Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1020

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
Подростковый кризис является одним из самых интересных для психолога и самых трудных для личности. Кризис проявляется достаточно бурно в виде бунта против контроля со стороны взрослых при одновременной потребности в руководстве со стороны взрослых и неготовности нести ответственность за свои решения и поступки. Желание близости входит в противоречие со страхом интимности. Подросток все время проводит испытание внешних границ, оспаривая их, но одновременно нуждается в заботе взрослых и участии. Мысля о будущем, он все еще ориентируется на настоящее. Сексуальное созревание происходит на фоне психологической неготовности к сексуальному опыту.
Ведущей деятельностью подростков является интимно-личностное общение.
Новообразованиями, дающими толчок к проявлениям кризиса, являются рефлексия, сепарация от мира взрослых, формирование личной системы ценностей и «чувство взрослости».
Актуальными потребностями подростков, при фрустрации которых кризисные проявления усиливаются, являются потребность в референтной группе, потребность в самостоятельности, независимости и следовании взрослым моделям поведения, потребность в половой идентификации, а также потребность в создании стройной системы ценностных ориентаций.
Конструктивными стратегиями выхода из этого вида кризиса являются предоставление возможности для выполнения взрослых видов деятельности, в которых подросток может проявить настоящую взрослость с ответственностью, а не только реализовать «чувство взрослости».
Положительное воздействие на личностный рост оказывает привлечение подростков к досуговой и общественной деятельности, где они получают возможность оттачивания своих социальных способностей и реализации социальных ролей.
Крайне необходима в этом возрасте эмоциональная поддержка. В интеллектуальном плане важна помощь в формировании системы

32 ценностей через расширение представлений о мире и знакомство с опытом других людей. Важно доверительное общение со взрослым, которое помогает в осознании происходящего, в рассуждении и построении картины мира.
Кризис юношеского возраста. Ключевой задачей этого периода для личности становится ценностно-смысловая саморегуляция поведения.
Человек стремится объяснять и сознательно регулировать свое поведение.
Проявления кризиса юношеского возраста:
– уменьшение стремления к единению с референтной группой;
– ощущение внутренней пустоты и одиночества;
– разочарование в себе;
– сомнения и раздумья;
– нигилизм, обесценивание многих ценностей;
– страх своей посредственности;
– чувство тревожности и незащищенности, апатия и снижение мотивации к деятельности.
Психологи применяют к этому периоду термин «философская интоксикация сознания». Ведущей деятельностью является учебно- профессиональная деятельность.
Перечислим потребности периода юности, сложности удовлетворения которых усиливают кризисные проявления. Этот период связан с формированием самосознания и мировоззрения, построением Я- концепции и системы представлений о себе и мире. В юношеском возрасте формируется взрослая идентичность и достигается социальная зрелость.
Перед молодым человеком стоит задача личностного и профессионального самоопределения и обретения автономии. Для этого периода характерен так называемый «эмоциональный голод», чувства и эмоции юношеского возраста пылкие и насыщенные. Возникает потребность в близости, интимности и построении глубоких


33 доверительных отношений с другим человеком, в установлении и поддерживании контактов и настоящей любви.
Конструктивное разрешение кризиса юношеского возраста заключается в следующем:
– принятие ответственности за собственную жизнь на себя, профессиональное и личностное самоопределение и формирование жизненной перспективы;
– рефлексия, осмысление происходящих событий и повышение самооценки;
– появление индивидуального взгляд на мир с ориентацией на внутренние критерии и оценки;
– творческая деятельность и активная включенность в деятельность.
Кризис 30-летнего возраста приходится на период, когда ведущей деятельностью является трудовая профессиональная деятельность. Точнее будет указать более длительный период. Существует термин «десятилетие роковой черты», который описывает кризисные переживания личности в середине жизни. Значительное влияние на возрастные кризисы периода взрослости оказывают профессиональное становление и этапы профессионального развития личности, поэтому сильно смешиваются как проявления, так и способы преодоления кризисных переживаний.
Подробнее эта тема будет рассмотрена нами в следующем разделе.
Опишем кратко особенности кризиса середины жизни, не относящиеся напрямую к профессиональной сфере. Новообразованием периода является личностная зрелость, которая проявляется в следующих признаках:
– наличие жизненной философии;
– способность к самопознанию и аутопсихологическая компетентность;
– реалистичное восприятие собственного опыта;

