Файл: Теория и практика социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 677

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

48 приобретение и распределение путевок на санаторно-курортное лечение судей, в частности судей в отставке, членов их семей, заменив эту систему на приобре- тение и распределение путевок за счет средств федерального бюджета через суды и Управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, так как все же организация по предоставления санаторно-курортного лечения су- дей и членов их семей входит в компетенцию Судебного департамента при Вер- ховном Суде Российской Федерации.
Так как санаторно-курортное лечение является медицинской помощью, ос- нованием при предоставлении путевки судьям и членом их семей является меди- цинская справка по форме № 070/у
55
с рекомендацией санаторно-курортного ле- чения. Условия размещения и сроки упоминаются в Комплексной программе добровольного медицинского страхования судей, который в свою очередь явля- ется одной из частей контракта. Программа устанавливает то, что страховщик обязуется предоставить лечение с условиями размещения не ниже уровня двух- местного номера со всеми удобствами:
- кондиционер
- туалет
- душ
55
Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 834н (ред. от 02.11.2020) "Об утверждении унифицирован- ных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" (вместе с "Порядком заполнения учетной формы N 025/у "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях",
"Порядком заполнения учетной формы 025-1/у "Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбула- торных условиях", "Порядком заполнения учетной формы N 030/у "Контрольная карта диспансерного наблюде- ния", "Порядком заполнения учетной формы N 030-13/у "Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг", "Порядком заполнения учетной формы N 032/у "Журнал записи родо- вспоможений на дому", "Порядком заполнения учетной формы N 070/у "Справка для получения путевки на са- наторно-курортное лечение", "Порядком заполнения учетной формы N 072/у "Санаторно-курортная карта", "По- рядком заполнения учетной формы N 076/у "Санаторно-курортная карта для детей", "Порядком заполнения учетной формы N 079/у "Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления", "Порядком заполнения учетной формы N 086/у медицинская справка (вра- чебное профессионально-консультативное заключение)", "Порядком заполнения учетной формы N 086-2/у жур- нал регистрации выдачи медицинских справок (формы N 086/у и N 086-1/у)", "Порядком заполнения учетной формы N 043-1/у "Медицинская карта ортодонтического пациента", "Порядком заполнения формы вкладыша N
1 в Медицинскую карту пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях "Первичный осмотр врачом- остеопатом", "Порядком заполнения формы вкладыша N 2 в Медицинскую карту пациента, получающего по- мощь в амбулаторных условиях "Осмотр врачом-остеопатом (наблюдение в динамике)") (Зарегистрировано в
Минюсте России 20.02.2015 N 36160)


49
- ванна
- кухня
- питание
Со сроком пребывания в санатории не менее 14 дней. Конечно же ещё оста- ется актуальным вопрос, о размещении и сроках при получении судьей путевки не через систему страхования, а через суд или Управление Судебного департа- мента.
Действующему судье, который не воспользовался правом на санаторно-ку- рортное лечение, выплачивается денежная компенсация в размере стоимости пу- тевки. Если судья проработал менее года, компенсация за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение должна быть выплачена пропорцио- нально фактически отработанному времени. Само определение стоимости ваучера для последующей компенсации законодательным органом не опреде- лено, но стоит отметить, что размер компенсации часто равен средней стоимости путевки, которая определяется исходя из цен в Российской Федерации на пу- тевки в санатории
56
. Однако анализ отдельных актов Совета судей субъектов
Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что размер компенсации определяется исходя из размера выделенных средств на статью расходов ком- пенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение действу- ющих судей, поделенного на количество штатных единиц судей, осуществляю- щих деятельность в данном субъекте, из этого следует, что размер компенсации на деле не зависит от цен путевок в санаторно-курортные организации, а раз- нится от субъекта к субъекту. И данные факты ставят под угрозу равенство прав лиц с одинаковым статусом, и ставит в большие рамки сомнения саму идею ком- пенсации стоимости санаторной путевки, напомню, что судья в отставке, не ис- пользовавшие право на санаторно-курортное лечение, не получают компенса- цию. Было бы весьма верным установить точную денежную сумму для компен- сации, так как законодательство Российской Федерации не установило этого
56
Баранков В. Л. Социальные гарантии защиты судей и членов их семей // Журнал российского права. –
2014. – № 11. – С. 8

