Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Привнесение лишнего вопроса и действия.
2. Исключение нужного вопроса и действия.
4. Случайный подбор чисел и действий.
1. Работа над содержанием задачи.
6. Последующая работа над решенной задачей.
а) разбор непонятных слов или выражений;
б) чтение текста задачи учителем и учащимся;
г) повторение задачи по вопросам.
3. Схематическая форма записи.
1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.
2. Проверять реальность ответа.
1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.
2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.
1. К готовому условию подобрать вопросы.
2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.
-
простая задача – это задача, решение которой выполняется в одно арифметическое действие; -
составная задача – это задача, решение которой выполняется несколькими действиями, связанными между собой (независимо от того, будут ли это разные или одинаковые действия.)
Способы решения текстовых задач:
-
арифметический – ответ на вопрос задачи находится в результате выполнения арифметических действий над числами; -
алгебраический – ответ на вопрос задачи находиться в результате составления и решения уравнения; -
графический – ответ на вопрос задачи, которую дети могут дать, опираясь на чертеж.
Этапы решения задачи по Бантовой М.А.:
1) ознакомление с содержанием задачи;
2) поиск решения задачи;
3) выполнение решения задачи;
4) проверка решения задачи.
-
Задачи и содержание изучения геометрического материала в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Составление опорных схем для определений
****- ЭТО _____что______, КОТОРАЯ____ (описание основных свойств)_____ И___ (описание дополнительных свойств)______
-
Треугольник — это геометрическая фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, последовательно соединенных отрезками. -
Многоугольник — это геометрическая фигура, которая состоит из нескольких точек плоскости, поочередно соединённых между собой непересекающимися отрезками. -
Параллелограмм- это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
Составление блок-схем и заполнение их на уроке:
многоугольники | |||||||||||
выпуклые | невыпуклые | ||||||||||
треугольники | четырехугольники | другие n-угольники | | ||||||||
равносторонние | равнобедренные | прямоугольные | параллелограмм | трапеция | | | |||||
| | прямоугольник | ромб | прямоугольная | равнобедренная | | | ||||
| | квадрат | | | | | |
Мнемонические правила:
Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам
Медиана обезьяна – сидит на стороне и делит ее на половинки… ДВЕ!
Высота – перпендикулярная красота!
Все тригонометрические функции в I четверти принимают положительные значения ( «+»);
у синуса знаки расположены горизонтально,
у косинуса – вертикально, а
у тангенса и котангенса – крест-накрест.
Учащиеся прекрасно запоминают, что у тангенса и котангенса знаки располагаются крест-накрест, но забывают, у какой функции (синуса или косинуса. В этом случае поможет следующее правило: произносить слова «синус» и «косинус» нужно нараспев, выделяя ударную гласную и фиксируя при этом, в каком направлении вытягивается рот. При произнесении слова «синус» ударная гласная «и» вытягивает рот в направлении «↔», значит, у синуса знаки расположены горизонтально. Аналогично, при произнесении слова «косинус», ударная гласная «о» вытягивает рот в направлении «↕», значит, у косинуса знаки расположены вертикально.
Синус = противный гиппопотам
Косинус = приятный гиппопотам
Значения тригонометрических функций некоторых углов:
Сначала нужно составить таблицу, в первой строке которой следует записать по возрастанию 30°, 45° и 60° , а в первом столбце – функции по порядку: sin α, cos α, tg α
| 30° | 45° | 60° |
sin α, | | | |
cos α | | | |
tg α | | | |
1 2 3
корень корень корень
делить на 2 делить на 2 делить на 2
в следующей строке записываем наоборот
в строке тангенса: делим синус на косинус
В младших классах делаем проекты:
-
по измерению длины окружности и нахождению числа пи, -
клеим объемные фигуры и изучаем их элементы (параллелепипед), -
доказываем, что треугольник у которого сумма двух меньших сторон меньше третьей стороны не существует.
Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно‑педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования.
Задания для студентов
1. Просмотр видиоматериала «Урок математики в коррекционной школе»
2. Методический анализ урока математики: определение вида урока математики, называние его основных этапов, цели и задач каждого из них.