34
– широкие границы собственного «Я».
Проявлениями кризиса этого периода являются неудовлетворенность материальным, статусным, семейным и профессиональным положением.
Происходит смена приоритетов в жизни личности. Человек утрачивает прежние смыслы жизни, падает его жизненный тонус и актуальная мотивация. Возможны депрессивные настроения и апатия.
Актуальными потребностями этого возраста являются самоопределение личности и потребность в построении жизненной перспективы.
Преодолению кризиса середины жизни служит решение личностью следующих задач:
– ревизия жизненных смыслов;
– расстановка приоритетов;
– целеполагание;
– построение жизненной перспективы;
– поиск и освоение новых сфер деятельности
(профессиональной, семейной, общественной и пр.).
Кризисы в поздней взрослости и старости связаны с переживанием психофизиологических изменений, старением, прекращением трудовой деятельности и изменением семейных ролей, когда дети становятся самостоятельными и покидают родительский дом.
Проявлениями кризиса поздней взрослости является повышенная тревожность, появление страхов за свое будущее и настоящее. Пожилые люди становятся более чувствительными, они болезненно переживают страхи болезней, нищеты, одиночества, старения и некрасивости, смерти.
Рассмотрим актуальные потребности этого возраста. В пожилом возрасте является важным убедиться в ценности прожитой жизни. Это проявляется в стремлении осмыслить прожитое и обрести философию, которая позволит объяснить события, уложить их в понятную человеку


35 схему. Реализации этих потребностей способствует формирование новообразования периода старости, которое называется «мудрость».
Благодаря найденным способам объяснения реальности, происходит принятие своей жизни и ее конечности, облегчается принятие старения тела и совладание с недомоганиями.
В возрасте поздней взрослости актуализируется также потребность в самореализации и происходит поиск новых ролей в семейной, досуговой и общественной жизни, которые приходят на смену профессиональным.
Ведущей деятельностью этого периода становится внутренняя духовная работа по осмыслению своей жизни. Задачами личности при этом являются принятие прожитого пути, обретение мудрости и внутреннего покоя, «трансценденция против поглощенности ролями», «трансценденция против поглощенности телом», «трансценденция против поглощенности
Эго», согласно И.Г. Малкиной-Пых [18].
Как видим из проведенного анализа характеристик каждого из кризисов, форма и длительность кризисных периодов зависят от социальных и микросоциальных условий. Острота протекания возрастного кризиса связана с индивидуальными особенностями личности, в проявлениями характера, волевой и эмоциональной сферы, с характеристиками мотивационной сферы и др.
К числу кризисов, связанных с развитием личности, относятся
экзистенциальные кризисы. Слово «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia – «существование». Однако под этим словом принято иметь в виду не существование человека как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью. В этой связи классики психологической науки – представители экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направлений – раскрывают концепцию пути внутреннего развития, становления и роста личности, применяя понятия «процесс индивидуации» (К. Юнг),
«трансформация, духовный психосинтез»
(Р.
Ассаджиоли),

36
«самоактуализация» и «самореализация» (А. Маслоу), «экзистенциальный вакуум» (В. Франкл назвал его болезнью ХХ века).
Для этих авторов характерно понимание кризиса как органической части процесса развития личности в аспекте духовного роста. «Духовное развитие человека – долгое и нелегкое путешествие через неизведанные земли, полное неожиданностей, трудностей и опасностей. Оно предполагает радикальное преобразование «нормальных» черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, «восхождение» сознания в новые для него сферы, а также новую внутреннюю направленность всей деятельности», – пишет Р. Ассаджиоли [цит. по: 18].
Экзистенциальный кризис заключается во внезапном осознании того, что человек смертен и при этом не понимает, зачем ему дана жизнь, а человеческое существование само по себе не имеет предназначения и смысла.
В числе симптомов экзистенциального кризиса можно назвать следующие проявления:
– чувство изолированности от других и одиночества;
– состояние эмоциональной отстраненности от мира, оглушенности и безразличия ко многим событиям;
– осознание бессмысленности и бесцельности жизни, понимание предназначенности жизни ради самой жизни;
– разрушение чувства реальности и отказ от прежних взглядов на жизнь;
– ощущение постоянной, казалось бы, беспричинной тревоги, постоянный тревожный фон, не связанный напрямую с реальными жизненными обстоятельствами;
– появление различных страхов и фобий, ранее незнакомых индивиду, тревожные сновидения и кошмары;
– физиологические реакции, характеризующие стрессовое


37 состояние: постоянное мышечное напряжение, тахикардия, повышенное потоотделение, ослабление зрения, головокружения и другие симптомы;
– осознание своей свободы менять или не менять свою жизнь и ответственности за последствия от принятого решения;
– в кризисе задействованы все сферы жизни личности, как внутренний мир, смыслы, ценности и интересы, так и социальная деятельность – профессиональная, семейная сфера, отношения с друзьями и близкими.
В общем виде экзистенциальный кризис проявляется как состояние тревоги и глубокого психологического дискомфорта, связанного с пониманием смысла своего существования. Этот вид кризиса актуален для членов общества, в котором удовлетворены основные нужды и человек не озабочен вопросом выживания. Жизнь человека есть его взаимодействие с постоянно присутствующим внутренним конфликтом. Он переходит на путь внутреннего развития и сталкивается с конфликтом понимания себя и своего предназначения.
Процесс экзистенциального роста проходит в процессе глубинной рефлексии через механизм индивидуации. Этим термином Юнг называл происходящий на протяжении всей жизни процесс осознания своего полного «Я» со всем многообразием элементов, многие из которых первоначально являются подсознательными. Этот процесс осознания необходим для реализации индивидуальных задатков личности и максимально полного проявления уникальных особенности человека.
На каждом этапе неравномерного процесса личностного развития человек осознает себя каждый раз на все более глубоких уровнях.
Личность находится в постоянном развитии и у каждого человека возникают классические экзистенциальные вопросы, на которые каждый должен сам искать ответы. По истечении периодов, когда все

