Файл: Влияние физической культуры на успеваемость и умственную деятельность студентов и сотрудников.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оптимизация нагрузки школьников на уроках. Оптимальной загруженности студентов на уроке можно добиться за счет ряда специальных организационно-дидактических мероприятий, основными из которых являются:
-
устранение ненужных пауз в уроке, которое осуществляется несколькими способами: путем обеспечения всех членов учебной группы спортивным инвентарем; выполнение подготовительных и ведущих упражнений со студентами в паузах; инструктаж студентов контролировать качество упражнений, выполняемых одноклассниками; -
постоянный контроль учителя за учениками на протяжении всего урока (учеников предупреждают, что все их действия и поведение будут оцениваться, и оценивается не только уровень знаний, навыков и умений, приобретенных ими на уроке, но и также их активность, внимательность и дисциплина); -
включение в учебную деятельность всех учащихся, даже тех, кто освобожден от физических упражнений. Освобожденным, присутствующим на уроке, дается задание внимательно следить за тем, что делают другие, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных навыков, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Выпущенные студенты должны быть привлечены к судейству, использоваться в роли помощников организаторов.
Дидактические принципы
Активность школьников на уроках физической культуры определяется тем, насколько учитель соблюдает дидактические принципы организации педагогического процесса. В рамках данного учебника невозможно рассмотреть все существующие принципы, которые условно разделены на две группы: одна отражает идеологическую сторону учебно-методического процесса, другая - процедурную и техническую.
Наверное, стоит остановиться на тех, которые могут способствовать повышению учебной активности студентов. Основные из них следующие:
-
принцип оптимальной сложности заданий: задание, данное учащимся для выполнения, должно быть в их силах и в то же время заставлять их прилагать значительные усилия; Определяя оптимальную сложность задания, педагог должен учитывать следующие факторы: координационная сложность упражнения; количество затраченных физических усилий; боязнь студентов не справиться с упражнением; степень понимания студентами сложности задания; -
принцип сознательности: студенты должны осознавать роль физических упражнений в нравственном, волевом, эстетическом и этическом воспитании, важность малой физической активности для здоровья человека, необходимость физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; -
принцип связи обучения с практической жизнью, сознательное усвоение учебного материала полностью отмечается только в том случае, если оно имеет определенный жизненный смысл для ученика, поэтому преподаватель должен постоянно показывать ученикам связь между изучаемыми упражнениями и практической жизнью, акцентируя внимание внимание студентов не на технической чистоте выполнения упражнений, а на их значении для развития умственных и физических качеств, моторики и умений; -
принцип индивидуализации: под этим термином подразумевается вовсе не индивидуальная работа с отдельным учеником, а индивидуальные особенности каждого ученика, которые должен учитывать преподаватель.
На уроках физической культуры принцип индивидуализации проявляется в выборе и выполнении учебных задач: каждый человек вырабатывает свой темп усвоения учебного материала (в зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей темперамента и характера) и индивидуальный оптимальный уровень нагрузки (в психофизиологическом аспекте). В соответствии с этим учитель физкультуры обязан индивидуализировать меру воздействия на учащихся.
Двигательная активность и умственное развитие человека
Проблема взаимосвязи умственного и физического, умственного и двигательного развития человека не получила однозначного решения за длительный период своего изучения. В одних случаях утверждали благотворное влияние физической, двигательной активности на умственное развитие, в других даже отрицали, в других отмечали самостоятельность их развития. На современном уровне знаний с позиций теории функциональных систем и принципа единства сознания и деятельности невозможно отрицать взаимную связь психического и двигательного развития. Более того, можно с достаточными основаниями утверждать о наличии несомненной и действенной связи между двигательной функцией и психическим развитием человека. Об этом свидетельствуют работы психологов А.Б. Эльконина, Н.Х. Швачкин и другие. Особенно ярко они представлены в экспериментальных исследованиях М. М. Кольцевидная обобщающая функция мозга. На основе большого фактического материала она установила, что первичное обобщение внешних признаков предметов на уровне формирования целостного образа конкретных игрушек-предметов создается на основе формирования системы сенсорные связи - зрительные, слуховые, тактильные и др. Лишение ребенка физической активности резко отрицательно сказалось на создании и сохранении обобщенного образа предметов. Даже... для развития обобщающего действия слова... важно включать двигательный анализатор как можно шире.
