Файл: Курсовая работа на тему Изучение особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки младших школьников с задержкой психического развития

    1. Программа и методы проведения эмпирического исследования

Объект исследования: самооценка.

Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития.

Цель исследования – изучение особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития.

В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ теоретико-методологических подходов изучении представлений о самооценке и ее особенностях у младших школьников с задержкой психического развития;

2. Подобрать диагностический инструментарий по проблеме исследования;

3. Исследовать особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития;

4. Выявить специфику самооценки младших школьников с задержкой психического развития;

5. Сформулировать выводы и обобщить результаты исследования.

Гипотеза исследования: вероятно, дети с задержкой психического развития имеют более высокую самооценку, чем дети с нормой развития.

Исследование проводилось на базе МОУ…. В исследовании приняли участие 48 обучающихся в возрасте 9-10 лет. Из них 24 человека – обучающиеся коррекционных классов для детей с задержкой психического развития, 24 – обучающиеся с нормой развития.

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методы:

1. Теоретические: анализ психологической литературы;

2. Эмпирические: тестирование, проективные методики:

- «Диагностика самооценки» Дембо – Рубинштейна;

- Методика «Лесенка» В.Г. Щур;

- «Какой Я» Р. С. Немов.

3.Статистические: описательная статистика (среднее), Т-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Обработка осуществлялась в статистическом пакете «SPSS 21.0».

Для достижения поставленной цели в работе были использованы следующие методики:

  1. «Диагностика самооценки» Дембо – Рубинштейна (Приложение 1). Направлена на изучение самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с трех позиций: Я, мама, учитель;

  2. «Лесенка» В.Г. Щур (Приложение 2). Методика направлена на исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Выявляет систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам по различным характеристикам;

  3. «Какой Я» Р. С. Немов (Приложение 3). Целью является определение самооценки младшего школьника. В работе мы использовали шкалы – качества личности, которые ребенок оценивал относительно себя. Общую шкалу самооценки мы не использовали, т.к. в работе применимы другие методики с аналогичной шкалой.


2.2. Анализ и интерпретация эмпирического исследования

С помощью компьютерной программы SPSS 21.0. нами были выявлены средние значения по шкалам используемых методик в группах детей с нормой развития и детей с задержкой психического развития (Приложение 4).

Средние значения по шкалам методики «Диагностика самооценки» Дембо – Рубинштейна (категория самооценка): ум, способности: дети с нормой развития (М=51), дети с ЗПР (М=59); характер: дети с нормой развития (М=51), дети с ЗПР (М=61); авторитет у сверстников: дети с нормой развития (М=52), дети с ЗПР (М=53); внешность: дети с нормой развития (М=53), дети с ЗПР (М=65); уверенность в себе: дети с нормой развития (М=55), дети с ЗПР (М=61); умение делать своими руками: дети с нормой развития (М=48), дети с ЗПР (М=53) (рисунок 2.2.1).



Рис.2.2.1. Средние значения по шкалам методики «Диагностика самооценки» Дембо – Рубинштейна (категория самооценка)

Из полученных данных мы видим, что дети с задержкой психического развития считают себя более умными, способными, красивыми, уверенными в себе, чем их сверстники с нормой развития. Они считают, что имеют хороший характер. Шкалы «авторитет и сверстников» и «умение делать своими руками» приблизительно находятся на одном уровне.

Категория «уровень притязаний»: ум, способности: дети с нормой развития (М=82), дети с ЗПР (М=72); характер: дети с нормой развития (М=73), дети с ЗПР (М=75); авторитет у сверстников: дети с нормой развития (М=75), дети с ЗПР (М=73); внешность: дети с нормой развития (М=81), дети с ЗПР (М=73); уверенность в себе: дети с нормой развития (М=82), дети с ЗПР (М=81); умение делать своими руками: дети с нормой развития (М=85), дети с ЗПР (М=83) (рисунок 2.2.2).



