Файл: Теория и практика социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 676

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

57 им и использования. Судебный департамент признал недействительным выше- указанное положение, не приняв другого аналогичного акта.
Таким образом, на сегодняшний день в судебной системе Российской Фе- дерации отсутствует правовое регулирование порядка предоставления судьям судебных помещений, использования этих помещений и их освобождения, в том числе после выхода судьи на пенсию, что вызывает трудности в практике судов.
Таким образом, требуется законодательное регулирование порядка обеспе- чения судей жилыми помещениями, для чего необходимо продолжить работу над проектом Федерального закона № 411356-4 "О внесении изменений в статью
19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 276-ФЗ "О внесении измене- ний в статью 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федера- ции" установлен уровень бюджета, из которого осуществляется финансирование расходов на жилье для мировых судей, с учетом предоставления обеспечения жильем мировых судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соот- ветствии с расходными обязательствами Российской Федерации.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации <10>, основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждаю- щихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непо- средственно в федеральном законе, который должен определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предо- ставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введе- ния в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.
Кроме того, требует внимания вопрос компенсации судьям расходов, свя- занных с наймом (субарендой) жилых помещений, решение которого обеспечит судьям надлежащие жилищные условия и будет способствовать дальнейшему

58 привлечению высококвалифицированных судейских кадров. Этот вопрос осо- бенно остро стоит в судах на территориях Республики Крым и города федераль- ного значения Севастополя в связи с преобразованием судебной системы, а также в судах Сибири и Дальнего Востока из-за их территориальной удаленно- сти.
Положением о порядке компенсации судьям расходов, связанных с наймом
(субарендой) жилого помещения, утвержденным Приказом Судебного департа- мента при Верховном Суде Российской Федерации от 26 ноября 2014 г. N 258
<11>, установлено, что максимально возможный размер компенсации определя- ется исходя из площадь жилого помещения, необходимого для предоставления судье, и предельная стоимость найма одного квадратного метра жилой площади в субъектах Российской Федерации, утвержденные приказом Минтруда России на соответствующий год.
Следует отметить, что такой порядок расчета размера компенсации позво- ляет лишь частично компенсировать фактические понесенные расходы, связан- ные с арендой (субарендой) жилых помещений, поскольку размер компенсации, определенный действующим правилом, не соответствует фактическим ценам аренды на рынке недвижимости.
В литературе можно найти предложения по использованию положитель- ного опыта решения жилищных проблем военнослужащих и сотрудников право- охранительных органов.
Вопросы медицинского обслуживания судей требуют повышенного вни- мания с учетом необходимости достижения основных результатов государствен- ной политики в этой сфере.
Судьи и члены их семей получают медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета путем централизованного заключения государственного


59 контракта на добровольное медицинское страхование судей федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей, в том числе судей в отставке, и членов их семей.
Действующие процедуры осуществления права на медицинское обслужи- вание судей, в том числе вышедших на пенсию членов их семей, необходимо изменить в целях совершенствования системы добровольного медицинского страхования или рассмотрения вопроса о введении в отношении медицинских учреждений договорной системы оплаты труда, ранее применявшейся в арбит- ражных судах Российской Федерации, по прямому соглашению, поскольку су- ществующая процедура не предусматривает обязательного медицинского стра- хования. не позволяет надлежащим образом оказывать медицинскую помощь су- дебным органам.
В 2016 году произошло значительное ухудшение качества выполнения обязательств по организации и оплате медицинских услуг, предоставляемых в рамках комплексной программы добровольного медицинского страхования су- дей, в том числе судей в отставке и членов их семей, что ставит под угрозу надле- жащую реализацию гарантий материального обеспечения судей, установленных
Законом о системе обязательного медицинского страхования. Статус судей.
Финансирование расходов на санаторно-курортное лечение судей не поз- воляет должным образом реализовать гарантию, предусмотренную пунктом 5 статьи 19 Закона о статусе судей, - приобрести путевки в санатории с современ- ной медицинской базой, позволяющей восстанавливать и поддерживать здоро- вье людей, работающих в экстремальных условиях труда. ежедневные стрессо- вые ситуации и повышенный психологический стресс.
Разработка и принятие нормативного акта, позволяющего законодателям установить норматив средней стоимости санаторно-курортной путевки, а также норматив на одного человека в год для получения медицинской помощи судь- ями, в том числе судьями в отставке, и членами их семей, будет способствовать реализации этих гарантий в стране. объеме, предусмотренном действующим