Цель: познакомится с методикой проведения анализа урока в соответствии с ФГОС НОО
План:
-
Алгоритм проведения анализа урока. -
Схема анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Алгоритм проведения анализа урока. Методический анализ урока, включая в себя компоненты педагогического анализа, имеет свою специфику, которая обуславливается содержанием предмета. Особенность методического анализа заключается в том, что он должен проводиться в два этапа.
На первом этапе учитель сам оценивает, удалось ли ему реализовать намеченный план на практике. Для этого он формирует цель урока и обосновывает логику своих действий, которые спланировал для достижения этой цели. Затем сравнивает логику запланированных действий с логикой проведения реального урока. Для этого целесообразно остановиться на следующих вопросах:
- Какие моменты урока оказались для учителя неожиданными?
- Чего он не смог учесть при планировании урока?
- Пришлось ли ему отступить от запланированных им действий и почему?
- Заметил ли он свои речевые ошибки
, недочёты, неудачно сформулированные вопросы?
- Считает ли учитель, что урок достиг поставленной цели? Что является критерием этой оценки?
На втором этапе все эти вопросы – предмет дальнейшего обсуждения урока коллегами, присутствующими на уроке. План этого обсуждения можно представить в виде следующей последовательности вопросов:
- Соответствует ли логика урока его цели?
- Какие виды учебных заданий использовал учитель на уроке: тренировочные, частично-поисковые, творческие? Какие из них заслуживают положительной оценки? Почему?
- Соответствуют ли учебные задания, подобранные учителем, цели урока?
- Какие функции выполняют задания, предложенные учителем: обучающую, развивающую, контролирующую? Что заслуживает положительной оценки?
- Грамотно ли учитель использовал математическую терминологию, предлагал учащимся вопросы и задания?
- Какие методические приёмы, используемые учителем на уроке, заслуживают положительной оценки? При работе над отдельными заданиями, при изучении нового, при закреплении, проверке?
- Какие формы организации деятельности учащихся (индивидуальная, фронтальная, групповая), применяемые учителем на уроке, заслуживают положительной оценки?
- Удалось ли учителю установить контакт с детьми (обратная связь), успешно осуществлять коррекцию их действий, создавая ситуации успеха, реализовать идею сотрудничества?
- Какие моменты заслуживают положительной оценки с этой точки зрения?
Очень часто в процессе анализа и оценки урока используются формальные критерии, не отражающие современных требований к уроку, не учитывающих специфику его построения с учетом особенностей системы обучения или УМК, а также конкретной учебной программы.
Поэтому ниже (в таблице) указаны параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока.
Критериями оценки урока не являются: | Примеры неправомерных замечаний: |
Объем написанного учениками в тетрадях | «Мало написали в тетрадях» |
Количество выставленных ученикам отметок | «Мало отметок поставлено за урок», «Нужно было в конце урока выставить отметки» |
Количество упражнений, выполненных за урок | «Слишком мало (много) упражнений выполнили за урок» |
Устная или письменная форма выполняемых заданий | «Почему это упражнение выполнялось устно?» |
Однотипность или разнотипность содержания урока | «Почему на уроке не решали задачи?» (об уроке математики) |
Наличие традиционных этапов урока, например: проверка домашнего задания — объяснение нового материала — закрепление | «Почему не было проверки домашнего задания?» |
Распределение времени по различным этапам | «Очень долго работали над новым материалом» |
Использование большого количества наглядных пособий | «На уроке было мало наглядности» |
Использование для работы на уроке учебника | «Не работали на уроке с учебником», «Мало работали с учебником» |
Схема анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС. Ниже предлагается схема анализа урока, в которой нашли отражение требования к современному уроку с учетом ФГОС НОО. В левой колонке представлены характеристики урока, соответствующие особенностям развивающего обучения и отвечающие требованиям нового Госстандарта. В правой колонке даны характеристики традиционного урока или описание недостатков в его проведении. Урок, имеющий подобные параметры, не отвечает требованиям Госстандарта. В центре дана оценочная шкала.