Рис.2.2.2. Средние значения по шкалам методики «Диагностика самооценки» Дембо – Рубинштейна (категория уровень притязаний)

Данные показывают, что дети с ЗПР отличаются меньшим стремлением стать лучше по таким свойствам личности, как ум, способности и внешность. И дети с нормой развития и дети с ЗПР имеют одинаково высокие стремления по улучшению своего характера, по повышению авторитета у сверстников, по уверенности в себе, по умению делать своими руками.

Средние значения по шкалам методики «Лесенка» В. Г. Щур: самооценка: дети с нормой развития (М=5,6), дети с ЗПР (М=6,5); самооценка (мама): дети с нормой развития (М=6,2), дети с ЗПР (М=6,6); самооценка (учитель): дети с нормой развития (М=5), дети с ЗПР (М=5,8) (рисунок 2.2.3).





Рис.2.2.3. Средние значения по шкалам методики «Лесенка» В. Г. Щур

Дети с нормой развития имеют адекватную самооценку, которая характеризуется адекватно осознанностью собственной идентичности, эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, своих возможностей и действий. Такие испытуемые считают, что мама ценит их больше, чем они сами. Склоняются к тому, что учитель относится к ним адекватно, признавая недостатки и оценивая достоинства.

Дети с ЗПР имеют завышенную самооценку, большая часть детей ставили себя на самую высокую ступеньку. Они не признают и не замечают своих недостатков, не могут оценивать себя адекватно. По их мнению, для мамы они самые лучшие. Учитель в некоторой степени занижает свои оценки по отношению к ним.

Средние значения по шкалам методики «Какой Я» Р. С. Немов: хороший: дети с нормой развития (М=0,7), дети с ЗПР (М=0,59); добрый: дети с нормой развития (М=0,7), дети с ЗПР (М=0,9); умный: дети с нормой развития (М=0,7), дети с ЗПР (М=0,6); послушный: дети с нормой развития (М=0,7), дети с ЗПР (М=0,8); вежливый: дети с нормой развития (М=0,7), дети с ЗПР (М=0,8); трудолюбивый: дети с нормой развития (М=0,6), дети с ЗПР (М=0,6) (рисунок 2.2.4).



Рис.2.2.3. Средние значения по шкалам методики «Какой я» Р. С. Немов

Мы видим, что дети с ЗПР склонны оценивать себя как более добрых, умных, послушных и вежливых, по сравнению с младшими школьниками с нормой развития. Трудолюбие, по мнению испытуемых, находится на одном уровне.

Для подтверждения нашей гипотезы мы использовали Т- критерий Стьюдента для независимых выборок. Т-критерий Стьюдента используется для нахождения различий в 2-х независимых группах. Различия считаются достоверными, если значение «Significance» меньше 0,05 (Приложение 5).

С его помощью мы сравнили полученные показатели испытуемых с нормой развития и детей с ЗПР по используемым методикам и получили следующие статистически значимые различия, показатели которых представим в таблице 2.1.

Методика

Шкала

Статистически значимый показатель

«Диагностика самооценки» Дембо – Рубинштейна

Ум, способности

(самооценка)

р=0,034

Характер (самооценка)

р=0,004

Внешность (самооценка)

р=0,000

Ум, способности

(уровень притязаний)

р=0,017

Внешность

(уровень притязаний)

р=0,040

«Лесенка» В. Г. Щур

Самооценка

р=0,000

«Какой Я» Р. С. Немов

Хороший

р=0,016

Добрый

р=0,016


Таблица 2. 1. Статистически достоверные показатели по используемым методикам

Статистически достоверные различия по методике «Диагностика самооценки» Дембо – Рубинштейна: ум, способности (самооценка) (р=0,034): дети с нормой развития (М=51), дети с ЗПР (М=59); характер (самооценка) (р=0,004): дети с нормой развития (М=51), дети с ЗПР (М=61); внешность (самооценка) (р=0,000): дети с нормой развития (М=53), дети с ЗПР (М=65); ум, способности (уровень притязаний) (р=0,017): дети с нормой развития (М=82), дети с ЗПР (М=72), внешность (уровень притязаний) (р=0,040): дети с нормой развития (М=81), дети с ЗПР (М=73) (рисунок 2.2.5, рисунок 2.2.6).



