Файл: Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине возрастная психология и психология развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примерный перечень тем курсовых работ:


  1. Проблема развития в возрастной психологии.

  2. Методы исследований в возрастной психологии.

  3. Теории психического развития в современной зарубежной психологии.

  4. Психоаналитические теории психического развития.

  5. Когнитивное направление в возрастной психологии.

  6. Бихевиоризм, как объяснительный принцип психического развития.

  7. Теории психического развития в отечественной психологии.

  8. Направления исследования категории «возраста» в психологии развития.

  9. Концепции периодизации психического развития.

  10. Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание.

  11. Основные новообразования младенчества.

  12. Особенности развития психики и личности в раннем дошкольном возрасте.

  13. Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка.




  1. Основные новообразования личности дошкольника.

  2. Психологическая сущность игры дошкольника.

  3. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте.

  4. Готовность к школе, как психологический феномен.

  5. Психодиагностические методики для определения степени готовности к школьному обучению.

  6. Психофизиологические причины пубертатного кризиса.

  7. Основные новообразования личности подростка.

  8. Общая характеристика особенностей общения подростка.

  9. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте.

  10. Категории личностной и профессиональной идентичности в психологии развития.

  11. Становление личностной и гендерной идентичности в подростковом возрасте.

  12. Психологическая характеристика профессионального самоопределения в юности.

  13. Диагностические методы и методики в сфере профориентации.

  14. Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте.

  15. Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности.

  16. Стадии морального и нравственного развития в детстве и отрочестве.

  17. Психологические особенности молодости.

  18. Психологические кризисы взрослости.

  19. Понятие депривации в возрастной психологии.

  20. Психосоциальные проблемы пожилого возраста.





  1. Теории старения в геронтопсихологии.

  2. Психологические проблемы умирания и смерти.

  3. Патологическое горе: сущность, причины возникновения, способы преодоления.

  4. Экзистенциальные кризисы и способы их преодоления.

  5. Психологические и психофизиологические условия долголетия и познавательной деятельности.

  6. Сравнительный анализ психологии развития Х. Вернера и культурно- исторической психологии Л. Выготского.

  7. Детерминанты личностного и профессионального самоопределения подростков.

  8. Проблема готовности к материнству: уровни, факторы формирования, методы диагностики и коррекции.

  9. Ранние детские воспоминания и их значение для развития детской личности.

  10. Проблема готовности к отцовству: факторы и условия формирования, методы коррекции.

  11. Созависимость, как фактор, мешающий самореализации и самоопределению подростка.

  12. Анализ групповых игр с игрушками в детской субкультуре.

  13. Типология взаимоотношений детей на игровых площадках.

  14. Игрушка, как 1 из инструментов в работе психолога.

  15. Индивидуально-типологические особенности развития речи у детей.

  16. Нейропсихологический подход к преодолению нарушений речи у детей.

  17. Взаимосвязь развития речевых и неречевых функций у ребенка.




  1. Проблема готовности детей к школе в инклюзивном образовании.

  2. Проблема толерантного отношения к детям с ОВЗ в инклюзивной и интегрированной моделях обучения, в России и за рубежом.

  3. Инновационные модели образования: их достоинства и недостатки (на примере, системы Эльконина- Давыдова, Монтессори, Занкова).

  4. Здоровьесберегающие технологии в обучении детей младших классов: инновационные модели обучения.

  5. Психологический анализ развивающих игр для детей дошкольного возраста.

  6. Сюжетно- ролевые игры в дошкольном и младшем школьном возрасте.

  7. Роль сюжетно- ролевой игры в развитии личности дошкольника.

  8. Привязанность к матери и особенности взаимоотношений со сверстниками у дошкольников.

  9. Базовое доверие к миру, как фактор, влияющий на эмоциональное и личностное развитие ребенка.

  10. Влияние информационных технологий на развитие детей раннего и дошкольного возраста.

  11. Развитие памяти в дошкольном возрасте.

  12. Развитие памяти в младшем школьном возрасте.

  13. Развитие памяти в подростковом возрасте.

  14. Речь и практическое действие в дошкольном возрасте.

  15. Особенности личности младшего школьника, с признаками ЗПР.

  16. Особенности личности младшего школьника с логоневрозом.

  17. Особенности личности школьника с СДВГ.





  1. Причины возникновения дисграфий, дислексий и акалькулий в детском возрасте.

  2. Причины возникновения зависимых форм поведения в подростковом возрасте.

  3. Причины возникновения девиантных форм поведения в подростковом возрасте.

  4. Направления и методы психокоррекции детей с ОВЗ.

  5. Направления и методы коррекции детей с невротическими проявлениями.

  6. Направления и методы коррекции детей, переживших насилие.

  7. Направления и методы коррекции детей с СДВГ.

  8. Направления и методы коррекции детей с психопатическими расстройствами.

  9. Особенности речевого развития ребенка в норме и при логоневрозе.

  10. Типология детско- родительских отношений в норме и при различных семейных дисфункциях.

  11. Специфика детско-родительских отношений в семьях детей- невротиков и детей- психопатов.

  12. Библиотерапия, как одна из форм арт-терапии.

  13. Песочная терапия: способы применения, виды, методики проведения.

  14. Проблема типологизации учеников педагогическими работниками: причины, последствия, способы коррекции (на материале анализа психологической диагностики в школе).

  15. Проблема эмоционального выгорания учителя: причины, последствия, влияние на психологический климат в педагогическом коллективе.

  16. Психологический анализ позиции педагогов в разных образовательных системах.

  17. Школьные трудности периода адаптации при поступлении ребенка в школу.

