Файл: Влияние физической культуры на успеваемость и умственную деятельность студентов и сотрудников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эмоциональное напряжение еще более выражено при защите диссертации. В наиболее напряженные моменты у кандидата и его научного руководителя пульс составляет 170 уд / мин, т.е. сердце работает на пределе своих физиологических возможностей.  

Влияние эмоций на организм при умственной работе зависит от заинтересованности человека в выполнении работы (любопытство, желание проявить свои способности, боязнь потерять престиж, необходимость, энтузиазм и т. д.), От сложности решения интеллектуальных задач, отсутствия время, состояние здоровья и вид высшего образования. нервная деятельность человека, а также из предыдущего опыта. В то же время изменения активности сердечно-сосудистой системы, возникающие при напряженной умственной работе, быстрее нормализуются при достаточной двигательной активности человека и более стойко сохраняются при гипокинезии. Кроме того, низкая физическая активность, длительная сидячая поза человека умственного труда не обеспечивают необходимого уровня метаболизма и окислительных процессов. Миллиарды капилляров бездействуют, происходит застой крови в нижних легких, брюшной полости и нижних конечностях. Ухудшается работа кишечника, появляются запоры, заложенность в области малого таза, что может способствовать возникновению геморроя. Слабость мышц живота, характерная для людей умственного труда, приводит к его выпячиванию вперед. Опущение передней стенки брюшной полости влечет за собой опущение всех внутренних органов. Это мешает их нормальной работе, объясняет появление тянущих болей в эпигастральной области, чувство тяжести в животе, изжогу. Длительный умственный труд без соблюдения надлежащего режима труда и отдыха приводит к возникновению различных заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем, нарушениям жирового и углеводного обмена, невралгическим заболеваниям и т. д. Согласно медицинской статистике, атеросклероз у людей с психическим заболеванием роды происходят в 11 раз чаще, чем люди физического труда. Инфаркт миокарда у сотрудников бывает в 2-3 раза чаще, чем у рабочих. У людей, занимающихся умственной деятельностью, физическое развитие ниже, чем у занимающихся физическим трудом. Например, спирометрия у мужчин - представителей умственного труда составила 4143 см3, у представителей физического труда - 4878. При одинаковом росте вес умственных работников выше, что рассматривается в медицине как неблагоприятный фактор, способствующий развитию сердечно-сосудистые заболевания.             


Психологические основы обучения на уроках физической культуры

Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости

Внимание - это направление и концентрация сознания на каком-то объекте, явлении, действии. Главная особенность внимания в том, что оно не существует вне действия, само по себе. Только выполняя перцептивные, мысленные или двигательные (в том числе различные комбинированные) действия, человек включает механизмы внимания. Не случайно внимание характеризуется как процесс, обеспечивающий рабочее состояние сознания.   

Функционирование внимания связано с процессом активации неспецифических участков головного мозга: от ретикулярной формации до коры головного мозга (лобных долей). Активация приводит к возникновению доминирующего очага возбуждения, который способствует направлению и концентрации сознания человека на стимуле, значимом для него в данный момент. При этом подавляется восприятие других сигналов, одновременно поступающих из внутренней и внешней среды.  

В психологии различают три типа внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (намеренное) и пост-произвольное.

Непроизвольное внимание связано с воздействием на органы чувств различного рода раздражителей. Легкость возникновения реакции на раздражитель зависит от его силы, новизны и контрастности. Более сильные стимулы привлекают больше внимания, менее сильные - меньше; именно они вызывают ориентировочную реакцию человека (по И. П. Павлову рефлекс типа Что это?).   

Произвольное внимание всегда возникает в результате волевых усилий человека либо организовать направленную концентрацию на объекте, либо изменить интенсивность внимания. Особенно заметна роль волевых усилий, когда сложно сконцентрироваться. 

Постспонтанное внимание возникает в тех случаях, когда происходящее не сразу интересует человека. Если вначале человек прилагал значительные волевые усилия, чтобы сосредоточить свое сознание на выполнении этой деятельности, то при появлении интереса дополнительных волевых усилий для дальнейшего удержания внимания уже не требуется. Внимание невольно удерживается (конечно).  

На уроках физкультуры следует использовать все виды внимания учеников. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается умственное напряжение, что со временем может привести учащихся к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активация непроизвольного внимания влечет переход учебного занятия в акт развлечения, и решение учебно-воспитательных задач становится невозможным.  