Рисунок 2.2.5. Статистически достоверные различия по методике «Диагностика самооценки» Дембо – Рубинштейна (самооценка)
Мы видим, что дети с ЗПР имеют более высокую самооценку, они считают себя умными, красивыми, с хорошим характером.



Рисунок 2.2.6. Статистически достоверные различия по методике «Диагностика самооценки» Дембо – Рубинштейна (уровень притязаний)

Дети с ЗПР имеют меньший уровень притязаний, чем дети с нормой развития. Они не так активно стремятся стать умнее, способнее и внешне привлекательнее.

Статистически достоверные различия по методике «Лесенка» В. Г. Щур: самооценка (р=0,000): дети с нормой развития (М=5,6), дети с ЗПР (М=6,5) (рисунок 2.2.7).



Рисунок 2.2.7. Статистически достоверные различия по методике «Лесенка» (шкала самооценка)

Дети с ЗПР имеют завышенную самооценку, а дети с нормой развития адекватную.

Статистически достоверные различия по методике «Какой Я» Р. С. Немов: хороший (р=0,016): дети с нормой развития (М=0,7), дети с ЗПР (М=0,9); добрый (р=0,016): дети с нормой развития (М=0,7), дети с ЗПР (М=0,9) (рисунок 2.2.8).



Рисунок 2.2.8. Статистически достоверные различия по методике «Лесенка» (шкала самооценка) «Какой я» Р. С. Немов

Мы видим, что дети с ЗПР имеют более высокие показатели по характеристикам хороший и добрый, что также указывают на их более высокую самооценку в сравнении со сверстниками с нормой развития.

Таким образом, мы выявили особенности самооценки младших школьников с ЗПР.


Заключение

Изучив и проанализировав теоретический материал по проблеме особенностей самооценки младших школьников с ЗПР, мы пришли к выводу, что большинство ученых под самооценкой понимают отражение степени развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к своей личности в целом. Самооценка – часть «Я – концепции», отождествляемая с эмоционально – ценностным отношением субъекта к себе. Основателем изучения самооценки человека считается У. Джемс.


Дети с задержкой психического развития характеризуются временным нарушением нормального темпа развития, результатом которого является отставание ребенка от возрастных норм. Изучив литературу, мы выяснили, что дети с ЗПР имеют ряд особенностей, например они наивны, непосредственны, слабо воспринимают и перерабатывают информацию, имеют низкий уровень работоспособности, быстро утомляются и др. Многие авторы считают, что самооценка младшего школьника с ЗПР отличается своей неадекватностью, часто она завышена.

В ходе нашего эмпирического исследования мы осуществили сбор эмпирических данных по изучению самооценки младших школьников с нормой развития и младших школьников с ЗПР. Мы выявили средние значения по шкалам используемых методик, что позволило нам получить общую характеристику данных испытуемых.

Так, детей с нормой развития и детей с ЗПР можно охарактеризовать как умных, способных, привлекательных, уверенных, послушных, трудолюбивых, с хорошим характером. Но при этом показатели детей с ЗПР превышают показатели детей с нормой развития.

Далее мы провели сравнительный анализ между испытуемыми с нормой развития и с ЗПР. Мы выяснили, что дети с ЗПР считают себя более умными, способными, привлекательными, хорошими, добрыми, чем младшие школьники с нормой развития. Свой характер они считают близким к идеальному. Самооценка детей с нормой развития адекватная, характеризуется осознанностью собственной идентичности, эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, своих возможностей и действий. Самооценка детей с ЗПР завышенная, они не признают и не замечают своих недостатков, не могут оценивать себя адекватно.

Но при этом дети с ЗПР не имеют ярко выраженных стремлений к развитию и самосовершенствованию, их уровень притязаний значительно ниже.

Таким образом, мы выявили особенности самооценки младших школьников с ЗПР, их самооценка характеризуется высокими показателями, а уровень притязаний более низкими.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Библиографический список