Предлагаемая схема может быть использована для анализа и оценки посещенных уроков, в том числе открытых уроков. Схему можно использовать и для самоанализа и самооценки. Она позволит оценить степень освоения новых требований к уроку и соответствие урока ФГОС НОО.
Схема дополнена и некоторыми традиционными параметрами, которые остаются актуальными при переходе к новым стандартам, например, выделены разделы «Организационный аспект урока», «Педагогическая техника учителя» и др.
Если схема используется полностью, то выполняется комплексный анализ урока. Но возможно и выборочное применение схемы. В этом случае организуется аспектный анализ урока.
Содержательный аспект урока | ||||
1. Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | ||||
Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития учащихся | 5432 1 | Содержание учебных заданий не соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса (является слишком сложным либо достаточно простым, рассчитанным на зону актуального развития учащихся) | ||
2. Реализация компетентностного подхода | ||||
Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью | 5432 1 | Содержание урока не предусматривает реализацию компетентностного подхода. Отсутствует связь обучения с жизнью, теории с практикой | ||
3. Творческий или репродуктивный | характер учебных заданий | |||
На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации | 5432 1 | На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу и требующие применения знаний в знакомой, стандартной ситуации | ||
4. Развивающая направленность заданий | ||||
Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер | 5432 1 | Задания развивающего характера практически отсутствуют. Преобладают задания обучающего характера | ||
Структура и логика построения урока | ||||
5. Структура урока | ||||
Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике учебного предмета | 5432 1 | Структура урока не соответствует системе обучения, программе или специфике учебного предмета | ||
6. Логика построения урока | ||||
Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока | 5432 1 | Нарушена логика построения урока, отсутствует система в подборе и последовательности предъявления учебных заданий. Соотношение частей урока не продумано | ||
Методический и технологический аспекты урока | ||||
7. Формы учебной работы | ||||
Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа детей в парах и микрогруппах. На уроке предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста учащихся и типа урока | 5432 1 | Формы учебной работы являются однообразными. Преобладает фронтальная форма работы. На уроке очень мал объем самостоятельной работы учащихся. В процессе индивидуальной самостоятельной работы учащихся класса один из учеников выполняет это же задание на доске | ||
8. Методы обучения и методические приемы | ||||
На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся | 5 4 3 2 1 | На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность учащихся носит преимущественно репродуктивный характер, диалог строится по принципу «вопрос — ответ» | ||
9. Характер используемой наглядности | ||||
Широко используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и др.) | 5432 1 | Преобладает использование образной наглядности (картинок, иллюстраций и т.п.) | ||
10. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения | ||||
Используемая наглядность функциональна, т.е. используется для решения определенной учебно-практической задачи. Средства обучения используются целесообразно с учетом специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития | 5432 1 | Наглядность используется «ради наглядности», как средство привлечения внимания детей, не выполняя при этом дидактической функции. Средства обучения выбраны без учета специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития, используются нецелесообразно | ||
11. Организация оперативной обратной связи | ||||
Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Используются разнообразные способы и средства обратной связи (в том числе и сигнальные) | 5432 1 | Не продумана организация оперативной обратной связи. Учитель не отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, не осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Средства обратной связи не используются | ||
12. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей | ||||
Ведется тонкий учет индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения (на одном или нескольких этапах урока) | 5432 1 | Работа строится в расчете на «среднего» ученика, индивидуальные особенности детей не учитываются. Не предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения | ||
Деятельностный аспект урока | ||||
13. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | ||||
На уроке обеспечена положительная учебная мотивация, ведется целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов | 5432 1 | Учитель не ведет целенаправленную работу по формированию у учащихся положительной учебной мотивации. Дети демонстрируют низкий уровень учебной мотивации | ||
14. Постановка учебных задач. Организация целеполагания | ||||
На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Учащиеся принимают участие в целеполагании. Ведется работа по усвоению детьми способов действия | 5432 1 | На уроке вообще не ставятся перед детьми задачи деятельности или ставятся преимущественно практические задачи. Учащиеся не осознают целей своей деятельности, не понимают способов действия, с помощью которых выполняются задания | ||
15. Формирование познавательных УУД | ||||
Учащиеся осваивают одно или несколько познавательных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.) | 5432 1 | Отсутствует выполнение познавательных УУД. Учащиеся выполняют только предметные действия, связанные с усвоением программного материала | ||
16. Формирование регулятивных УУД | ||||
Учащиеся осваивают одно или несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.). Урок имеет рефлексивную направленность | 5432 1 | Отсутствует выполнение регулятивных УУД. Урок не имеет рефлексивной направленности. Контроль и оценку осуществляет учитель | ||
17. Формирование коммуникативных УУД | ||||
Учащиеся выполняют одно или несколько коммуникативных УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, выражение собственных мыслей и др.) | 5432 1 | Отсутствует выполнение коммуникативных УУД. Учащиеся преимущественно односложно отвечают на вопросы учителя | ||
18. Характер активности детей | ||||
Учащиеся проявляют на уроке познавательную активность. Дети выступают в роли субъектов деятельности | 5432 1 | На уроке активен преимущественно учитель. Дети в основном слушают учителя и выполняют задания по образцу. Ученики выступают в роли объектов воздействия учителя | ||
Организационный аспект урока | ||||
19. Темп проведения урока | ||||
Выбран оптимальный темп урока. Соблюдаются временные рамки выполнения заданий | 5432 1 | Темп урока чересчур быстрый (многие дети не успевают выполнять задания) или чересчур медленный (много пауз, затянутость отдельных этапов урока и т.п.). Не соблюдаются временные рамки выполнения заданий | | |
20. Организация класса, дисциплина | ||||
Четкая организация класса, управление учителем деятельностью детей и их дисциплиной. Дисциплина поддерживается за счет интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность. Возможен рабочий шум во время проведения парной и групповой работы | 5432 1 | Отсутствие четкости в организации класса. Либо наблюдается плохая дисциплина детей на уроке, неумение учителя ею управлять, либо дисциплина поддерживается за счет жестких мер со стороны учителя и боязни наказаний со стороны детей | | |
Коммуникативный и личностный аспекты урока | ||||
21. Организация учебного сотрудничества | ||||
Организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гибкий с преобладанием демократичного | 5432 1 | Учебное сотрудничество отсутствует. Возникают конфликтные ситуации. Дети боятся отвечать, напряжены, скованны. Стиль общения преимущественно авторитарный. Учитель требует соблюдать установленные им правила и заданные образцы выполнения заданий | | |
22. Психологический климат урока | ||||
На уроке преобладает благоприятный психологический климат, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям | 5432 1 | Психологический климат урока неблагоприятен, учитель делает много замечаний, повышает голос, управляет классом «силовыми» методами | | |
23. Учет личностных особенностей учащихся | ||||
На уроке создаются ситуации успеха, ситуации выбора. Ученики имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их субъектный опыт. Учитываются интересы учащихся | 5432 1 | Личностные особенности детей на уроке не учитываются | | |
Педагогическая техника учителя | ||||
24. Владение речью | ||||
У учителя выразительная речь, отсутствуют речевые ошибки, он владеет голосом | 5432 1 | Речь учителя недостаточно выразительная, он допускает речевые ошибки, говорит слишком тихо или громко, монотонно | | |
25. Владение невербальными средствами общения | ||||
Учитель демонстрирует мастерство в использовании мимики, жестов и других невербальных средств общения | 5432 1 | Учитель демонстрирует неумение применять невербальные средства | | |
Самоанализ урока учителем | ||||
26. Формулировка учителем целей урока | ||||
Учитель четко и конкретно формулирует как развивающие, так и дидактические цели урока | 5432 1 | Учитель формулирует цели недостаточно конкретно или неполно (называет только дидактические цели и затрудняется определить развивающие) | | |
27. Соотнесение учителем целей и результатов урока | ||||
Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели удалось реализовать, а какие нет, и по какой причине | 5432 1 | Учитель не может соотнести цели и результаты урока | |