Файл: Курсовая работа на тему Изучение особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В.И. Лубовский считает, что дети с ЗПР имеют недостаточную сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания, таких как концентрация, объем, распределение. 

В.Г. Лутонян отмечает, что у детей с ЗПР продуктивность непроизвольно внимания ниже, чем у их сверстников с нормой развития. Также отставание наблюдается и в мыслительных процессах.

Изучая особенности речевого развития таких детей, С. Г. Шевченко приходит к выводу, что дефекты речи у детей с ЗПР отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности [19, c. 55].

Различные ученые классифицировали ЗПР. Общим в их классификациях было то, что они сходились в мнении, что стойкость ЗПР различна в зависимости от вариативности ее течения. К данным вариантам относятся эмоциональная незрелость, низкий психический тонус, нарушения познавательных функций, дефицитность отдельных корковых функций.

Кратко рассмотрим каждый вариант.

Психологический инфантилизм – это наиболее легкая форма ЗПР. Такие дети имеют первичное нарушение темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, которая является причиной низкой работоспособности, быстрой истощаемости.

ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций – это тяжелые формы проявления ЗПР. Это состояние соотносится с дебильностью. Обучаемость таких детей снижена [19, c. 100].

К. С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР.

Основные клинические типы ее дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:

а) конституционного происхождения;

б) соматогенного происхождения;

в) психогенного происхождения;

г) церебрастенического (церебрально-органического происхождения).

Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

1. Задержка психического развития конституционного происхождения – напоминает нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Дети характеризуются эмоциональной мотивацией поведения, повышенным настроением, непосредственностью, поверхностностью, легкой внушаемостью. Трудности в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.


2.Задержка психического развития соматогенного происхождения – обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения. Такие дети малообщительны, имеют нарушения в построении межличностных отношений. Родители уделяют им много внимания, гиперопекают детей.

3.Задержка психического развития психогенного происхождения. Главной причиной являются неблагоприятные условия воспитания, которые препятствуют развитию личности. Наблюдаются нарушения вегетативных функций, нарушения эмоционального развития.

4. Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения – это дети с органическим поражением ЦНС. Поражение носит очаговый характер и не приводит к умственной отсталости.

Данный вариант встречается часто, он обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.

Причинами данного нарушения, как правило, являются патологии берменности [21, c. 160].

В зарубежной литературе данная проблема также является актуальной. Р. Заззо считает, что с помощью психологических критериев возможно выявить специфические особенности дефекта у различных форм ЗПР.  Автор выдвигает идею о гетерохронии развития, ее суть заключается в том, что психические функции детей с ЗПР формируются в разном темпе. Чем ярче выражен дефект, тем более заметно расхождение между психическими функциями и возрастными показателями нормы развития. Р. Заззо считает, что для более точного изучения ЗПР необходимо собрать комплекс данных о ребенке и его развитию, к ним он относит информацию о течении беременности, характеристика семьи, взаимоотношения родителей, их моральное поведение.

А. Валлон в характеристике ребенка с ЗПР основную роль отводил эмоциям и аффективности. Автор выделил периоды развития психики с определенными функциональными системами и типами взаимодействия ребенка с окружающей средой [22, c. 205]. 

Исходя из анализа литературы можно выделить основные особенности младших школьников с ЗПР:

  1. Наивность, несамостоятельность, непосредственность. Частые конфликты со сверстниками, не восприятие школьных требований;

  2. Отсутствие мотивов учебной деятельности и ее целей;

  3. Замедленное восприятие и переработка информации, необходимость в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций;

  4. Низкий уровень работоспособности, объема и темпа работы, быстрая утомляемость;

  5. Сниженный уровень познавательной активности, недостаточная любознательность;

  6. Несформированность ориентировочного этапа мыслительной деятельности;

  7. Устная речь содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя. В письменной речи делают специфические ошибки;


Таким образом, мы выяснили, что задержка психического развития наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы или имеющие генетически обусловленную недостаточность головного мозга. Младшие школьники с ЗПР в классе ведут себя так же, как в группе детского сада. Дети с ЗПР способны, т.е. они обладают полноценными возможностями для дальнейшего развития, в будущем они способны выполнять текущие задания самостоятельно, без помощи педагога.
1.3. Особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития

Самооценка – это центральное звено в развитии самосознания, она ответсвенна за единство, стабилизацию и целостность личности. Самооценка взаимосвязана со многими психологическими образованиями, каждый из которых влияет на самооценку и ее формирование.

Самооценка младшего школьника отличается с одной стороны неустойчивостью, а с другой она пластична и точна в своих представлениях о собственных физических, интеллектуальных и личностных качеств. Главным образованием в развитии образа Я в этом возрасте является дифференциация и интеграция представлений ребёнка о себе. Со временем самооценка становится рефлексивной, устойчивой, дифференцированной и адекватной.

Но у детей с ЗПР эти качества самооценки не могут сформироваться, из- за нарушения в развитии личности.

Для многих детей с ЗПР младшего школьного возраста характерна неадекватная самооценка. В этом возрасте начинается процесс обучения, который оказывает влияние на эмоциональный фон ребенка. Оценки учителя и школьная успеваемость, в целом, главным образом оказывают влияние на самооценку ребенка [26, c. 35]. 

В исследованиях А. И. Липкиной, Е. И. Савонько и др. было выявлено, что школьники с ЗПР обучающиеся до специальной школы в общеобразовательной, характерна низкая самооценка, они не уверены в себе. В результате несоответствия требований школ и возможностей учащихся, возникает заниженная самооценка, низкий уровень притязаний, повышение уровня тревожности.

А. Г. Липкина изучая динамику самооценки в начальной школе пришла к выводу, что сначала дети не принимают позицию отстающего, которая закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает. Нереализованная потребность выйти из группы, которая считается отстающей, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество детей, отстающих в учебе и считающих себя еще слабее, чем они есть на самом деле, возрастает почти в 3 раза до конца начальной школы. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности, и даже безнадежности. Даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях,
чувство неполноценности, принятие позиции отстающего ученика, имеет негативные последствия. Исследовательница отмечает, что дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на хорошую оценку, не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро удовлетворяются тем уровнем успеваемости, который сложился в начальных классах [16, c. 190].

По мнению Н. Л. Белопольской у детей с ЗПР по причине неудач в учебе исчезает вера в себя, у них формируются такие качества, как пассивность, равнодушие, отличаются выраженной мотивацией избегания и заниженной самооценкой [2, c. 50].

Но также такие авторы, как Н. А. Жулидова, И. В. Коротенко, О. В. Защиринская и др. считают, что снижение критичности у младших школьников с ЗПР к себе приводит к появлению неадекватных,  завышенных самооценок.

В исследовании Т. А. Власовой было выявлено, что обучаясь в специальных классах под влиянием успехов в учёбе, доброжелательного отношения со стороны учителя, учащиеся обретают уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка характеризуется адекватностью [17, c. 32].

А.Д. Виноградова в своих работах отмечала, что младший возраст характеризуется заниженной и завышенной самооценкой. Автор считала, что неадекватная самооценка в младшем школьном возрасте  объясняется незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать результаты с исходным материалом

Как правило, младшие школьники с ЗПР относятся к себе некритично, не умеют адекватно оценить свою деятельность. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий [6, c. 78]. 

И.В. Коротенко считает, что у младших школьников с ЗПР, при получении положительных оценок наблюдается яркое стремление переоценивать себя и свои силы. Автор объясняет это тем, что ребенок, таким образом, пытается компенсировать собственную малоценность искусственной переоценкой личности. Как правило, этот процесс не осознается ребенком. Данные тенденции психики обусловлены давлением со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей младшего школьного возраста с ЗПР, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка [14, c. 92].

Н.А. Жулидова в своём исследовании приходит к выводу, что, чем сильнее выражена задержка психического развития у младших школьников, тем в большей
степени школьники завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе [9, c. 18]. 

Г.В. Грибанова считает, что дети с ЗПР имеют неустойчивую, незрелую, некритичную самооценку, они не достаточно осознают свое Я. Это приводит к повышенной внушаемости и несамостоятельности поведения [7, c. 13]. 

Л. И. Прохоренко в своем исследовании выявила, что самооценка у младших школьников с ЗПР не сформирована. Ее развитие, на фоне интеллектуального и речевого недоразвития, происходит с задержкой и отклонениями [24, c. 77].

М. Н. Кропачева выяснила, что адекватно высокая самооценка преобладает у всех учащихся младшего школьного возраста с ЗПР среди исследуемых ею детей. Автор выявила, что у 66% испытуемых младших школьников с ЗПР высокий уровень самооценки, у 28% средний, у 6% низкий уровень самооценки. Дети с ЗПР некритично оценивают свои возможности в результате низкого уровня осмысления результатов собственной деятельности, что связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы и личности [15, c. 90].

Я. А. Манухина, Д. Ю. Шигашов, В. А. Худик изучали влияние самооценки детей с ЗПР на характер становления их адаптивных способностей. Авторы пришли к выводу, что социально-психологическая адаптация детей с задержкой развития имеет свою специфику, которая определяется, помимо интеллектуальной незрелости, и личностными факторами, а именно специфическими особенностями формирования и содержания Я-концепции, представляющими собой ценный адаптивный ресурс, реализация которого способна повысить общий уровень социально-психологической адаптации [17, c. 35].

Таким образом, существующие исследования самооценки у детей с ЗПР дают понять, что она имеет определенные особенности. По мнению многих авторов, причинами является специфика дефекта в развитии и негативное влияние социума. Чаще всего самооценка младшего школьника с ЗПР завышена, имеет полную зависимость от внешних оценок. У таких детей не сформированы правильные представления о своих личных и физических качествах, возможностях и способностях.