Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Привнесение лишнего вопроса и действия.
2. Исключение нужного вопроса и действия.
4. Случайный подбор чисел и действий.
1. Работа над содержанием задачи.
6. Последующая работа над решенной задачей.
а) разбор непонятных слов или выражений;
б) чтение текста задачи учителем и учащимся;
г) повторение задачи по вопросам.
3. Схематическая форма записи.
1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.
2. Проверять реальность ответа.
1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.
2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.
1. К готовому условию подобрать вопросы.
2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.
Рекомендации по использованию схемы
. Можно проставлять необходимые баллы в распечатанной схеме. В процессе анализа урока в бланке обводится балл в соответствии с критериями оценки:
5 — соответствует полностью характеристике развивающего обучения (записанному слева);
4 — соответствует в основном характеристике развивающего обучения (записанному слева);
3 — имеются отдельные черты как развивающего обучения (записанные слева), так и традиционного обучения (записанные справа);
2 — соответствует в основном характеристике традиционного обучения (записанному справа);
1- соответствует полностью характеристике традиционного обучения.
Баллы обводятся либо по ходу наблюдения урока, либо после его завершения. Балльная оценка позволяет сделать выводы о качестве проведенного урока и его соответствия ФГОС. Если преобладают оценки 5 и 4, то урок соответствует ФГОС, а если оценки 2 и 1, то не соответствует. Можно найти и суммарный коэффициент: находится сумма всех поставленных баллов, а затем делится на количество пунктов, по которым проводился анализ (делится на 27, если использовались все пункты). Если получен коэффициент больше 3, то урок соответствует требованиям стандарта, меньше 3 — не соответствует.
Для оценки конкретного урока можно использовать специальный бланк.
Ф.И.О. учителя: | |
Класс: Учебный предмет: Дата: | |
Тема урока: | |
| |
Параметр оценки | Балл |
1. Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | 5432 1 |
2. Реализация компетентностного подхода | 5432 1 |
3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий | 5432 1 |
4. Развивающая направленность заданий | 5432 1 |
5. Структура урока | 5432 1 |
6. Логика построения урока | 5432 1 |
7. Формы учебной работы | 5432 1 |
8. Методы обучения и методические приемы | 5432 1 |
9. Характер используемой наглядности | 5432 1 |
10. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения | 5432 1 |
11. Организация оперативной обратной связи | 5432 1 |
12. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей | 5432 1 |
13. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | 5432 1 |
14. Постановка учебных задач. Организация целеполагания | 5432 1 |
15.Формирование познавательных УУД | 5432 1 |
16. Формирование регулятивных УУД | 5432 1 |
17. Формирование коммуникативных УУД | 5432 1 |
18. Характер активности детей | 5432 1 |
19. Темп проведения урока | 5432 1 |
20. Организация класса, дисциплина | 5432 1 |
21. Организация учебного сотрудничества | 5432 1 |
22. Психологический климат урока | 5432 1 |
23. Учет личностных особенностей учащихся | 5432 1 |
24. Владение речью | 5432 1 |
25. Владение невербальными средствами общения | 5432 1 |
26. Формулировка учителем целей урока | 5432 1 |
27. Соотнесение учителем целей и результатов урока | 5432 1 |
Задания для самостоятельной работы студентов
-
Изучение учебно-методической литературы.
1. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
2. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
3. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
6. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
7 Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть I). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
8. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть II). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
9. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
10. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 11. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 12. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 13. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 14. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 19. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. 15. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет и с 5 до 6 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 16. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 17. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). — СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2014. 18. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 19. Нищева Н. В. Развивающие сказки — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 20. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 21. Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2015. 22. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 23 Нищева Н. В. Играйка 1. Дидактические игры для развития речи дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 24. Нищева Н.В. Играйка 2. Дидактические игры для развития речи дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 25. Нищева Н. В. Играйка 3. Игры для развития речи дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 26. Нищева Н.В. Играйка 4. Собирайка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 27.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей:Формирование грамматического строя речи.-М.:Мозаика-Синтез,2005 28. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте.- М., изд-во МГОПУ, ассоциация «Гуманитарий», 1997 29. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурнойсложности._ М.: Книголюб, 30. Беженова М.А. Весѐлая грамматика.- Д.: Сталкер, 1998 31. Белякова Л.И.,Гончарова Н.Н.,Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речиМ.:Книголюб,2004 32. Белякова Л.И.,Дьякова Е.А. Заикание-М.:В.Секачев,1998 33. Бетенькова Н.М.,Фонин Д.С. Конкурс грамотеев:Дидакт.игры и занимательные упражнения по рус.яз. для учащихся нач.шк.:КН. Для учителя- М.:Просвещение: АО «Учеб.лит.»,1995 34. Боголюбская М.К.,Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду-М.:Просвещение,1966 35. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., «Просвещение» 1974 36.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.-М., «Просвещение»,1974 37.Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ.-М.:ТЦ Сфера,2008 38.Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студентов педвузов- М.: АСТ; Астрель, 2008
2. Подбор примеров по использованию дидактических игр на уроках математики
-
Игра в лото.
Материал игры.
1) Карточки (8см x 4см), которые разделены на четыре равные части. В каждой части карточки нарисованы предметы или геометрические фигуры разных размеров.
2) Трафареты предметов или геометрических фигур, равные по величине нарисованным на карточках.
Каждый ученик должен подобрать к нарисованному на карточке предмету такой же величины трафаретку. Затем учитель проверяет, правильно ли дети расставили трафаретки на карточках лото. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки
-
«Найди пару».
К доске по очереди выходят по 3 ученика от каждого ряда. Задание: записать в окошках числа, чтобы получились верные равенства.
9 х 4 = ? + ? | | 42 : 6 = ? - ? | |
76 - 44 = ? х ? | 27 = ? х ? | |
-
«Кто скорее, кто вернее?».
Учитель раздает на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от 0 до 9, так что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т.д. Учитель читает выражение, например 4 х 4. Учащиеся должны быстро сосчитать, сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16.
-
«У кого больше выражений?».
Учащимся предлагается составить и записать табличные случаи умножения со следующими числами 35, 48, 24, 81 и т.д. Выражения составляются в тетрадях. Проверка осуществляется так: один из учеников читает выражение с ответом 35, остальные подчеркивают его у себя, другой читает следующее выражение и т.д. Выигрывает тот, кто составил больше выражений.
-
«Составь слово».
На доске записаны выражения. Выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает одно из выражений и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом
, соответствующим ответу выражения (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слово, побеждает.
-
«Отбей мяч».
Учитель называет любое выражение (5 х 9), бросает ученику мяч, ученик говорит ответ и возвращает мяч учителю. Затем учитель снова называет пример, бросает мяч другому ученику и т.д.
-
«Проверь Незнайку».
К доске прикрепляется рисунок – изображение Незнайки, и тут же записывается несколько выражений с решениями. Некоторые из них решены с ошибками. Учитель показывает на какое-либо выражение, учащиеся проверяют его. Если решение правильное, то в классе полная тишина. Если решение неправильное, дети хлопают в ладоши.
-
Игра «Поступай так, как я говорю».
Учитель дает инструкцию, куда надо расположить геометрическую фигуру на листе бумаги. Например, поставьте на середину листа круг, слева от него – квадрат, а справа от круга – треугольник и т.д. Дети выполняют.
-
Игра «Придумай сам».
Из простой геометрической фигуры: круга, треугольника, прямоугольника и т.д. ученик должен нарисовать любой предмет.
-
Игра «Найди слова».
Детям предлагается найти слова (километр, миллиметр, метр, сантиметр, дециметр).
КИЛОМЕТРУКРСОМВЖБЩМИЛЛИМЕТРОУШЕБЬЧМЕТРЮЯВАУКСАНТИМЕТРЮДЛОНЕИМИДЕЦИМЕТРБКНГХЖДЛЯЯЯЭЖЛЫВР.