Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ контрольных работ учащихся, наблюдения и исследования показывают, что ошибки, которые учащиеся допускают при решении задач, можно классифицировать так:

1. Привнесение лишнего вопроса и действия.

2. Исключение нужного вопроса и действия.

3. Несоответствие вопросов действия: правильно поставленные вопросы и неправильный выбор действий или, наоборот, правильный выбор действий и неверная формулировка вопросов.

4. Случайный подбор чисел и действий.

6. Ошибки в вычислениях.

7.Неверная формулировка ответа задачи (сформулированный ответ не соответствует вопросу, задачи и т.д.).

1. Работа над содержанием задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Решение задачи.

4. Формулировка ответа.

5. Проверка решения задачи.

6. Последующая работа над решенной задачей.

а) разбор непонятных слов или выражений;

б) чтение текста задачи учителем и учащимся;

в) запись условия задачи;

г) повторение задачи по вопросам.

Наряду с конкретизацией содержания задачи с помощью предметов, трафаретов и рисунков в практике работы учителей в школах широкое распространение получили следующие формы записи содержания задачи:

1. Сокращенная форма записи, при которой из текста задачи выписывают числовые данные и только те слова и выражения, которые необходимы для .понимания логического смысла задачи.

2. Сокращенно-структурная форма записи, при которой каждая логическая часть задачи записывается с новой строки.

3. Схематическая форма записи.

4. Графическая форма записи.

Так как функция контроля у детей ослаблена, то проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. В младших классах необходимо:

1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.

2. Проверять реальность ответа.

3. Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. Проверка решение задачи другим способам её решения возможно с 4 класса.

1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.

2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.

1. К готовому условию подобрать вопросы.

2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)
Практические задания
по дисциплине: «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

Выполнила: ст. 3 курса гр.ЗКПд-120

заочной формы обучения

Виноградова Яна

Проверил: преподаватель

Черкасова И.П.

Владимир 2023

Занятие №1.

Методические основы преподавания математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

  1. Методика преподавания математики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи как наука.

Вопросы о сути методики обучения математике как науки и ее отношении с соответствующим учебным предметом рассматривается во всех учебных пособиях к полному курсу методики обучения математики. Такое внимание обусловлено двумя причинами. Первая. Научное знание – это знание, стоящее на передовых рубежах практики и представленное работами выдающихся представителей науки. Любой учебный предмет1, в особенности вузовский, черпает основное свое содержание из базовой науки, хотя научные понятия, теории, положения в содержании учебного предмета предстают в дидактически преобразованной форме. Вторая. ГОС ВПО включает в виды профессиональной деятельности, право осуществлять которые дает высшее образование, научно-методическую деятельность (см. ГОС ВПО, специальность 031200, 1.3.3.), а в возможности продолжения образования – аспирантуру. (Там же, 1.4.). Это обязывает вуз информировать студентов о науке вообще и, в частности, о базисных науках специальности, обеспечивать овладение компонентами соответствующей учебно-исследовательской и исследовательской деятельности, в том числе в процессе изучения методик обучения учебным дисциплинам начальной школы.


В номенклатуре научных специальностей, действующей в России с 2000 г., педагогические науки, называвшиеся «Методика преподавания математики (физики, русского языка и т.п.)» стали называть «Теория и методика обучения и воспитания (по отраслям знания): общий и профессиональный уровни». В педагогической литературе соответствующие педагогическую науку и учебную дисциплину принято называть «Методика обучения математике». Это название точнее отражает сущность рассматриваемой науки, чем «Методика преподавания математики»,

Понятие наука в формулировке известного философа Б.М. Кедрова – это «сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания»2. Наука возникла на определенном этапе развития человечества. Она является результатом деятельности многих людей, не только познающих, но и описывающих результаты и процесс познания. Научная деятельность конкретного человека включает в себя, как минимум, три обязательных взаимосвязанных действия: изучение и анализ процессов и результатов познания других людей через изучение научных текстов и других продуктов научной деятельности; изучение (исследование, познание) самой действительности в определенной ее части; теоретический анализ, формулирование, описание и обоснование нового знания как результата всех названных действий. Чтобы научная деятельность началась, необходимо, чтобы была осознана проблема и возникла потребность решить ее, ответить на возникший вопрос. Далее должна появилась догадка, гипотеза о возможных путях решения проблемы и затем соответствующие действия.

Развитие науки – это сложный многоплановый и диалектический процесс. «Развитию науки свойственен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в ее общий фонд, не перечеркиваясь последующими успехами познания, а лишь переосмысляясь и уточняясь. … Всю историю науки пронизывает сложное диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции: освоение все новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению ее на все более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции науки»3. Дифференциация приводит к выделению определенных отраслей знаний. Каждая такая отрасль с увеличением объема сохраненных знаний, улучшением способов его структурирования и теоретического обобщения начинает называться наукой с собственным именем – математика, физика, филология, педагогика, психология, логика, методика обучения математике, методика обучения физике и др. Научному, как и учебному

познанию характерно движение от частного, дифференцированного к общему, интегративному, а от него вновь к частному, дифференцированному и т.д.

Для выделения конкретной науки из науки в целом определяют ее объект (то, что изучается, исследуется), предмет (ракурс, грань, модель, идеализация, отражающая объект исследования в сознании исследователя (Г.И. Саранцев)), методы исследования (действия, средства, инструменты, с помощью которых изучается, исследуется, преобразуется предмет, а через него и объект исследования), связи с другими науками (общее у данной науки с другими, ее отличие от каждой из них).