50 факта, конечно же с учетом ежегодной индексацией.
Компенсация будет осуществляться за достойную причину отсутствия воз- можности поехать в санаторно-курортную организацию, к примеру такой причи- ной является отпуск по уходу за ребенком. Ведь в течении отпуска судья не те- ряет своего статуса, соответственно не теряет право на получение санаторно-ку- рортного лечения, поэтому в приведенном случае судья имеет полное право рас- считывать на компенсацию не использованного право на санаторно-курортное лечение.
В данном случае, компенсация будет направленна только судье, за неис- пользованное право судьи на санаторную путевку, право на компенсацию, а точ- нее реализация этого права членами его семьи в приведенном случае не учиты- вается.
Законодательство Российской Федерации не предусматривает факт того, имеют ли члены семьи судьи право получить санаторно-курортное лечение за счёт средств бюджета при отказе самого судьи воспользоваться данным правом, взамен на получение денежной компенсации.
В практике, когда санаторно-курортное лечение получали члены семьи судьи, то судье денежная компенсация не выплачивалась. Члены семьи должны иметь право на реализацию права на санаторно-курортное лечение вне зависи- мости от реализации данного права непосредственно самим судьей, в связи не- использованной путевки судьи, и выплата должна осуществляться в размере од- ной путевки.
При уходе судьи в отставку или на пенсию право на получение путевки за счет средств федерального бюджета сохраняется. В данном случае, этим правом обладает исключительно судья, его члены семьи не обладают схожим правом.
Как уже не раз упоминалось выше, компенсация за неиспользованную путевку не предусмотрена судьям в отставке. С учетом Определение Конституционного
Суда РФ от 24.01.2006 N 10-О
57
, данная норма не нарушает конституционные
57
Определение Конституционного Суда РФ от 24.01.2006 N 10-О "Об отказе в принятии к рассмотрению


51 права. Исключение составляет статья 7.1 федерального закона N 3132-1 58
, в ко- торой учитывается то, что, в случае если санаторно-курортное лечение в период привлечения пребывающего в отставке судьи к осуществлению правосудья, по- скольку на него до сих пор распространяются все гарантии, которые присуще действующим судьям, в том числе право на санаторно-курортное лечение всей семьей.
Если рассматривать санаторно-курортное лечение, которое было оплачено самостоятельно, то возмещение расходов не предусмотрено ни законодатель- ством, ни государственным контрактом.
С учетом сложившейся сложной экономической ситуацией, дефицитом фе- дерального бюджета, хочется выделить то, что санаторно-курортное лечение предоставляется в медицинских целях, хочется предложить следующие вари- анты решения многочисленных проблем:
- Путевки предоставляются судьям, так же судьям, пребывающим в от- ставке, и членам их семей
- Компенсация будет осуществляться в твердом, установленном денежной эквиваленте
- Подтверждать нуждаемости в предоставлении санаторно-курортного ле- чения
Данные подходы помогут оптимизировать расходы бюджета, достичь це- лей санаторно-курортного лечения, защищать обеспечиваемых субъектов от не- обоснованного отказа в предоставлении путевки.
Проблематичным вопросом является правовое регулирование санаторно- курортного лечения судей конституционных судов субъекта Российской Феде- рации. На сегодняшний день до сих пор не существует отдельного закона, кото- рый бы затрагивал организации деятельность конституционных судов субъектов жалобы гражданина Первовского Германа Павловича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов
Судов Российской Федерации"
58
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 7.1 «Исполнение обязанностей судьи»

52
Российской Федерации и устанавливающего статус таких судей. Учитывая фе- деральный конституционный закон N 1 59
, конституционные суды учреждаются субъектом Российской Федерации, их финансирование происходит за счет средств соответствующего бюджета. Из этого исходит факт, что все меры за- щиты конституционных судей устанавливаются субъектами Российской Феде- рации по собственному усмотрению.
Санаторно-курортное лечение для конституционных судей предоставля- ется не в каждом субъекте Российской Федерации, которые имеют конституци- онный или уставной суд.
Данный уровень социального обеспечения для конституционных судей не соответствует их высокому статусу, который имеет равное значение на ровне с иными судьями, ведь они на ровне осуществляют правосудие в связи со своей компетенции. Конечно же от части нагрузка конституционных судей меньше, чем у представителей иных судов, однако распределять право на социальное обеспечение в зависимости от количества нагрузки было бы весьма неправиль- ным, так же не верно оставлять данные вопросы в компетенции субъекта Россий- ской Федерации. Необходимо введение, на федеральном уровне, нормативно правовых актов, регулирующих и устанавливающих принципы:
- санаторно-курортного лечение
- улучшение и обобщение, с последующей характеристикой, мер социаль- ной защиты конституционных судей
- трактовка статуса конституционного судьи
Подводя итоги о санаторно-курортном лечении судей, хочется подчерк- нуть, данная сфера обладает скудным законодательным регулированием. Закон
N 3132-1 «О статусе судей»
60
закрепляет право на санаторно-курортное лечение, но ни он, ни различные иные законы, не раскрывают и не устанавливают порядок и механизм реализации. Совет судей Российской Федерации осуществляет
59
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О судебной системе
Российской Федерации"
60
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1


