Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ контрольных работ учащихся, наблюдения и исследования показывают, что ошибки, которые учащиеся допускают при решении задач, можно классифицировать так:

1. Привнесение лишнего вопроса и действия.

2. Исключение нужного вопроса и действия.

3. Несоответствие вопросов действия: правильно поставленные вопросы и неправильный выбор действий или, наоборот, правильный выбор действий и неверная формулировка вопросов.

4. Случайный подбор чисел и действий.

6. Ошибки в вычислениях.

7.Неверная формулировка ответа задачи (сформулированный ответ не соответствует вопросу, задачи и т.д.).

1. Работа над содержанием задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Решение задачи.

4. Формулировка ответа.

5. Проверка решения задачи.

6. Последующая работа над решенной задачей.

а) разбор непонятных слов или выражений;

б) чтение текста задачи учителем и учащимся;

в) запись условия задачи;

г) повторение задачи по вопросам.

Наряду с конкретизацией содержания задачи с помощью предметов, трафаретов и рисунков в практике работы учителей в школах широкое распространение получили следующие формы записи содержания задачи:

1. Сокращенная форма записи, при которой из текста задачи выписывают числовые данные и только те слова и выражения, которые необходимы для .понимания логического смысла задачи.

2. Сокращенно-структурная форма записи, при которой каждая логическая часть задачи записывается с новой строки.

3. Схематическая форма записи.

4. Графическая форма записи.

Так как функция контроля у детей ослаблена, то проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. В младших классах необходимо:

1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.

2. Проверять реальность ответа.

3. Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. Проверка решение задачи другим способам её решения возможно с 4 класса.

1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.

2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.

1. К готовому условию подобрать вопросы.

2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.




Рекомендации по использованию схемы

. Можно проставлять необходимые баллы в распе­чатанной схеме. В процессе анализа урока в бланке обводится балл в соответствии с критериями оценки:

5 — соответствует полностью характеристике развивающего обу­чения (записанному слева);

4 — соответствует в основном характеристике развивающего обу­чения (записанному слева);

3 — имеются отдельные черты как развивающего обучения (запи­санные слева), так и традиционного обучения (записанные справа);

2 — соответствует в основном характеристике традиционного обучения (записанному справа);

1- соответствует полностью характеристике традиционного обучения.

Баллы обводятся либо по ходу наблюдения урока, либо после его завершения. Балльная оценка позволяет сделать выводы о качестве проведенного урока и его соответствия ФГОС. Если преобладают оценки 5 и 4, то урок соответствует ФГОС, а если оценки 2 и 1, то не соответствует. Можно найти и суммарный коэффициент: находится сумма всех поставленных баллов, а затем делится на количество пунктов, по которым проводился анализ (делится на 27, если исполь­зовались все пункты). Если получен коэффициент больше 3, то урок соответствует требованиям стандарта, меньше 3 — не соответствует.

Для оценки конкретного урока можно использовать специальный бланк.


Ф.И.О. учителя:

Класс: Учебный предмет: Дата:

Тема урока:




Параметр оценки

Балл

1. Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

5432 1

2. Реализация компетентностного подхода

5432 1

3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий

5432 1

4. Развивающая направленность заданий

5432 1

5. Структура урока

5432 1

6. Логика построения урока

5432 1

7. Формы учебной работы

5432 1

8. Методы обучения и методические приемы

5432 1

9. Характер используемой наглядности

5432 1

10. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

5432 1

11. Организация оперативной обратной связи

5432 1

12. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

5432 1

13. Формирование мотивационного компонента учебной дея­тельности

5432 1

14. Постановка учебных задач. Организация целеполагания

5432 1

15.Формирование познавательных УУД

5432 1

16. Формирование регулятивных УУД

5432 1

17. Формирование коммуникативных УУД

5432 1

18. Характер активности детей

5432 1

19. Темп проведения урока

5432 1

20. Организация класса, дисциплина

5432 1

21. Организация учебного сотрудничества

5432 1

22. Психологический климат урока

5432 1

23. Учет личностных особенностей учащихся

5432 1

24. Владение речью

5432 1

25. Владение невербальными средствами общения

5432 1

26. Формулировка учителем целей урока

5432 1

27. Соотнесение учителем целей и результатов урока

5432 1


Задания для самостоятельной работы студентов

  1. Изучение учебно-методической литературы.

1. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

2. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

3. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

6. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

7 Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть I). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

8. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть II). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

9. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

10. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 11. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 12. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 13. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 14. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 19. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. 15. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет и с 5 до 6 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 16. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 17. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). — СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2014. 18. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 19. Нищева Н. В. Развивающие сказки — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 20. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 21. Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2015. 22. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 23 Нищева Н. В. Играйка 1. Дидактические игры для развития речи дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 24. Нищева Н.В. Играйка 2. Дидактические игры для развития речи дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 25. Нищева Н. В. Играйка 3. Игры для развития речи дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 26. Нищева Н.В. Играйка 4. Собирайка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 27.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей:Формирование грамматического строя речи.-М.:Мозаика-Синтез,2005 28. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте.- М., изд-во МГОПУ, ассоциация «Гуманитарий», 1997 29. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурнойсложности._ М.: Книголюб, 30. Беженова М.А. Весѐлая грамматика.- Д.: Сталкер, 1998 31. Белякова Л.И.,Гончарова Н.Н.,Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речиМ.:Книголюб,2004 32. Белякова Л.И.,Дьякова Е.А. Заикание-М.:В.Секачев,1998 33. Бетенькова Н.М.,Фонин Д.С. Конкурс грамотеев:Дидакт.игры и занимательные упражнения по рус.яз. для учащихся нач.шк.:КН. Для учителя- М.:Просвещение: АО «Учеб.лит.»,1995 34. Боголюбская М.К.,Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду-М.:Просвещение,1966 35. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., «Просвещение» 1974 36.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.-М., «Просвещение»,1974 37.Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ.-М.:ТЦ Сфера,2008 38.Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студентов педвузов- М.: АСТ; Астрель, 2008


2. Подбор примеров по использованию дидактических игр на уроках математики


  1. Игра в лото.

Материал игры.

1) Карточки (8см x 4см), которые разделены на четыре равные части. В каждой части карточки нарисованы предметы или геометрические фигуры разных размеров.

2) Трафареты предметов или геометрических фигур, равные по величине нарисованным на карточках.

Каждый ученик должен подобрать к нарисованному на карточке предмету такой же величины трафаретку. Затем учитель проверяет, правильно ли дети расставили трафаретки на карточках лото. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки

  1. «Найди пару».

К доске по очереди выходят по 3 ученика от каждого ряда. Задание: записать в окошках числа, чтобы получились верные равенства.

9 х 4 = ? + ?




42 : 6 = ? - ?

76 - 44 = ? х ?

27 = ? х ?




  1. «Кто скорее, кто вернее?».

Учитель раздает на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от 0 до 9, так что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т.д. Учитель читает выражение, например 4 х 4. Учащиеся должны быстро сосчитать, сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16.

  1. «У кого больше выражений?».

Учащимся предлагается составить и записать табличные случаи умножения со следующими числами 35, 48, 24, 81 и т.д. Выражения составляются в тетрадях. Проверка осуществляется так: один из учеников читает выражение с ответом 35, остальные подчеркивают его у себя, другой читает следующее выражение и т.д. Выигрывает тот, кто составил больше выражений.

  1. «Составь слово».

На доске записаны выражения. Выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает одно из выражений и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом
, соответствующим ответу выражения (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слово, побеждает.

  1. «Отбей мяч».

Учитель называет любое выражение (5 х 9), бросает ученику мяч, ученик говорит ответ и возвращает мяч учителю. Затем учитель снова называет пример, бросает мяч другому ученику и т.д.

  1. «Проверь Незнайку».

К доске прикрепляется рисунок – изображение Незнайки, и тут же записывается несколько выражений с решениями. Некоторые из них решены с ошибками. Учитель показывает на какое-либо выражение, учащиеся проверяют его. Если решение правильное, то в классе полная тишина. Если решение неправильное, дети хлопают в ладоши.

  1. Игра «Поступай так, как я говорю».

Учитель дает инструкцию, куда надо расположить геометрическую фигуру на листе бумаги. Например, поставьте на середину листа круг, слева от него – квадрат, а справа от круга – треугольник и т.д. Дети выполняют.

  1. Игра «Придумай сам».

Из простой геометрической фигуры: круга, треугольника, прямоугольника и т.д. ученик должен нарисовать любой предмет.

  1. Игра «Найди слова».

Детям предлагается найти слова (километр, миллиметр, метр, сантиметр, дециметр).

КИЛОМЕТРУКРСОМВЖБЩМИЛЛИМЕТРОУШЕБЬЧМЕТРЮЯВАУКСАНТИМЕТРЮДЛОНЕИМИДЕЦИМЕТРБКНГХЖДЛЯЯЯЭЖЛЫВР.