Объект методики обучения математике Г.И. Саранцев характеризует так: «Под объектом науки понимают часть действительности, выделенную для изучения или исследования. … Объектом методики обучения математики являются математическое образование, обучение математике и воспитание средствами математики»4. М.Н. Скаткин считал, что «объектом исследования методики учебного предмета является процесс обучения той или иной дисциплине»5. Эти характеристики можно дополнить, включив в объект воспитание средствами обучения математике и развитие средствами математики и обучения математике. Так как обучение – это «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание»6, то математическое образование – один из результатов обучения. Тогда объект методики обучения математики –обучение математике, в ходе которого учащиеся получают математическое образование, воспитание и развитие.

Предмет науки – это «идеализация объекта, его мысленное отражение в сознании исследователя»7. М.Н. Скаткин предметом методики учебного предмета называл связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному предмету. Предмет науки или предмет отдельного исследования в рамках той или иной науки, это, некоторые стороны, грани, свойства, модели, выделенные, образованные с помощью и в результате идеализации и, возможно, абстрагирования.

В качестве такой идеальной модели процесса обучения математике и предмета методики обучения математике Г.И. Саранцев называет специальную методическую систему, составляемую целями и содержанием математического образования, методами, средствами, формами обучения, индивидуальностью ученика и результатами обучения».
8 Так как процесс обучения – это взаимодействие учителя и учащегося, то, включив в методическую систему ученика, нужно включить в нее и учителя. А.М. Пышкало9 подчеркивал, что систему задают не только ее компоненты (к ним он относил цели, содержание, методы, средства и формы обучения), но и связи, существующие между ними. Методы и формы обучения задают организацию учебного процесса, поэтому методическую систему можно представить как систему, структурными компонентами которой являются цели, содержание, способы организации, материальные средства, результаты обучения и тандем «учитель – ученик» (преподаватель – студент, обучающая система – обучающийся), как ядро системы, через которое она функционирует.

В последние десятилетия широкое распространение получили понятия педагогическая технология, технология обучения учебному предмету, в частности, технология обучения математике, которое является подпонятием понятия педагогической технологии. Начало активному использованию названных понятий в педагогической литературе и педагогических исследованиях положили работы Беспалько В.П., Монахова В.М., Селевко, Г.К. Кларина 10. Один из вариантов структуры технологии обучения таков: а) концептуальная основа обучения математике (ключевые характеристики процесса обучения, психолого-педагогические теории и положения); б) содержательная часть обучения (цели обучения – общие и конкретные; содержание обучения, результаты обучения); в) процессуальная часть — технологический процесс взаимодействия учителя и учащихся: программа, учебный план, тематический план, технологическая карта, планы уроков, система учебных задач11 и организация учебных действий по их решению – достижению учащимися учебных целей, диагностика эффективности – цели, содержание способы организации контроля и самоконтроля.

Педагогическая методическая наука, как и другие науки, пополняется в процессе научных исследований. Объектом конкретного методического исследования может быть не весь процесс обучения математике, а некоторая его часть (Г.И. Саранцев), например, процесс обучения математике первоклассников; процесс обучения младших школьников элементам геометрии или решению задач; процесс воспитания самостоятельности при обучении учащихся начальной школы решению задач, процесс развития математических способностей при изучении чисел и действий с ними и т.п. Соответственно объекту определяется и предмет методического исследования: методическая система, технология или отдельные их элементы. Цель исследования в методике обучения математике, как и в методиках обучения другим учебным предметам, заключается в разработке и обосновании таких изменений в предмете исследования, внедрение которых в процесс учебно-воспитательный процесс обеспечивает усиление его положительного влияния на учащихся, ослабление или исключение отрицательного.


Каждый раздел содержания курса методики обучения математики содержит сведения о предмете методики обучения математики – методической системе обучения математике, полученные в процессе исследований многими исследователями объекта методики обучения математики – процесса обучения младших школьников математике.

Методы исследования – это методы, адекватные объекту и предмету науки и конкретного исследования. Основными методами методики обучения математики являются: анализ базовых понятий исследования на основе изучения их представления в литературе, изучение и анализ состояния исследуемого вопроса в теоретических работах (анализ литературы), выдвижение гипотезы – описание характеристик методической системы, предположительно обеспечивающих требуемые для решения исследуемой проблемы изменения в ходе и результатах процесса обучения математике, построение теоретической модели исследуемой методической системы, педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент может проводиться на разных ступенях исследования. Констатирующий эксперимент по методике обучения математике – это исследование состояния изучаемого вопроса в практике обучения математике, анализ и обобщение результатов этого исследования. Проводится он на начальной стадии исследования. Методы его проведения – протоколирование и видеозаписи уроков с последующим анализом, анализ работ учащихся, анкетирование учителей, родителей, учащихся, анализ учебников, учебных пособий и других средств обучения математике, проведение и анализ результатов специальных опросов учащихся, письменных работ. Результаты констатирующего эксперимента позволяют уточнить проблему, цель, гипотезу и задачи методического исследования. Результаты добросовестно проведенного констатирующего эксперимента очень ценны. Умение выяснять наличное состояние проблемы является не только исследовательским, но и важным практическим педагогическим умением. Констатирующий эксперимент вместе с результатами анализа литературы по исследуемой проблеме позволяет начать построение теоретической модели разрабатываемой методической системы.

В поисковом эксперименте отдельные, выявленные или построенные теоретическим путем элементы методической системы с требуемыми для решения проблемы качествами апробируются в практике обучения с целью изучения их влияния на результаты процесса обучения в целом или на отдельные его характеристики. В результате поискового эксперимента вычленяются элементы разрабатываемой методической системы, технологии или их элементов, положительно влияющие на процесс обучения математике. На завершающем этапе педагогического исследования по методике обучения математикепроводится