Чем больше двигательных реакций развито на слово, тем успешнее развивается обобщающая функция слова. В психологии физического воспитания и спорта исследования многих авторов показали положительное влияние гимнастики, спортивных игр, школьных уроков физической культуры на улучшение зрительной перцептивной функции, кинестезии, внимания, памяти и других психических процессов. Установлено, что существует взаимосвязь в развитии двигательных качеств и психических процессов, которая проявляется на протяжении всего школьного периода. В раннем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с развитием восприятия, в средней и старшей школе возраст - с мыслительными процессами.
Наибольшее количество связей с умственными процессами в младшем школьном возрасте имеет аджилити, у подростков - сила, скорость, статическая выносливость, у старших школьников - выносливость, сила, скорость. В развитии как самих двигательных качеств и психических процессов, так и взаимосвязи между ними проявляются общие закономерности онтогенеза - неравномерность и гетерохронизм. Особенности этих связей позволили выделить ведущие двигательные качества у обследованных школьников 8-12 лет. Ловкость - такое качество у 9-летних мальчиков и девочек.
В специальном формирующем эксперименте она показала, что построение уроков физкультуры с упором на развитие ловкости не только способствовало значительному увеличению показателей ловкости и быстроты (за счет сокращения времени реакции), но и имело положительный эффект. влияет на развитие перцептивных, мнемонических и мыслительных процессов у мальчиков. девочки - для улучшения времени реакции и эффективности занятий в режиме информационного поиска, то есть для улучшения процессов восприятия и мышления.
Таким образом, становится все более уверенным, что при определенном содержании, методике и организации занятий физическое воспитание и спортивная деятельность в общей системе формирования личности являются действенными факторами не только физического, но и умственного развития.
Влияние физического воспитания на умственную работоспособность
Выяснение влияния занятий гимнастикой на умственную работоспособность школьников явилось первым направлением в истории психологии при изучении влияния физических упражнений на психическую сферу человека. Он начался в последней четверти прошлого века в связи с решением практического вопроса о месте занятий гимнастикой в расписании учебного дня учащихся разных классов. Исследования проводились без учета содержания, методики, организации уроков, с использованием различных и далеко не совершенных методик, поэтому их результаты были противоречивыми. По одним данным занятия гимнастикой способствовали повышению работоспособности учеников, по другим - вызывали выраженное умственное переутомление.
В настоящее время по данной проблеме накоплен огромный фактический материал, полученный при изучении умственной деятельности школьников и студентов. Это позволяет сделать ряд обобщений.
Итак, Ю.М. Пратуевич считал, что уроки физической культуры в учебный день, гимнастика перед уроками, подвижные игры во время перемены и перерывы в занятиях физкультурой способствуют сохранению и повышению умственной работоспособности в течение учебного дня.
Даже насыщение занятий физической культурой большими интеллектуальными нагрузками на фоне высоких физических нагрузок, как показывают исследования, не только не влияет отрицательно на умственную работоспособность учащихся при последующих занятиях общеобразовательными предметами, но способствует ее повышению. Это создает предпосылки для повышения эффективности учебного процесса в учебный день.
Под влиянием физических упражнений происходят положительные изменения умственной работоспособности школьников и студентов в течение учебной недели и года. Даже во время экзаменационных сессий, как убедительно показали исследования К.В. Волкова, ежедневные одночасовые занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, особенно на свежем воздухе, способствуют поддержанию высокой умственной работоспособности и имеют положительно влияет на успеваемость студентов. Студенты, дополнительно занимающиеся в спортивных секциях, имеют более высокие показатели умственной работоспособности, чем студенты, посещающие только обязательные уроки физкультуры.