53 полномочия по определению данного порядка и механизма предоставления са- наторно-курортного лечения. Большинство вопросов вовсе не урегулировано, как уже говорилось выше, некоторыми вопросами занимаются субъекты Россий- ской Федерации. Растет тенденция по передаче полномочий по регулированию статуса судьи с законодательного уровне на уровень актов Совета судей Россий- ской Федерации.
На сегодняшний день возникла четкая необходимость урегулирования и разработки единого механизма медицинской помощи, которая конечно же будет включать в себя санаторно-курортное лечение судей на федеральном уровне.
Подводя итог касательно нормативно правовых актов:
• Необходимо разработать и принять «Федеральную программу медицин- ского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения и сана- торно-курортного лечения, судей за счет средств федерального бюджета» и предусмотреть механизм ее реализации. Там должны затрагиваться во- просы:
- Приобретения и распределения санаторно-курортных путевок между су- дьями, судьями в отставке, членами их семей
- Выделение средств бюджета должно осуществляться из количества всех лиц, которые имеют право на санаторно-курортное лечение
- Определение сроков и условий пребывания судей в санаторно-курортные организации
• Закрепление членами семьи права на санаторно-курортное лечение вне за- висимости от реализации данного права самим судьей
• Определение и установление единого размера компенсации за неиспользо- ванное право на санаторно-курортное лечение или компенсацию в твёрдом денежном эквиваленте с учетом интоксикации
• Необходимо рассмотреть модель санаторно-курортного обеспечения су- дей, при которой путевки будут предоставляться судьям (в том числе пре- бывающим в отставке), членам их семей, а компенсация выплачиваться

54 всем перечисленным категориям в размере твердой денежной суммы, только в случае если они подтвердили свою нуждаемость в санаторно-ку- рортном лечении справкой, но не смогли реализовать свое право вовремя по не зависящим от них причинам (например, обстоятельства непреодоли- мой силы, смерть близкого родственника и другие), в том числе при не- предоставлении путевки.
• Стоит принять Федеральные законы «О конституционных судах субъектов
Российской Федерации» и «О статусе конституционных судей субъектов
Российской Федерации». В которых будут установлены общие положения о мерах их социальной защиты, включая право на санаторно-курортное ле- чение
3.3 Проблемы социального обеспечения судей и пути их решения
Судебная власть в любом государстве выполняет ряд социально-правовых функций: отправление правосудия, обеспечение прав и свобод человека и граж- данина, конституционный контроль и другие. В связи с этим вопросы, связанные с судебной системой, являются объектом постоянного пристального внимания исследователей.
Судьи являются носителями судебной власти. Конституция Российской
Федерации возлагает на них функцию отправления правосудия.
В последнее время, в том числе в связи с подготовкой к предстоящему IX
Всероссийскому съезду судей, проблемы совершенствования гарантий статуса судей в Российской Федерации приобрели особую актуальность.
Гарантами обеспечения важнейшего конституционного принципа незави- симости судебной власти являются высокий социальный статус судей, автоно- мия судебной власти и обеспечение личной безопасности судей. Укрепление штата судей также является важным компонентом обеспечения конституцион- ных принципов.
Пунктом 4 статьи 9 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N


55 3.132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе су- дей) предусмотрено, что гарантии независимости судьи, включая меры его пра- вовая защита, материальное и социальное обеспечение, предусмотренные насто- ящим Законом, распространяются на всех судей Российской Федерации и не мо- гут быть отменены или сокращены другими нормативными актами Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Актуальным является вопрос повышения оплаты труда судей и дальней- шего поддержания ее на высоком уровне, что гарантирует достойную финансо- вую поддержку судей и исключает коррупционные проявления в их деятельно- сти.
В ходе XIII Всероссийского съезда судей (декабрь 2012 г.) была отмечена необходимость реализации мер по разработке и внесению в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального за- кона "О нормативах финансирования судов Российской Федерации". Однако эти меры остались невыполненными, тем более что ситуация усугубляется недоста- точным финансовым и материальным обеспечением судебных участков миро- вых судей: в ряде субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов на следующий год было сокращено финансирование мировых судей.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федера- ции" финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и неза- висимого отправления правосудия и осуществляться на основе стандартов утвер- ждено федеральным законом. Эти стандарты еще не установлены.
В качестве временной меры можно предложить внести изменения в дей- ствующее законодательство, введя положение, гарантирующее невозможность сокращения финансирования судебных округов мировых судей без согласия су- дейского сообщества, по аналогии с существующим порядком финансирования федеральных судов.

56
Надлежащее социальное обеспечение судей является одним из важных условий отправления правосудия беспристрастным судом. Кроме того, суще- ствует взаимосвязь между притоком высококвалифицированных кадров и гаран- тированным решением социальных проблем, в том числе реализацией права су- дей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предоставление жилья.
В Концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной си- стемы России на 2013-2020 годы" указано, что решение проблемы обеспечения жильем судей и сотрудников судов и Судебного департамента Верховного Суда
Российской Федерации (далее - Судебный департамент), которые необходимость улучшения жилищных условий, с точки зрения обеспечения независимости су- дебной власти, остается чрезвычайно важной.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Фе- дерации от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке предоставления судьям, прокуро- рам и сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, нуждаю- щимся в улучшении жилищных условий, отдельных жилых помещений" (27) до внесения соответствующих изменений в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации, улучшение жилищных условий судей осуществляется пу- тем приобретения (строительства) на конкурсной основе отдельных жилых по- мещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специа- лизированному жилищному фонду Российской Федерации.
Однако данная процедура носит временный характер, установленный до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федера- ции.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации Постановлением от 24 мая
2013 года № 69 утвердил Положение о специализированном жилищном фонде в арбитражных судах Российской Федерации, в котором достаточно подробно ре- гламентированы общие положения, порядок предоставления служебных жилых помещений судьям арбитражных судов, порядок владения