Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 727
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Конституции
2
, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. Нормы, прописанные в Конституции, являются нормами прямого дей- ствия и обязательны для исполнения. Социальный прогресс требует от государ- ства уделять больше внимания решению проблем социального обеспечения, и чем по- следовательнее будет это внимание, тем стабильнее будет общественно-полити- ческая ситуация в России, тем сильнее социальная защищенность граждан, тем комфортнее их жизнь, тем комфортнее их психологическое благополучие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.
Право граждан России на социальное обеспечение закреплено в статье 39
Конституции
3
. В нем говорится, что каждому гражданину Российской Федера- ции гарантируется социальное обеспечение по возрасту, на случай болезни, ин- валидности, потери кормильца, на воспитание детей и в других установленных законом случаях. Социальное обеспечение является выражением социальной по- литики государства на данном этапе его развития.
Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государ- ства, направленная на оказание материальной поддержки определенным катего- риям граждан из государственного бюджета и специальных внебюджетных гос- ударственных фондов в случае событий, признанных государством социально значимыми, с целью выравнивания социального статуса этих граждан по сравне- нию с другими. другие члены общества).
Ряд других определений этого понятия можно найти в юридической литературе.
Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система мате- риальной поддержки граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной
2
Статья 7. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с из- менениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
3
Статья 39. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с из- менениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
12 нетрудоспособности, воспитания детей, потери заработка или дохода в других случаях, специально предусмотренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляется за счет специально созданных внебюджетных фондов обязатель- ного социального страхования, Он формируется за счет страховых взносов и ас- сигнований из государственного бюджета Российской Федерации уполномочен- ными органами в установленном законом порядке. Социальное обеспечение предлагается понимать как "форму выражения социальной политики государ- ства, направленную на оказание материальной поддержки определенным кате- гориям граждан из государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государ- ством на данном этапе развития"
4
. его развитие как социально значимого. "зна- чимого для того, чтобы уравнять социальный статус этих граждан по сравнению с другими членами общества".
Проанализировав эти определения, можно выделить существенные особенности социального обеспечения на современном этапе:
1) государственный характер организационно-правовых методов распределения совокупного общественного продукта, установленных в обществе через систему социального обеспечения;
2) законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых гос- ударством в качестве оснований для предоставления различных видов социаль- ного обеспечения;
3) закрепление в нормах права или в договорах, санкционированных государ- ством, круга лиц, подлежащих защите;
4) нормирование государством социального стандарта безопасности, ниже
4
К. Н. Гусов и М. О. По словам Буяновой (цитирование)
13 которого он не может быть, путем законодательного закрепления видов безопас- ности, ее уровня и условий предоставления.
Основные функции социального обеспечения включают:
1) экономическая функция социального обеспечения, суть которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение как один из способов распределения части валового внутреннего про- дукта, оказывая тем самым определенное влияние на выравнивание лич- ных доходов граждан путем предоставления материальных благ взамен утраченного заработка или путем его использования когда возникают социальные риски, указанные в законах;
2) производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудом, а уро- вень обеспечения часто зависит от его характера и размера вознаграж- дения за труд;
3) социальная (социально-реабилитационная) функция социаль- ного обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан в случае возникновения различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, социаль- ных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предотвра- щения обнищания;
4) политическая функция позволяет государству реализовывать ос- новные направления социальной политики с помощью средств, специ- фичных для социального обеспечения. Социальная политика как целе- направленное воздействие государства на условия жизни людей с целью
14 реализации конституционных положений осуществляется главным обра- зом через систему социального обеспечения. Состояние социального мира в обществе зависит от того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию.
5) защитная функция заключается в том, что общество обеспечи- вает социальное обеспечение с целью защиты граждан, оказавшихся в трудной ситуации.
Социальное обеспечение обеспечивается за счет средств, предна- значенных для этих целей. В зависимости от источника средств суще- ствует 2 вида социального обеспечения:
1) государственное социальное обеспечение;
2) негосударственное социальное обеспечение.
Конституция устанавливает правовой статус граждан в области со- циального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспече- ние в соответствии с возрастом, в случае болезни, инвалидности, потери родителя, для воспитания детей и в других случаях, установленных за- коном (статья 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая предоставляется гражданам бесплатно в государственных и му- ниципальных учреждениях здравоохранения; право на защиту от безра- ботицы (статья 37); материнство и детство, семья находятся под защи- той государства (статья 38).
Независимо от источника средств, государственное социальное обеспечение предоставляется в различных формах: пенсии, пособия,
15 компенсации, социальные услуги.
Следует дать определения этим понятиям.
Пенсия - это регулярная денежная выплата, предоставляемая с це- лью возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, кото- рая производится в установленном законом порядке определенным ка- тегориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей.
В зависимости от обстоятельств, при которых предоставляется право на пенсию, различают следующие виды пенсий:
- пенсия по государственному пенсионному обеспечению;
- трудовая пенсия.
- пособие
Государственная пенсия - это ежемесячная государственная денеж- ная выплата, которая предоставляется гражданам на условиях и в нор- мах, установленных федеральным законом, для компенсации дохода, утраченного в результате прекращения государственной службы, при выходе на пенсию по инвалидности (нетрудоспособности) или в связи с ухудшением здоровья граждан. для возмещения ущерба, причиненного в результате радиации или техногенных катастроф во время прохожде- ния военной службы, в случае инвалидности или потери кормильца, по достижении совершеннолетия или недееспособности гражданина для обеспечения средств к существованию)
Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата, выплачи- ваемая в качестве компенсации гражданам заработной платы или других
16 пособий, которые страхователи получали до назначения трудовой пен- сии, или членам семей инвалидов, умерших в результате смерти этих лиц, право которых определяется в соответствии с установленными условиями и нормами в соответствии с Федеральным законом. Пособие
— это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается определенным категориям граждан в порядке и размерах, установленных законом, с целью оказания дополнительной материаль- ной помощи и является дополнением к другому постоянному и основ- ному источнику существования. Таким образом, социальное обеспече- ние — это сложное, многофункциональное явление.
Социальное обеспечение выполняет различные функции, определяющие цель социального обеспечения населения. Государство определяет основные направления деятельности в этой сфере. Спектр гарантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит от возможностей государства.
Сегодня гораздо проще решать многие вопросы, связанные с их со- циальным обеспечением и соблюдением их прав. Социальные службы не могут напрямую общаться со своими гражданами через МФЦ.
Проблемы правовой неграмотности населения постоянно возни- кают в судебной системе.
Как правило, для осуществления защиты (в большинстве случаев) требуется определенный уровень юридической квалификации. Для ре- шения этой проблемы Государственная Дума Российской Федерации 2 ноября 2011 года приняла Федеральный закон "О бесплатной юридиче- ской помощи в Российской Федерации", одобренный Советом
17
Федерации 9 ноября того же года. Настоящий Федеральный закон уста- навливает основные гарантии реализации права граждан Российской Фе- дерации на получение бесплатной квалифицированной юридической по- мощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы фор- мирования государственных и негосударственных систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы правовой ин- формации и правового обеспечения просвещение населения.
Изучая теорию социального обеспечения в Российской Федерации, но не применяя ее на практике, можно создать впечатление о полной государственной поддержке и социальной помощи населению.
Каждый федеральный закон предусматривает полное обеспечение и реализацию прав и свобод человека, гарантированных Конституцией
Российской Федерации, полную автоматизацию системы социального обеспечения, обеспечение равных социальных условий жизни для всего населения, независимо от его трудоспособности, физических и мораль- ных возможностей, источника средств к существованию, их первона- чального социальный статус, образование и т.д. иметь. Но что касается практики того же района, то мы сталкиваемся с рядом проблем и необ- ходимостью улучшения этого района, например, когда после получения статуса "улучшение жилищных условий" не каждый человек получает жилплощадь или грант на ее приобретение в короткие сроки. Это свя- зано с экономической и политической ситуацией в государстве, часто гражданину приходится ждать денег на улучшение жилищных условий в регионе, чтобы получить финансовую субсидию, а после выделения происходит последовательность выплат, соответственно, выплаты в первую очередь предоставляются нуждающимся, несмотря на то, что дело в том, что статус нуждающихся, желающих улучшить жилищные условия, на самом деле должен быть одинаковым для всех перевозчиков, но с морально-этической точки зрения это неверно, потому что,
18 например, многодетным семьям с тремя и более несовершеннолетними детьми следует уделять приоритетное внимание, поскольку этот вопрос затрагивает интересы и условия жизни несовершеннолетних. Такая же ситуация касается выделения жилых помещений по договору социаль- ного найма, ведомственных квартир и других аспектов улучшения жи- лищных условий, только выделение бюджетных средств заменяется вы- делением жилых помещений в натуральной форме.
Для того чтобы в полной мере реализовать социальное обеспе- чение в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации, необходимо внедрить на практике некоторые законодатель- ные изменения и действующую систему работы органов социальной за- щиты, органов исполнительной власти, а поскольку практически вся си- стема законодательства и государственных органов взаимосвязана, не- возможно, чтобы это конкретизирует задачу улучшения социального обеспечения путем изменения конкретной правовой сферы. и правила внутренней службы определенных ведомств. Это изменение требует долгосрочного и систематического улучшения всех областей законодательства и в то же время системы работы всех медицин- ских и государственных органов.
1.2 Правовое регулирование социального обеспечения судей.
«О статусе судей в Российской Федерации»
5
, судьей является лицо, наде- ленное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Правовой статус судьи в Российской Федерации представлен как
5
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 1, пункт 3
19 совокупность прав и обязанностей, а также законных интересов должностных лиц и судей, наделенных этим статусом в конституционном порядке.
Правительство Российской Федерации предоставляет соответствующие га- рантии лицам, имеющим статус судьи Российской Федерации.
Гарантии социальной защиты судей, в частности, закреплены федераль- ными законами Российской Федерации N 6 6
и N 3132-1 7
, статьей под номером
20, так же стоит подметить, что особый вид социальной защиты судей не проти- воречит статье 19 Конституции Российской Федерации
8
, которая предусматри- вает равенство прав граждан вне зависимости от должности граждан, которые обеспечивают осуществление социальных прав судей.
Правовые гарантии и законные интересы не входят в сферу гарантий, со- циальные права судей входят в круг гарантий, другими словами, это можно назвать предметом гарантий социальной защиты судей. В перечень субъектов социальной защиты входят:
- Действующие судьи, судьи считающиеся вступившими в должность с мо- мента принесения ими присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи, исходя из статье 11 закона Российской Федерацииn 3132-1 9
- Судьи в отставке
10
, ушедший в отставку по собственному желанию неза- висимо от возраста, так же судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если полномочия были прекращены по основания подпункта 1, 2, 4, 9, 11 пункта
1 статьи 14 закона Российской Федерации N 3132-1 11
- Правопреемники судей, цитирования из гражданского процессуального
6
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" от 10.01.1996 N 6-ФЗ
7
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 20 8
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменени- ями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), статья 19 9
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 11, пункт 5 10
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 15 11
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 14, пункт 1, под- пункты 1, 2, 4, 9 и 11
20 кодекса Российской Федерации, статья 44 12
, процессуальное правопреемство, в случае прекращения сторонами спорных или разрешенных судом правоотноше- ний (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требова- ния, перевод долга и другие случаи смены лица) суд разрешает замену этой сто- роны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любом этапе граждан- ского судебного разбирательства.
Сама система социальной защиты судей основана на:
- Обеспечении независимости судей
- Поддержании высокой производительности труда
- Повышение престижа должности судьи
- Предотвращение риска понижения социального статуса судей
Система разделения властей выделяет судебную власть как самостоятель- ную ветвь власти, главенствующей функции к реализации является правосудие.
Меры социальной защиты осуществляются по гаранту для судей:
• Общей юрисдикции;
• Военных судей;
• Мировых судей;
• Вышедших на пенсию.
Исходя из следующих положений:
- Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, при- надлежащего судье или членам его семьи, подлежит возмещению ему или чле- нам его семьи в полном объеме, пункт 5, статья 20, закона Российской Федерации
N 3132-1 13
- Перечисление видов и особенностей социальной защиты военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Россий- ской Федерации, а также членов их семей, статья 31, федерального
12
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ, Статья 44. Про- цессуальное правопреемство
13
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 20, пункт 5