Следовательно, только умелое чередование активации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой. Итак, при изучении физического упражнения, когда студенты овладевают им, важно активировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основу для деятельности. Когда школьникам приходится либо самостоятельно планировать упражнение, либо мысленно повторять его, либо осуществлять самоконтроль при его выполнении, необходимо преобладание произвольного внутреннего внимания. При выполнении различных образовательных мероприятий могут преобладать определенные виды внимания. Например, в основной деятельности учитель может актуализировать различные виды внимания и, наоборот, в качестве релаксации может целенаправленно отвлекать внимание школьников.       

В младшем школьном возрасте непроизвольное внимание легко возникает по отношению к внешним объектам, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. К тому же устойчивость произвольного внимания у них недолговечна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности всего 10-15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не могут сконцентрироваться на выполнении 7-8 упражнений подряд, даже если они планируют 8-10 минут. Уже в пятом упражнении наблюдается большое количество отвлекающих факторов. В соответствии с особенностями этого периода развития психики учащимся младших классов сложно сосредоточиться на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя на основе оценки, которую им дают взрослые, что вызывает интерес к учебной деятельности, формирует компетенцию как аспект самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, представляет собой центральное психическое новообразование младшего школьника...      

Следовательно, учитель физкультуры, работающий с младшими школьниками, должен, прежде всего, не затягивать выполнение какого-либо упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, показывать им больше.

Учащиеся среднего уровня обладают способностью удерживать произвольное внимание от 40 до 45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это, их отвлечение увеличивается. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивным поведением, нетерпеливостью, стремлением к независимости, повышением потребности в физических нагрузках. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий. Склонность к самоанализу и поиску своего Я порождает противоречивость в личностных проявлениях подростка.    


Учитель физкультуры должен: использовать разнообразные проблемные методы обучения, использовать социальную активность подростка, поддерживать диалог с учениками, проводить индивидуальные тренировки, максимально обогащая содержание учебного материала жизненно важными, социокультурными и социокультурными аспектами. -экономическая информация, соответствующая современному уровню развития общества.

У старшеклассников есть серьезные мотивы к долгосрочному вниманию и они действуют осознанно. У них ярко выраженное стремление к самопознанию и самосовершенствованию, поэтому внимательны к любой информации (рассказ, демонстрация упражнений). Их интерес распространяется, например, на выяснение биомеханических паттернов движений. Если для младших школьников и подростков основным фактором, организующим внимание, является форма изложения учебного материала, то для старшеклассников становится важным содержание.   

Есть разные способы поддерживать постоянное внимание на уроках физкультуры. Система, предложенная Е.П. Ильиным, достаточно эффективна, обеспечивая повышение, устойчивость произвольного внимания, которая включает в себя следующие меры: 

На протяжении всего урока поддерживайте дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.


При постановке задач урока:

  1. Четко определите цель и задачи урока, разбив задание урока на этапы.

  2. Ставя задачу, проверьте, принимают ли ее учащиеся, понимают ли они.

При объяснении упражнений:

  1. Покажите логическую связь между отдельными задачами, чтобы переход от одной к другой был как бы продолжением единого процесса. Особенно важно соблюдать это правило при проведении теоретических занятий. 

  2. Не просто объясняйте материал, но размышляйте о наиболее эффективном способе решения проблемы, задавая вопросы учащимся, вовлекая их в процесс их мышления.

  3. Объяснения давайте бодрым голосом, не затягивая их, не превращая в длинные монологи.

Когда учащиеся выполняют учебное задание:

  1. Выберите оптимальный темп работы для данной группы студентов. Низкий темп отпугивает, рассеивает внимание, высокий темп не дает времени сконцентрироваться, может вызвать переутомление, что также приводит к снижению интенсивности внимания. 

  2. Спланируйте оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания в результате однообразия или утомления, а слишком маленький - неполной нагрузки и появления пауз из-за отвлечения учащихся. 

  3. Внесите в процесс урока элементы соревнований или игры. Следует помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточиться на технической части упражнения, поэтому нецелесообразно использовать упражнения, приносящие детям радость и удовольствие, до изучения техники движений. 

  4. Стимулируйте внимание студентов в определенные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.

  5. Постепенно раскрывайте все больше и больше нюансов в разучиваемом упражнении. Покажите различные варианты выполнения этого упражнения. 

  6. Устранить причины негативного отношения студентов к разучиваемым упражнениям, возникающие, например, из-за страха.

  7. Организуйте место для занятия заранее, чтобы не терять время на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовка гимнастического снаряда и т. д.).