  18. Проблема развития и позитивные достижения в позднем возрасте.




  1. Стратегии преодоления проблем в период средней и поздней зрелости.

  2. Социальная ситуация развития в период взрослости (трансформации в ранней, средней и поздней взрослости).

  3. Репрофессионализация, как процесс нахождения новой профессиональной идентичности в период социальных кризисов.

  4. Психологическое сопровождение в период возрастных кризисов взрослости.

  5. Сравнительный анализ нормативных кризисов у мужчин и женщин.

  6. Субъективно переживаемый возраст человека (специфика возрастного самосознания).

  7. Акселерация и децелерация: сходства и различия, причины возникновения, основные проявления.

  8. Виды когнитивных стилей, их влияние на развитие личности ребенка.

  9. Проблема левшества: особенности личности, своеобразие психических процессов, способности, необходимость индивидуального подхода в обучении.

  10. Изучение проблемы функциональной ассиметрии в психологии развития: типы, основные проявления, необходимость учета в профориентации и обучении.

  11. Психологические механизмы формирования созависимого поведения в дисфункциональных семьях.

  12. Современные зарубежные программы психологической коррекции и профилактики зависимостей.

  13. Психологическое бесплодие: причины, проявления, коррекция.





  1. Техники релаксации и их применение в работе с беременными женщинами.

  2. Содержание страхов беременных женщин.




  1. Особенности познавательной активности у одаренных детей младшего школьного возраста.

  2. Роль семьи в развитии одаренности ребенка.

  3. Страшные сны и кошмары у детей и подростков: причины и методы работы.

  4. Школьные страхи в младшем школьном и подростковом возрастах.

  5. Социальные страхи подростков.

  6. Формирование морально-этических и нравственных ценностей в онтогенезе (на примере конкретной культуры).

  7. Сравнительный анализ развития личности ребенка в примитивных племенах, живущих в настоящее время, и развитых культурах современности.

  8. Доминирующие копинг- стратегии поведения в конфликте у детей из благополучных и неблагополучных семей.

  9. Доминирующие копинг- стратегии поведения в конфликте и стилей психологической защиты у педагогических работников с выраженным синдромом эмоционального выгорания.

  10. Соотношение особенностей Я-концепции и характеристик копинг- поведения.

  11. Взаимосвязь психологического здоровья детей с доминирующими стилями психологической защиты.

  12. Особенности стилей психологической защиты у детей и взрослых с психопатическими расстройствами личности.

  13. Роль темперамента в формировании особенностей характера ребенка, направленности его личности, а также выборе им профессии.

  14. Конфликт когнитивных стилей ученика и учителя: виды, причины, последствия, способы разрешения.

  15. Посредническая роль психолога в разрешении межличностных конфликтов в педагогическом коллективе.

  16. Особенности копинг-поведения тревожных детей и подростков.

  17. Роль стремления человека к истине и лжи в развитии личности на разных возрастных этапах развития.

  18. Особенности подросткового юмора, слэнга, увлечений.

  19. Современные молодежные субкультуры и их роль в развитии личности подростка.

  20. Особенности переживания чувства вины на разных этапах детства.

  21. Профессиональная деформация практического психолога: проявления, провоцирующие факторы, последствия, профилактика и коррекция.

  22. Современные подходы к пониманию природы аддиктивного поведения.

  23. Реферативные обзоры англоязычной литературы по проблемам реабилитации людей с различными формами зависимостей.

  24. Профилактика ранней наркотизации (апробация и оценка эффективности профилактических программ).

  25. Профилактика употребления психоактивных веществ в студенческой среде.

  26. Причины и психологические особенности ранней наркотизации.





  1. Связь профессионального самоопределения с особенностями семейной системы оптанта.

  2. Самооценка умственных способностей у старшеклассников.




  1. Стратегия поиска информации о будущей профессии у старшеклассников.

  2. Взаимосвязь в развитии интеллекта и креативности у подростков.

  3. Роль сказки в формировании психических процессов и личности у детей.

  4. Специфика межличностных отношений у подростков с высоким уровнем креативности.

  5. Модели общения современных младших подростков.

  6. Проблема одиночества в подростковом и молодом возрасте: проявления, причины, способы профилактики и коррекции.

  7. Взаимосвязь процессов формирования личностной и профессиональной идентичности в юности.

  8. Особенность факторов, способствующих благоприятному вхождению ребенка в подростковый период развития.

  9. Психологические особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.

  10. Особенности развития Я-концепции в детском, подростковом и юношеском возрасте.

  11. Взаимосвязь типа семейного воспитания и эмоционально- личностного развития ребенка.

  12. Психологические условия, способствующие и препятствующие морально-нравственному и духовному развитию личности.

  13. Самореализация в профессии: гендерный и возрастной аспект.




  1. Роль процесса самореализации в профилактике и укреплении психологического и психического здоровья личности.

  2. Психосоматические расстройства и заболевания у детей: причины возникновения, особенности проявления, способы профилактики и коррекции.

  3. Невротизация в онтогенезе: этиология и психотерапия.

  4. Психологическое сопровождение беременности.

  5. Пре- и постнатальное психическое развитие ребенка.

  6. Психологическое консультирование родителей по вопросам преодоления возрастных кризисов у детей.

  7. Словесное творчество в контексте детского развития.

  8. Психологические особенности новорожденного.

  9. Психологические кризисы в детстве (особенности протекания и роль в развитии)

  10. Проблема раннего развития и обучения.

  11. Особенности развития детского рисунка.

  12. Особенности развития речи в детстве.

  13. Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве.

  14. Психология игры. Роль игры в психологии развития.