассмотрим некоторые понятия самооценки:

По мнению, А Г. Спиркина самооценка – это отношение к себе, которое входит в самосознание [29, c. 150].

К. К. Платонов считает, что самооценка – это результат самопознания [23, c. 108].

Л. В. Бороздина пишет, что самооценка это оценка себя человеком по отдельному свойству или собственных возможностей в целом. Автор подчеркивает необходимость разделения трех образований: образа себя, самооценки и самоотношения. С ее точки зрения, самооценка не сводится к образу Я или к самоотношению [5, c. 54].

А.В. Захарова отмечает, что суть самооценки составляют принятые субъектом ценности, которые определяют специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и самосовершенствования [10, c. 80]

В работах отчественных исследователей, например, А.И. Липкиной, К.А. Абульхановой – Славской, Л.И. Божович также отмечается, что в основе самооценки лежат внутренне принятые субъектом ценности. То, какие ценности принимает индивид, закладывает основу не только собственной оценки, но и всех ее качеств, именно самооценка определяет влияние эталонов на становление личности [4, c. 130].

В. В. Столин разработал трехуровневую концепцию структуры самосознания. Автор указывает на высокую личностную значимость самооценки, отмечая, что в состав содержательных представлений субъекта о себе не входят ценностно - нейтральные качества, лишенные личностного смысла, все качества высоко позитивно или негативно ценны. Автор делает акцент на отношении к собственной личности, который существует не в отдаленном перспективном плане, а проявляется в форме непосредственных эмоциональных реакций. Таким образом, В. В. Столин отождествляет самооценку с самоотношением [30, c. 140].

И.И. Чеснокова считает, что самооценка – это такое особое образование в структуре сознания себя, которое выполняет функцию оценки возможностей индивида и сопоставления их с требованиями ситуации поведения, на основе чего производится его регуляция. Автор выделяет эмоциональный аспект, а также социальность происхождения самооценки. Она указывает на наличие в структуре самооценки когнитивных аспектов, которые связанны с оцениванием, сопоставлением собственных личностных качеств, и ценностно – ориентационной составляющей - результата становления личности человека и его представлений о значимости тех или иных качеств личности, их ценности для достижения успехов, их моральной оценки обществом. Другими словами, самооценка по И. И. Чесноковой - это устойчивая интеграция самопознания и отношения к себе.


Во многих работах самооценка рассматривается как важное приобретение в ходе личностного развития, появляющееся в процессе становления субъектности. Сопоставление самооценок индивида с его реальным поведением и оценкой его окружающими имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, показывает, насколько точную информацию заключают в себе самооценка, насколько адекватно они характеризуют личность [1, c.40].

Зарубежные исследователи обычно определяют оценку себя как одну из трех составляющих Я- концепции. Самооценка рассматривается в качестве аффективной оценки представлений индивида о самом себе.

Наиболее разработанной считается схема «Я - концепция» Р. Бернса. По его мнению, самооценка – одна из составляющих Я – концепции человека, которая тесно связана с отношением к себе или отдельным своим качеством, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа – Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Предметом самооценки может быть, например, тело человека, внешность, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений [3, c. 80].

Таким образом, проанализировав современную литературу, можно сделать вывод, что самооценка – часть «Я – концепции», отождествляемая с эмоционально – ценностным отношением субъекта к себе.

Самооценка это отражение степени развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к своей личности в целом.
1.2.Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой.

Под задержкой психического развития понимается временное нарушение нормального темпа развития, результатом которого является отставание ребенка от возрастных норм. Так интересы ребенка младшего школьного возраста с ЗПР остаются в пределах дошкольных, т.е. главной деятельностью для них остается игра.

Активный интерес к изучению ЗПР начинается с 60-х годов. Развитие детей с ЗПР сравнивается с другими отклонениями развития, а также с полноценно развивающимися детьми [6,c. 12].

Первые исследования в этой сфере проводили Т. А. Власова и М. С. Певзнер. Результаты их исследований позволили сделать вывод, что дети с ЗПР, имеют ряд признаков и особенностей, которые позволяют отличать это состояние от других нарушений.