Результаты исследований указывают на тесную взаимосвязь между интеллектуальным и психомоторным развитием: более высокий уровень психомоторного развития соответствует более высокому уровню интеллектуального развития, что, естественно, определяет продуктивность умственного труда. У школьников с низким уровнем физического развития умственная работоспособность не только ниже, но и менее устойчива, чем у школьников со средним и хорошим физическим развитием.
Отставание детей в физическом развитии, как правило, сопровождается задержкой умственного развития. Общая моторная отсталость возникает тем чаще, чем ниже интеллект. Однако большое количество исследований доказало, что специальные корректирующие и восстанавливающие физические упражнения положительно влияют на интеллектуальные и эмоциональные проявления детей с задержкой умственного развития. Систематические занятия спортом положительно влияют на успеваемость учащихся, что в этом аспекте можно рассматривать как неотъемлемый показатель умственной работоспособности и интеллектуального развития. При сравнении средней успеваемости спортсменов и не спортсменов в большинстве случаев оказывается, что у спортсменов значительно больше отличных и хороших оценок, чем у не спортсменов, и меньше удовлетворительных и неудовлетворительных.
Вопрос о механизмах разнообразных благотворных эффектов физического воспитания и спорта очень сложен. Желательно рассмотреть только один из ее аспектов. Не требуется доказательств того, что напряженная (как физическая, так и умственная) работа вызывает утомление, а физические упражнения снимают его. Физиологический механизм этого явления изучен с большой глубиной и тщательностью с использованием комплекса физиологических и электрофизиологических методов.
Изучено влияние соревнований по бегу, лыжным гонкам, фехтованию, плаванию, спортивным играм на мнемонические процессы, внимание, пространственную дискриминацию, чувство времени, произвольную регуляцию сенсорно-перцептивных процессов. Общий результат этих исследований сводится к тому, что соревновательные нагрузки вызывают явления выраженного утомления, характеризующиеся снижением полезности функций пространственного различения, ориентации во времени (чувства времени), памяти, внимания и т. д. восприятие и обработка информации, произвольная регуляция сенсорно-перцептивных процессов. Однако степень этих изменений и скорость восстановления изучаемых психических процессов во многом зависят от уровня подготовленности спортсменов. Установлено, что у более подготовленных спортсменов процесс восстановления идет быстрее и, так сказать, полнее. Например, у хорошо подготовленных лыжников после 50-километрового забега объем памяти снижается на 30%, у менее подготовленных лыжников - на 41,1%. После 18-20 часов отдыха объем памяти у первого остается уменьшенным всего на 12,6%, а у второго - на 33,3%. Качественные характеристики процесса запоминания выразительны. Если перед гонкой 77% более подготовленных и 72% менее подготовленных лыжников использовали логическое запоминание экспериментального материала, то после гонки эти показатели снизились до 30 и 39% соответственно. После 18-20 часов отдыха 60% более подготовленных лыжников снова продемонстрировали способность логически запоминать материал, в то время как у менее подготовленных лыжников 39% не изменились.
Эти и другие факторы привели к выводу, что способ улучшить физическую форму лежит через утомление.
Это подтверждается и фактами, свидетельствующими о том, что ранее установленные в физиологии и биохимии спорта явления экономизации и гиперкомпенсации обнаруживаются и в изменениях психических процессов. Регулирующая функция сознания играет особую роль в проявлениях экономии, а также в мобилизации резервных возможностей организма в условиях интенсивных, преимущественно длительных, стрессов. Существенным и новым дополнением к изложенным выводам являются выводы, полученные при исследовании влияния тренировочных и соревновательных нагрузок на пловцов. Он изучал изменения сенсомоторных реакций, внимания, памяти, мышления, а также поиск информации, требующий комплексного проявления психических процессов в условиях цейтнота.