Файл: Влияние физической культуры на успеваемость и умственную деятельность студентов и сотрудников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные результаты исследования заключаются в следующем:    

  • кратковременные нагрузки высокой интенсивности положительно влияют на течение психических процессов; наиболее значительные улучшения памяти и внимания отмечаются через 2 часа после тренировки, мышления - сразу после тренировки и через 3-4 часа после нее; 

  • после необычных физических нагрузок негативное влияние на все психические процессы выявляется через час после окончания занятий и сохраняется не менее трех следующих часов;

  • даже очень высокие, но обычные тренировочные нагрузки днем ​​и вечером положительно сказываются на течении психических процессов; наиболее значительные улучшения наблюдаются через два часа после тренировки; память не претерпевает существенных изменений.  

Таким образом, под воздействием физических нагрузок течение психических процессов может как улучшиться, так и ухудшиться. Это зависит в основном от характерных особенностей физических нагрузок, степени приспособленности к ним обучаемых, особенностей изучаемых психических процессов (сенсорных, перцептивных, мнемонических, психических), периода времени, прошедшего после нагрузки, времени прохождения нагрузки. 

Утренняя гигиеническая гимнастика

Значение утренней гигиенической гимнастики как средства восстановления работоспособности после сна, а также ее систематической практики и как средства укрепления здоровья и работоспособности всесторонне изучено физиологами. Эффект от утренней гимнастики связан с повышением возбудимости нервной системы за счет мощных потоков импульсов от рецепторов многих сенсорных систем, и прежде всего от проприорецепторов, и длительным ее применением, сопровождающимся изменением содержания упражнений., дозировка нагрузки и т. д. связана с улучшением функциональных возможностей организма. Не менее благотворно сказываются утренние гигиенические упражнения на умственную сферу, на умственную работоспособность человека. Это доказано многочисленными психологическими исследованиями, из которых можно сослаться на одно, уникальное, проведенное в начале 30-х годов профессором А.П. Нечаевым. Два года он изучал влияние утренней гимнастики на психическую сферу человека по радио. Собранный и обработанный им огромный достоверный материал позволил установить в 80-97% случаев несомненное прямое положительное влияние утренней зарядки на показатели памяти,
внимания студентов, устранение двигательной инерции или чрезмерного возбуждения. При этом были установлены факты негативного влияния утренней зарядки на возраст и состояние здоровья. Процент случаев такого воздействия колеблется от 4,2% у лиц в возрасте 20 лет до 14,2% у лиц старше 50 лет. Это послужило основанием для дозировки в возможных (при таком широком применении утренней гимнастики) пределах характера упражнений, количества повторений и темпов их выполнения лицами разного возраста и для рекомендации их. при отклонениях в состоянии здоровья начинать утреннюю зарядку по радио только после консультации с врачом. Результаты исследования А.П. Нечаева не утратили своей актуальности и в настоящее время.         

Минуты физической культуры рекомендуется проводить на уроке, чтобы не допустить переутомления и повысить работоспособность школьников. Обычно они включают 3-5 упражнений, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Минуты физкультуры желательно проводить в первую смену - на 3-м и 4-м уроках, а во вторую - на 2-м и 3-м уроках. В случае сильного переутомления их можно включать в каждое занятие за 15-20 минут до его окончания. При подготовке домашнего задания учащимся также рекомендуется делать перерывы в занятиях физкультурой. Комплексы упражнений для зарядки, гимнастики перед уроками и минут физкультуры нужно время от времени менять.     

Гигиена умственного труда

Отличительной особенностью переутомления при умственной работе является то, что человек не сразу замечает это, хотя на самом деле производительность труда снижается. Следует отметить, что умственная работоспособность в первую очередь зависит от характера выполняемой работы, что может отражаться типом активности головного мозга (И.А. Кулак, 1968). Первый тип соответствует работе, при которой необходимая скорость обработки информации обеспечивается при невысокой утомляемости мозга. Это чтение художественной литературы, просмотр знакомого текста, воспроизведение прочно закрепленного в памяти материала. Такую работу можно выполнять без особого утомления по несколько часов подряд. Это связано с тем, что процесс восстановления почти равен энергетическим затратам корковых клеток полушарий головного мозга.     

Второй тип - это активность головного мозга, которая может длиться 1-2 часа при снижении работоспособности корковых клеток на 30%, что считается умеренным утомлением мозга. Это так называемое оперативное мышление (работа различных операторов и диспетчеров), а также повторение забытого текста. 



При третьем типе мозговой активности, характеризующемся высокой интенсивностью (запоминание нового материала, иностранных слов, создание новых идей на основе старых и т. д.), Работа без снижения продуктивности может продолжаться без отдыха не более 40-50 минут.. При этом умственная работоспособность снижается на 50%. 

Поэтому очень важны своевременные перерывы для восстановления работоспособности. Следует отметить, что следы мыслительных процессов в головном мозге затухают медленно. Поэтому 5-10-минутные перерывы, отведенные для отдыха после 1-2 часов работы, в зависимости от вида умственной работы, не влияют на эффективность последующей работы, а помогают зарядить корковые клетки энергией. Короткая прогулка, комплекс физических упражнений, дыхательные упражнения активизируют состояние мозга, тонизируют вегетативную нервную систему, тем самым способствуя повышению умственной работоспособности.   

Исследования показывают, что умственная работоспособность значительно меняется в течение дня: сначала наступает период тренировок, затем период повышения работоспособности, а затем - снижение. После обеденного перерыва эти фазы повторяются. Наименьшее усвоение материала отмечается в 21-22 часа. Поэтому утром и перед сном продуктивность умственного труда обычно невысока.   


Известный российский физиолог М.И. Виноградов на основе изучения деятельности нервной системы обозначил следующие условия, необходимые для успешной умственной работы:

  1. Вовлекайтесь в работу постепенно, как после ночного сна, так и после отпуска.

  2. Выберите свой индивидуальный ритм работы. Оптимальный ритм - средний: утомляет не только аритмия, но и чрезмерная скорость умственной работы. 

  3. Соблюдайте обычную последовательность и систематичность умственной работы. Работоспособность человека намного выше, если он придерживается заранее запланированного распорядка дня, обычной последовательности смены типов умственной работы.  

  4. Установите правильное чередование работы и отдыха.

  5. Успех в умственном труде выше, если общество к нему относится положительно.

Умственная работоспособность также во многом зависит от ряда внешних факторов. Таким образом, оптимальная температура воздуха для умственной работы составляет 18-22 °, а относительная влажность 50-70%.

Одежда должна быть простой, не стеснять движений. Особенно важно, чтобы воротник рубашки не пережимал сосуды шеи. Также необходимо следить за правильной осанкой. Вы должны сидеть, выпрямив туловище и слегка приподняв голову. При сутулой спине и наклоне головы в сторону сжимаются легкие и сердце, сдавливаются сонные артерии, искривлен позвоночник.    

На столе у ​​каждого работника умственного труда должна быть наклонная подставка (пюпитр) для книги. Когда читаемый текст расположен под углом, близким к 90 °, мышцы глазного яблока меньше устают, легче держать спину прямо. Освещение стола должно быть равномерно распределено по рабочей поверхности. Желательно, чтобы источник света был слева. Достаточная освещенность рабочего места 75-100 лк.    

Особенно активны клетки головного мозга. Следовательно, их потребность в кислороде намного выше, чем у других клеток тела. Таким образом, мозг поглощает 20% всего кислорода, потребляемого человеком в состоянии покоя (вес мозга составляет около 2,5% от веса тела). При снижении содержания кислорода в помещении до 13% вместо обычных 21% количество ошибок в умственной работе увеличивается на 45,2%. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, помимо снижения процентного содержания кислорода, при большом количестве людей накапливаются аммиак, сероводород и другие вредные соединения. Все это негативно сказывается на продуктивности умственного труда. Поэтому одним из важных гигиенических правил умственного труда считается регулярное проветривание помещения.      


Заключение

На основании анализа научно-методической литературы материала, представленного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы.

Отличительной особенностью переутомления при умственной работе является то, что человек не сразу замечает это, хотя на самом деле производительность труда снижается. Следует отметить, что умственная работоспособность в первую очередь зависит от характера выполняемой работы, которая может отображаться по типу мозговой деятельности. 

Проблема взаимосвязи умственного и физического, умственного и двигательного развития человека не получила однозначного решения за длительный период своего изучения. В одних случаях утверждали благотворное влияние физической, двигательной активности на умственное развитие, в других даже отрицали, в других отмечали самостоятельность их развития. На современном уровне знаний с позиций теории функциональных систем и принципа единства сознания и деятельности невозможно отрицать взаимную связь психического и двигательного развития.   

Занятия физической культурой в течение учебного дня, гимнастика перед уроками, подвижные игры во время перемены и перерывы в занятиях физкультурой способствуют сохранению и повышению умственной работоспособности в течение учебного дня.

Под влиянием физических упражнений происходят положительные изменения умственной работоспособности школьников и студентов в течение учебной недели и года. Даже во время экзаменационных сессий, как убедительно показали исследования К.В. Волкова, ежедневные одночасовые занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, особенно на свежем воздухе, способствуют поддержанию высокой умственной работоспособности и положительно влияют на успеваемость студентов.  

Также для активизации умственной деятельности студентов в процессе занятий физкультурой и спортом важно:

  • обеспечить проведение занятий в условиях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким), в том числе необходимость соблюдения учащимися режима дня, питания, отдыха, движение;

  • предоставить студентам информацию с достаточно высокой избыточностью, что снижает возможность ее искажения при передаче и восприятии

  • при использовании средств визуализации соблюдать нормы яркости, освещенности, контрастности, размер изображения в зависимости от размера аудитории;

  • в полной мере использовать возможности устной речи как средства управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонация, паузы - сильные ориентиры для слушателя в содержании сообщения; 

  • учитывать эмоциональный фактор, благодаря которому интеллектуальность труда значительно возрастает;

  • использовать визуализацию, графики, диаграммы в качестве справочного материала для активации восприятия и памяти;

  • напоминать учащимся о важности соблюдения распорядка дня.