38 воспринимается спокойно и является понятным, наступает неудовлетворенность прежним знанием.
Экзистенциальные переживания могут быть спровоцированы критическими жизненными обстоятельствами, человек приходит к необходимости осмыслить свою жизнь и свои перспективы в связи с утратой или психологической травмой, утратив актуальную мотивацию и в новых обстоятельствах находясь перед необходимостью поиска нового смысла жизни.
Перемены в жизни, такие как смерть близкого, тяжелый диагноз, лишение свободы, уход взрослых детей из дома и многие другие, заставляют задуматься о собственной смертности. Психологический барьер, защищавший от этих мыслей в спокойный период жизни, снимается. В обычных обстоятельствах нас отвлекают от таких мыслей внешние факторы: повседневные заботы, простые сиюминутные удовольствия или мелкие тревоги.
Однако состояние экзистенциального вакуума может возникнуть и на вершине успеха, в тот момент, когда произошло завершение какой-либо значимой части жизненной программы личности. В качестве иллюстрации этого положения А. Кемпински приводит высказывание Лао-Цзы о том, что «победителей после войны должны встречать плакальщики, необходимые для оплакивания сверхценных идей завершенного дела»
[цит. по: 31].
В подобные критические моменты человек задается вопросами о смысле собственного существования. И если он не может дать удовлетворительного ответа на них, возникает экзистенциальный кризис.
Открытие отсутствия однозначного ответа на вопрос о заданном предназначении и объективном смысле бытия человечества может вызвать глубокую депрессию.
С. Грофф полагает, что несмотря на трудность и тяжесть экзистенциального кризиса, он обладает мощным целительным и


39 эволюционным потенциалом, поскольку освещает путь к более наполненной и более духовной жизни. Правильно понятый и рассматриваемый в качестве трудной стадии естественного развития духовный кризис может привести к спонтанному исцелению различных эмоциональных и психосоматических расстройств.
В результате конструктивного разрешения экзистенциального кризиса человек получает энергию к радикальным изменениям в своей жизни. С преодолением кризиса связаны благоприятные изменения личности, позволяющие ей решить важные жизненные задачи.
Пугающая сложность экзистенциальных вопросов многих заставляет отказываться от духовного пути, связанного с кризисными переживаниями. В результате личность скатывается на обедненный и не удовлетворяющий человека образ жизни, чувствует себя неудовлетворенной и несчастливой, уходит в переживание эмоциональных и психосоматических проблем.
Другим вариантом разрешения кризиса может стать отказ от поиска своей индивидуальной истины и принятие какой-то готовой концепции
(религиозной, философской, мировоззренческой и т. д.). Часто в этом состоянии человек становится подверженным влиянию деструктивных культов и может стать жертвой индоктринации (включения в секту).
Позиция психолога-консультанта, работающего с клиентом, находящимся в состоянии экзистенциального кризиса, должна быть максимально объективной, поскольку он тоже является личностью и сталкивается с необходимостью поиска своих собственных личностных смыслов. Консультант не может давать советы и высказывать собственные суждения о конкретных путях разрешения кризиса. Как считают экзистенциальные психологи, никакого изначально заданного смысла у жизни нет, а ее ценность для каждого человека заключается в том, как он сам себя понимает, исходя из этого осуществляет, делая выбор и совершая поступки. Важно активизировать у клиента стремление найти свое

40 индивидуальное истинное предназначение и нести ответственность за это решение перед собой и всем остальным миром.
Психолог может работать с клиентом, находящимся в условиях экзистенциального кризиса, поставив перед собой следующую цель: создать условия для осознания личностью событий, ставших причиной состояния дисбаланса, активизировать принятие своей личности и своего индивидуального пути, снизить конфликтность восприятия себя, способствовать большей целостности сознания, деятельности и поведения.
Клиенту поможет справиться с кризисом достаточное количество информации о происходящем с ним в контексте понимания кризиса как элемента индивидуальной духовной эволюции.
Достижению этой цели служат технологии работы с личностью, основанные на принципах экзистенциально-гуманистического и трансперсонального подходов. Одним из действенных направлений является логотерапия, разработанная В. Франклом.
Задачи психолога в работе с личностью, находящейся в экзистенциальном и возрастном кризисе:
– помочь клиенту пережить, эмоционально отреагировать и когнитивно отработать психотравмирующие ситуации и конфликты, поскольку интегративные возможности, личностный потенциал, энергетические ресурсы личности могут быть снижены на фоне депрессивных переживаний и применения психотропных средств;
– создать условия для повышения уверенности в себе и самоуважения клиента;
– создать условия для построения конструктивной жизненной перспективы, применяя методы структурирования или переструктурирования жизненных целей и запуска копинг-стратегий;
– задействовать потенциальную способность психики к самоисцелению и самообновлению через активизацию творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов;