Файл: Влияние физической культуры на успеваемость и умственную деятельность студентов и сотрудников.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности проявления памяти
Память - это процессы запоминания, запоминания и воспроизведения мыслей, образов, эмоций и движений человеком. Другими словами, память - это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти - накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезли бы без следа.
Память создает условия для нормального функционирования мышления: все идеи и концепции хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек контролирует свое поведение и деятельность. Без памяти человек всегда оставался бы в состоянии новорожденного.
На занятиях физической культурой проявляются все виды памяти: при показе физических упражнений ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при объяснении (описании, рассказывании) - слуховом и вербально-логическом; при выполнении физических упражнений - двигательных, тактильных, вестибулярных.
Зрительная память связана с запоминанием, хранением и воспроизведением визуальных образов, например, выученного упражнения. Также он используется при демонстрации учителем физических упражнений, при обучении тактическим действиям, различным сочетаниям спортивных движений и т. д.
Слуховая память связана с запоминанием звуков. Вербально-логическая память необходима для запоминания, сохранения и воспроизведения слов и понятий. Если слуховая память в основном обеспечивает ориентацию человека в окружающей среде, то словесно-логическая память помогает человеку думать (используя внутреннюю речь), передавать информацию (внешнюю речь) и понимать высказывания других людей.
Особую роль в физическом воспитании играет двигательная, тактильная и вестибулярная память, связанная с запоминанием, хранением и воспроизведением сигналов, поступающих в кору головного мозга от проприорецепторов, от рецепторов кожи и вестибулярного аппарата. Эти типы памяти используются человеком при обучении и выполнении физических упражнений. Известно, что разные движения (их параметры) запоминаются с разной степенью силы. Сложнее запоминать ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необходимых для выполнения определенных действий, легче - пространственные параметры действий, еще проще - временные параметры движений. Экспериментально доказано, что соотношение степени запоминания по этим параметрам можно представить как 7: 2: 1. Известны также особенности запоминания параметров движений по возрастным периодам. Так, ученики I-III классов больше времени уделяют запоминанию движений. По сравнению со старшеклассниками они тратят больше времени: 50% - на запоминание степени мышечного усилия; на 25% - запоминание объема движений; на 11% - усвоение временных соотношений движений.
Эмоциональная память - это память об эмоциональных переживаниях. Чувства, переживаемые и хранящиеся в памяти, действуют как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от него. Негативные эмоциональные воспоминания могут вызвать у ученика неуверенность при выполнении физических упражнений, иногда даже отказываясь их делать. Положительные эмоциональные воспоминания побуждают ученика к действию, делают его более уверенным.
Любая деятельность в жизни человека, в том числе спорт, закрепляется во всех типах его памяти, составляя целостные образования. Из интегральных типов памяти в физическом воспитании особое значение имеет память на движения. Они запоминаются визуально, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и появления в памяти определенных образов фиксируется целостный образ физического упражнения, который впоследствии становится эталоном управления движениями при выполнении двигательных действий.
Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
Перед современным учителем физкультуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учеников на уроках. Для этого необходимо, чтобы учащиеся интересовались концепцией физических упражнений, стремились развивать необходимые для этого физические и умственные качества и получали от этих уроков удовлетворение.
Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух формах: познавательной и двигательной.
Познавательная деятельность студентов заключается в внимательном восприятии учебного материала и содержательном отношении к нему, что обуславливает его длительное усвоение.
Физическая активность студентов связана с прямым, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.
Другими словами, как познавательная, так и физическая активность в первую очередь характеризуются умственной активностью ученика.
Исходя из двойного определения психической деятельности человека (биологической и социальной), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физкультуры. К ним относятся:
-
биологические факторы: необходимость передвижения, необходимость сохранения жизни и здоровья; -
социальные факторы: особенности организации занятий в классе, оценка деятельности другими людьми, особенно учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели физических упражнений.
Интерес - это сознательное позитивное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта. В психологии интерес характеризуется рядом специфических качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к объекту), стабильность (продолжительность интереса к любому объекту), мотивация (степень осознанности или случайности)., намеренный интерес), эффективность (проявление активности для удовлетворения интереса).
Интересы студентов на уроках физкультуры довольно разнообразны: стремление укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и умственные качества (волю и т. д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также различаются. Девочки чаще хотят сформировать красивую фигуру, развить гибкость, улучшить грацию движений, походку и т. д. Мальчики, как правило, хотят развить силу, выносливость, ловкость и ловкость.
Привлекательность физической культуры также имеет характерные возрастные особенности. Младших школьников в первую очередь движет интерес к физической активности в целом (исходя из первичных мотивов). Они любят бегать, прыгать и играть даже без уроков физкультуры.
Подростки занимаются физической активностью, используя мотивы личностного развития (вторичные мотивы). Например, ими движет желание быть похожим на любого героя, который является их кумиром, образцом для подражания, или развить мышечную массу, чтобы иметь авторитет среди определенного круга людей.
Учащиеся старших классов отдают приоритет мотивам, связанным с их жизненными планами. Их занятия физическими упражнениями в первую очередь вызваны целью подготовки к конкретной будущей профессиональной деятельности.
Каждый учитель физкультуры, стремящийся к тому, чтобы учащиеся проявляли высокую активность на уроках, должен выстраивать учебный процесс с учетом возрастных особенностей и мотивации учащихся.
Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физкультуры
Активность учащихся во многом зависит от множества факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.
Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе на уроках физкультуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на протяжении всего урока. Однако эмоциональный фон во время урока может измениться. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как предмету, физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроения, поведения и самочувствия учеников. учитель.
Есть несколько основных факторов, которые способствуют эмоциональности урока и заставляют учащихся получать удовольствие от упражнения.
Среда на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность класса, иногда превращая все это в шутку. Урок физкультуры всегда приносит удовлетворение и радость, если ученики двигаются и не сидят скучно на скамейках, если видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и отчетливо ощущают результаты своей работы. Чрезмерное возбуждение учителя (суетливость, шумность), как правило, приводит к усилению неорганизованной активности учащихся. Не стоит смешить и развлечь школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и ясность действий учителя перемежались улыбками, словами ободрения учеников на успехи, поощрения в случае временных неудач.
Использование игровых и соревновательных приемов в силу своих психологических особенностей всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнять учебные задания становится практически невозможно. Сильные эмоции по своей природе затухают надолго после окончания игры или соревнования, поэтому эти приемы следует использовать на уроке, определив их место, форму и меру.
Соревновательные упражнения рекомендуется планировать в конце урока. Совершенно недопустимо использовать их до изучения техники выполнения физических упражнений.
Игра - привычный для школьников вид деятельности. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления физической активности, учащиеся усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают умственные и физические качества, коммуникативные навыки. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом педагог, создавая для учеников определенный игровой сюжет деятельности, включает программный учебный материал в содержание урока. Применяя этот метод, педагог сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнить соответствующую сюжету роль. С возрастом школьников нужно использовать игры, которые становятся все более реалистичными. Это могут быть самые разные спортивные игры, сначала с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.
Разнообразные инструменты и методы, использованные на уроке. Известно, что однообразные физические нагрузки приводят к развитию неблагоприятных психических состояний: однообразия, душевного насыщения.
Есть много способов разнообразить средства и методы преподавания уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию уроков; включать различные новые физические упражнения (например, различные упражнения по содержанию могут использоваться для развития тех же физических качеств); изменить обстановку, условия занятия (переход из спортзала в воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающие упражнения во вводной части занятия).
Правильная постановка задач урока. Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности школьников на уроках физического воспитания, отмечают снижение учебной активности учеников из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задач урока. Наиболее типичными из них являются следующие:
-
учитель перечисляет упражнения, которые ученики будут выполнять на уроке, вместо того, чтобы ставить задачу, которую нужно решить; -
задача, поставленная учителем, значима для него, а не для учеников; -
учитель ставит неспецифическую задачу (научимся бросать, научимся играть в баскетбол); -
учитель ставит перед учениками непривлекательные задания; конкретная и четко сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебное задание соответствовало интересам студентов и их потребностям; -
учитель ставит перед учениками задачу, которая недостижима в рамках одного урока. Это создает у студентов впечатление, что усилия, которые они потратят на этом уроке, напрасны.