Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ контрольных работ учащихся, наблюдения и исследования показывают, что ошибки, которые учащиеся допускают при решении задач, можно классифицировать так:

1. Привнесение лишнего вопроса и действия.

2. Исключение нужного вопроса и действия.

3. Несоответствие вопросов действия: правильно поставленные вопросы и неправильный выбор действий или, наоборот, правильный выбор действий и неверная формулировка вопросов.

4. Случайный подбор чисел и действий.

6. Ошибки в вычислениях.

7.Неверная формулировка ответа задачи (сформулированный ответ не соответствует вопросу, задачи и т.д.).

1. Работа над содержанием задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Решение задачи.

4. Формулировка ответа.

5. Проверка решения задачи.

6. Последующая работа над решенной задачей.

а) разбор непонятных слов или выражений;

б) чтение текста задачи учителем и учащимся;

в) запись условия задачи;

г) повторение задачи по вопросам.

Наряду с конкретизацией содержания задачи с помощью предметов, трафаретов и рисунков в практике работы учителей в школах широкое распространение получили следующие формы записи содержания задачи:

1. Сокращенная форма записи, при которой из текста задачи выписывают числовые данные и только те слова и выражения, которые необходимы для .понимания логического смысла задачи.

2. Сокращенно-структурная форма записи, при которой каждая логическая часть задачи записывается с новой строки.

3. Схематическая форма записи.

4. Графическая форма записи.

Так как функция контроля у детей ослаблена, то проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. В младших классах необходимо:

1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.

2. Проверять реальность ответа.

3. Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. Проверка решение задачи другим способам её решения возможно с 4 класса.

1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.

2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.

1. К готовому условию подобрать вопросы.

2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.



  1. простая задача – это задача, решение которой выполняется в одно арифметическое действие;

  2. составная задача – это задача, решение которой выполняется несколькими действиями, связанными между собой (независимо от того, будут ли это разные или одинаковые действия.)

Способы решения текстовых задач:

  1. арифметический – ответ на вопрос задачи находится в результате выполнения арифметических действий над числами;

  2. алгебраический – ответ на вопрос задачи находиться в результате составления и решения уравнения;

  3. графический – ответ на вопрос задачи, которую дети могут дать, опираясь на чертеж.

Этапы решения задачи по Бантовой М.А.:

1) ознакомление с содержанием задачи;

2) поиск решения задачи;

3) выполнение решения задачи;

4) проверка решения задачи.

  1. Задачи и содержание изучения геометрического материала в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Составление опорных схем для определений

****- ЭТО _____что______, КОТОРАЯ____ (описание основных свойств)_____ И___ (описание дополнительных свойств)______

  • Треугольник — это геометрическая фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, последовательно соединенных отрезками.

  • Многоугольник — это геометрическая фигура, которая состоит из нескольких точек плоскости, поочередно соединённых между собой непересекающимися отрезками.

  • Параллелограмм- это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.

Составление блок-схем и заполнение их на уроке:

многоугольники

выпуклые

невыпуклые

треугольники



четырехугольники

другие n-угольники




равносторонние

равнобедренные

прямоугольные

параллелограмм

трапеция













прямоугольник

ромб

прямоугольная

равнобедренная













квадрат

















Мнемонические правила:

Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам

Медиана обезьяна – сидит на стороне и делит ее на половинки… ДВЕ!

Высота – перпендикулярная красота!

Все тригонометрические функции в I четверти принимают положительные значения ( «+»);

у синуса знаки расположены горизонтально,

у косинуса – вертикально, а

у тангенса и котангенса – крест-накрест.

Учащиеся прекрасно запоминают, что у тангенса и котангенса знаки располагаются крест-накрест, но забывают, у какой функции (синуса или косинуса. В этом случае поможет следующее правило: произносить слова «синус» и «косинус» нужно нараспев, выделяя ударную гласную и фиксируя при этом, в каком направлении вытягивается рот. При произнесении слова «синус» ударная гласная «и» вытягивает рот в направлении «↔», значит, у синуса знаки расположены горизонтально. Аналогично, при произнесении слова «косинус», ударная гласная «о» вытягивает рот в направлении «↕», значит, у косинуса знаки расположены вертикально.

Синус = противный гиппопотам

Косинус = приятный гиппопотам

Значения тригонометрических функций некоторых углов:

Сначала нужно составить таблицу, в первой строке которой следует записать по возрастанию 30°, 45° и 60° , а в первом столбце – функции  по  порядку: sin α, cos α, tg α  




30°

45°

60°

sin α,










cos α










tg α  










1                        2                        3

корень                        корень                 корень

делить на 2                делить на 2                делить на 2

в следующей строке записываем наоборот

в строке тангенса: делим синус на косинус


В младших классах делаем проекты:

  • по измерению длины окружности и нахождению числа пи,

  • клеим объемные фигуры и изучаем их элементы (параллелепипед),

  • доказываем, что треугольник у которого сумма двух меньших сторон меньше третьей стороны не существует.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно‑педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования.

Задания для студентов

1. Просмотр видиоматериала «Урок математики в коррекционной школе»

2. Методический анализ урока математики: определение вида урока математики, называние его основных этапов, цели и задач каждого из них.

Цель: познакомится с методикой проведения анализа урока в соответствии с ФГОС НОО

План:

  1. Алгоритм проведения анализа урока.

  2. Схема анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС.


Алгоритм проведения анализа урока. Методический анализ урока, включая в себя компоненты педагогического анализа, имеет свою специфику, которая обуславливается содержанием предмета. Особенность методического анализа заключается в том, что он должен проводиться в два этапа.

На первом этапе учитель сам оценивает, удалось ли ему реализовать намеченный план на практике. Для этого он формирует цель урока и обосновывает логику своих действий, которые спланировал для достижения этой цели. Затем сравнивает логику запланированных действий с логикой проведения реального урока. Для этого целесообразно остановиться на следующих вопросах:

- Какие моменты урока оказались для учителя неожиданными?

- Чего он не смог учесть при планировании урока?

- Пришлось ли ему отступить от запланированных им действий и почему?

- Заметил ли он свои речевые ошибки
, недочёты, неудачно сформулированные вопросы?

- Считает ли учитель, что урок достиг поставленной цели? Что является критерием этой оценки?

На втором этапе все эти вопросы – предмет дальнейшего обсуждения урока коллегами, присутствующими на уроке. План этого обсуждения можно представить в виде следующей последовательности вопросов:

- Соответствует ли логика урока его цели?

- Какие виды учебных заданий использовал учитель на уроке: тренировочные, частично-поисковые, творческие? Какие из них заслуживают положительной оценки? Почему?

- Соответствуют ли учебные задания, подобранные учителем, цели урока?

- Какие функции выполняют задания, предложенные учителем: обучающую, развивающую, контролирующую? Что заслуживает положительной оценки?

- Грамотно ли учитель использовал математическую терминологию, предлагал учащимся вопросы и задания?

- Какие методические приёмы, используемые учителем на уроке, заслуживают положительной оценки? При работе над отдельными заданиями, при изучении нового, при закреплении, проверке?

- Какие формы организации деятельности учащихся (индивидуальная, фронтальная, групповая), применяемые учителем на уроке, заслуживают положительной оценки?

- Удалось ли учителю установить контакт с детьми (обратная связь), успешно осуществлять коррекцию их действий, создавая ситуации успеха, реализовать идею сотрудничества?

- Какие моменты заслуживают положительной оценки с этой точки зрения?

Очень часто в процессе анализа и оценки урока используются формальные критерии, не отражающие современных требований к уроку, не учитывающих специфику его построения с учетом особен­ностей системы обучения или УМК, а также конкретной учебной программы.

Поэтому ниже (в таблице) указаны параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока.

Критериями оценки урока не являются:

Примеры неправомерных замечаний:

Объем написанного учениками в тетрадях

«Мало написали в тетрадях»

Количество выставленных учени­кам отметок

«Мало отметок поставлено за урок», «Нужно было в конце урока выста­вить отметки»

Количество упражнений, выпол­ненных за урок

«Слишком мало (много) упражне­ний выполнили за урок»

Устная или письменная форма выполняемых заданий

«Почему это упражнение выполня­лось устно?»

Однотипность или разнотипность содержания урока

«Почему на уроке не решали за­дачи?» (об уроке математики)

Наличие традиционных этапов урока, например: проверка домаш­него задания — объяснение нового материала — закрепление

«Почему не было проверки домаш­него задания?»

Распределение времени по различ­ным этапам

«Очень долго работали над новым материалом»

Использование большого количе­ства наглядных пособий

«На уроке было мало наглядности»

Использование для работы на уроке учебника

«Не работали на уроке с учебни­ком», «Мало работали с учебни­ком»


Схема анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС. Ниже предлагается схема анализа урока, в которой нашли отраже­ние требования к современному уроку с учетом ФГОС НОО. В левой колонке представлены характеристики урока, соответствующие особенностям развивающего обучения и отвечаю­щие требованиям нового Госстандарта. В правой колонке даны харак­теристики традиционного урока или описание недостатков в его проведении. Урок, имеющий подобные параметры, не отвечает требо­ваниям Госстандарта. В центре дана оценочная шкала.

Предлагаемая схема может быть использована для анализа и оценки посещенных уроков, в том числе открытых уроков. Схему можно использовать и для самоанализа и самооценки. Она позволит оценить степень освоения новых требований к уроку и соответствие урока ФГОС НОО.

Схема дополнена и некоторыми традиционными параметрами, которые остаются актуальными при переходе к новым стандартам, например, выделены разделы «Организационный аспект урока», «Педагогическая техника учителя» и др.

Если схема используется полностью, то выполняется комплексный анализ урока. Но возможно и выборочное применение схемы. В этом случае организуется аспектный анализ урока.

Содержательный аспект урока

1. Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обес­печивает работу в зоне ближайшего развития уча­щихся

5432 1

Содержание учебных заданий не соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса (является слишком сложным либо достаточно простым, рассчи­танным на зону актуального развития учащихся)

2. Реализация компетентностного подхода

Содержание урока построено с учетом компетент­ностного подхода. Реализуется принцип связи тео­рии с практикой, обучения с жизнью

5432 1

Содержание урока не предусматривает реализацию ком­петентностного подхода. Отсутствует связь обучения с жизнью, теории с практикой

3. Творческий или репродуктивный

характер учебных заданий

На уроке широко используются творческие, продук­тивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации

5432 1

На уроке преобладают задания репродуктивного харак­тера, выполняемые по образцу и требующие применения знаний в знакомой, стандартной ситуации

4. Развивающая направленность заданий

Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер

5432 1

Задания развивающего характера практически отсут­ствуют. Преобладают задания обучающего характера

Структура и логика построения урока

5. Структура урока

Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике учебного предмета

5432 1

Структура урока не соответствует системе обучения, программе или специфике учебного предмета

6. Логика построения урока

Урок построен логично и системно, продумана после­довательность учебных заданий. Обоснованное соот­ношение частей урока

5432 1

Нарушена логика построения урока, отсутствует си­стема в подборе и последовательности предъявления учебных заданий. Соотношение частей урока не про­думано

Методический и технологический аспекты урока

7. Формы учебной работы

Предусмотрено оптимальное сочетание фронталь­ной, индивидуальной и групповой работы. Рацио­нально используется работа детей в парах и микро­группах. На уроке предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста учащихся и типа урока

5432 1

Формы учебной работы являются однообразными. Преобладает фронтальная форма работы. На уроке очень мал объем самостоятельной работы учащихся. В процессе индивидуальной самостоятельной работы учащихся класса один из учеников выполняет это же задание на доске

8. Методы обучения и методические приемы

На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельно­сти детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность уча­щихся

5 4 3 2 1

На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность учащихся носит преимущественно репро­дуктивный характер, диалог строится по принципу «вопрос — ответ»

9. Характер используемой наглядности

Широко используется условно-изобразительная на­глядность (знаково-символические средства, модели и др.)

5432 1

Преобладает использование образной наглядности (кар­тинок, иллюстраций и т.п.)

10. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

Используемая наглядность функциональна, т.е. используется для решения определенной учебно-практической задачи. Средства обучения использу­ются целесообразно с учетом специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития

5432 1

Наглядность используется «ради наглядности», как сред­ство привлечения внимания детей, не выполняя при этом дидактической функции. Средства обучения выбраны без учета специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития, используются нецелесообразно

11. Организация оперативной обратной связи

Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Используются разнообразные способы и средства обратной связи (в том числе и сигнальные)

5432 1

Не продумана организация оперативной обратной связи. Учитель не отслеживает усвоение детьми учебного мате­риала и правильность выполнения заданий, не осуще­ствляет своевременную коррекцию ошибок. Средства обратной связи не используются

12. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

Ведется тонкий учет индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена дифференциация и индивиду­ализация обучения (на одном или нескольких этапах урока)

5432 1

Работа строится в расчете на «среднего» ученика, индивидуальные особенности детей не учитываются. Не предусмотрена дифференциация и индивидуализа­ция обучения

Деятельностный аспект урока

13. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

На уроке обеспечена положительная учебная моти­вация, ведется целенаправленная работа по форми­рованию положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов

5432 1

Учитель не ведет целенаправленную работу по форми­рованию у учащихся положительной учебной моти­вации. Дети демонстрируют низкий уровень учебной мотивации

14. Постановка учебных задач. Организация целеполагания

На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Учащиеся принимают участие в целеполагании. Ведется работа по усвоению детьми спо­собов действия

5432 1

На уроке вообще не ставятся перед детьми задачи дея­тельности или ставятся преимущественно практические задачи. Учащиеся не осознают целей своей деятельно­сти, не понимают способов действия, с помощью кото­рых выполняются задания

15. Формирование познавательных УУД

Учащиеся осваивают одно или несколько познава­тельных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.)

5432 1

Отсутствует выполнение познавательных УУД. Уча­щиеся выполняют только предметные действия, связан­ные с усвоением программного материала

16. Формирование регулятивных УУД

Учащиеся осваивают одно или несколько регулятив­ных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.). Урок имеет рефлексивную направленность

5432 1

Отсутствует выполнение регулятивных УУД. Урок не имеет рефлексивной направленности. Контроль и оценку осуществляет учитель

17. Формирование коммуникативных УУД

Учащиеся выполняют одно или несколько комму­никативных УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, выражение собственных мыс­лей и др.)

5432 1

Отсутствует выполнение коммуникативных УУД. Уча­щиеся преимущественно односложно отвечают на во­просы учителя

18. Характер активности детей

Учащиеся проявляют на уроке познавательную активность. Дети выступают в роли субъектов дея­тельности

5432 1

На уроке активен преимущественно учитель. Дети в основном слушают учителя и выполняют задания по образцу. Ученики выступают в роли объектов воздей­ствия учителя

Организационный аспект урока

19. Темп проведения урока

Выбран оптимальный темп урока. Соблюдаются вре­менные рамки выполнения заданий

5432 1

Темп урока чересчур быстрый (многие дети не успевают выполнять задания) или чересчур медленный (много пауз, затянутость отдельных этапов урока и т.п.). Не со­блюдаются временные рамки выполнения заданий




20. Организация класса, дисциплина

Четкая организация класса, управление учителем деятельностью детей и их дисциплиной. Дисциплина поддерживается за счет интереса детей к выполне­нию заданий и их включения в активную деятель­ность. Возможен рабочий шум во время проведения парной и групповой работы

5432 1

Отсутствие четкости в организации класса. Либо наблю­дается плохая дисциплина детей на уроке, неумение учителя ею управлять, либо дисциплина поддержива­ется за счет жестких мер со стороны учителя и боязни наказаний со стороны детей





Коммуникативный и личностный аспекты урока

21. Организация учебного сотрудничества

Организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гибкий с преоблада­нием демократичного

5432 1

Учебное сотрудничество отсутствует. Возникают кон­фликтные ситуации. Дети боятся отвечать, напряжены, скованны. Стиль общения преимущественно авторитар­ный. Учитель требует соблюдать установленные им пра­вила и заданные образцы выполнения заданий




22. Психологический климат урока

На уроке преобладает благоприятный психологиче­ский климат, гуманное, уважительное и доброжела­тельное отношение учителя к детям

5432 1

Психологический климат урока неблагоприятен, учи­тель делает много замечаний, повышает голос, управ­ляет классом «силовыми» методами




23. Учет личностных особенностей учащихся

На уроке создаются ситуации успеха, ситуации выбора. Ученики имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их субъ­ектный опыт. Учитываются интересы учащихся

5432 1

Личностные особенности детей на уроке не учитыва­ются




Педагогическая техника учителя

24. Владение речью

У учителя выразительная речь, отсутствуют речевые ошибки, он владеет голосом

5432 1

Речь учителя недостаточно выразительная, он допускает речевые ошибки, говорит слишком тихо или громко, монотонно




25. Владение невербальными средствами общения

Учитель демонстрирует мастерство в использовании мимики, жестов и других невербальных средств общения

5432 1

Учитель демонстрирует неумение применять невербаль­ные средства




Самоанализ урока учителем

26. Формулировка учителем целей урока

Учитель четко и конкретно формулирует как разви­вающие, так и дидактические цели урока

5432 1

Учитель формулирует цели недостаточно конкретно или неполно (называет только дидактические цели и затруд­няется определить развивающие)




27. Соотнесение учителем целей и результатов урока

Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели удалось реализовать, а какие нет, и по какой причине

5432 1

Учитель не может соотнести цели и результаты урока