60 законодательством Российской Федерации.
Для скорейшего решения этого вопроса представляется целесообразным поручить Судебному департаменту и Совету судей Российской Федерации под- готовить данный законопроект.
Материальное обеспечение судей, социальная защита, безопасность судей и деятельность органов судейского сообщества - все эти гарантии статуса судей в Российской Федерации служат, с одной стороны, для содействия добросовест- ному выполнению возложенных на них обязанностей по достижению правосу- дия, а с другой - для снятия ограничений при осуществлении правосудия. Урав- нять ряд гражданских прав, связанных с особым статусом и положением в обще- стве.
Реализация этих задач повысит доверие к судебной системе и создаст усло- вия для надлежащего достижения правосудия.
Улучшение гарантий статуса судей в Российской Федерации сегодня можно увидеть в оперативном решении вышеуказанных проблем, в мерах по обеспечению полной реализации высокого уровня материальных и социальных правовых гарантий, установленных действующим законодательством, в том числе за счет эффективного взаимодействия органов исполнительной власти. ор- ганы государственной власти, Верховный суд Российской Федерации, Мини- стерство юстиции и судейское сообщество.
11>10>
1   2   3

Заключение

61
Основываясь на своей квалификационной дипломной работе, я сделаю сле- дующие выводы.
Социальная поддержка — это отдельный вид социального обеспечения, который заключается в регулярном предоставлении определенным категориям граждан денежных выплат и пособий в натуральной форме в целях частичной компенсации дополнительных расходов граждан и сохранения здоровья граж- дан.
Сфера социальной защиты судей Российской Федерации включает все со- циальные гарантии, которые гарантируют судьям достойный уровень жизни и материальное обеспечение их труда, создают условия для экономической неза- висимости, обеспечивают личную неприкосновенность, должны обеспечивать медицинское и курортное обслуживание судей и членов их семей.
Социальная поддержка в Российской Федерации состоит из: денежных вы- плат или пособий в натуральной форме. Помимо основных видов социального обеспечения: пенсий, пособий.
Все судьи наделены особым статусом, который включает в себя список су- дей:

Верховных судов республик

Областных судов

Районных судов

Судов федерального городов

Судов автономного округа

Судов автономных округов

Районных (военно-морских) военных судов

Районных судов

Гарнизонных военных судов

Мировых судей
Каждый их этих судей получает особые льготы и гарантии, характерные статусу судей. Конечно же не без определенных изъянов, к примеру касаемо кон- ституционный судов субъектов Российской Федерации и вопрос касаемо сана- торно-курортного лечения.
Все государство предоставляет определенный ряд компенсаций и гаран- тий:
- Несменяемость судей
- Право на удлиненный отпуск

62
- Равные пенсионные выплаты
- Выход на пенсию на общих условия
- Ежемесячные пожизненные выплаты
- Медицинское и санаторно-курортное лечение
Помимо вышеперечисленный компенсаций и гарантий, судьи получают определенные доплаты и надбавки, такие как:
- За квалификационный класс
- Выслугу лет
- Особые условия труда
- Ученая степень
- Почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»
- Работа в районах Крайнего Севера
И другие
Судьи имеют особое право предоставлять жилплощадь с последующим предоставлением права собственности. В случае отправки судьи в командировку последующий имеет право забронировать и получить вне очереди место в гости- нице. Для осуществления службы судьям в Российской Федерации предоставля- ются проездные документы для пользования всеми видами общественного транспорта, за исключением такси в сфере городского, пригородного и местного сообщения, приобретаемые судами у соответствующих транспортных организа- ций на основании положений Правительства страны.
Государство всеми силами старается проработать и улучшить финансиро- вание поддержки судей, в частности в связи с санаторно-курортным обеспече- нием, в ходе работы этот аспект был подробно раскрыт.
Законодательство Российской Федерации охватывает вопрос социального обеспечения судей, конечно, по сей день вносятся различные изменения, улуч- шающие этот вид обеспечения.


63
Список используемой литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосова- нием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2. «Кодекс судейской этики» (утв. VIII Всероссийским съездом судей
19.12.2012) (ред. от 08.12.2016);
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ
(ТК РФ) (ред. от 25.02.2022);
4. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О во- енных судах Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2021 г.);

64 5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022);
6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О
Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021);
7. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2012 г. N 5-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе- дерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Россий- ской Федерации»;
8. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 31.07.2020)
«О статусе судей в Российской Федерации»;
9. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной за- щите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ред. от 01.07.2021);
10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном соци- альном страховании от несчастных случаев на производстве и професси- ональных заболеваний» (ред. от 25.02.2022);
11. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департа- менте при Верховном Суде Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022);
12. Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных га- рантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Россий- ской Федерации» (ред. от 06.03.2019);
13. Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ «О внесении измене- ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации» (ред. от
03.07.2016);
14. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пен- сиях» (ред. от 08.03.2022);

65 15. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ «О внесении измене- ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (ред. от 21.12.2021);
16. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 16.04.2022);
17. Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 207 «О должностном окладе Председателя Конституционного Суда Российской
Федерации»;
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 г. N 647 «О возмещении судьям, должностным лицам правоохранитель- ных и контролирующих органов или членам их семей ущерба, причинен- ного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служеб- ной деятельностью»;
19. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 28.01.1993
N 4400-I «Об установлении должностного оклада Председателя Консти- туционного Суда Российской Федерации»;
20. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 35 от 3 октября 2017 года «О внесении в Государственную Думу Федераль- ного Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в связи с совершенствова- нием медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей»;
21. Приказ Верховного Суда Российской Федерации N 669кд, Судебного де- партамента при Верховном Суде Российской Федерации N 234 от
10.08.2015 (ред. от 20.07.2020) «Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, ежеме- сячного денежного содержания по инвалидности судьям Верховного


66
Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, фе- деральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возме- щения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении».
Научная и учебная литература:
1. Фирсов М. В. 300 лет. История российских социальных служб. Хроно- граф [Текст]: монография. / М. В. Фирсов, А. С. Сорвина, Т. Б. Кононова,
О. Н. Субаева. — М.: Первая образцовая типография, 2017. — 226 c.;
2. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обес- печения. [Текст]: монография. / Н. В. Антипьева. — М: Проспект, 2017.
— 238 с.;
3. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / под ред. И. Г. Зайнышева; Моск. гос. соц. ун-т. —
М.: Владос, 2018. — 240 c.;
4. Голубева, Т. Ю. Право социального обеспечения России: учебник : [12+]
/ Т. Ю. Голубева, М. А. Афанасьев ; Еврейский университет. – Москва ;
Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 172 с. : табл. – Режим доступа: по под- писке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500714;
5. Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. Исто- рия, организация, финансирование, проблемы [Текст] : учебник / В. В.
Антропов. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. — 100 с.;
6. Гусева Т. С. Право социального обеспечения в России [Текст] : учебник /
Т.С. Гусева. – М.: Юркомпани, 2017. – 276 c.;
7. Добромыслов, К.В. Право социального обеспечения [Текст] : учебное по- собие для студентов высших учебных заведений / К.В. Добромыслов, Е.Е.
Мачульская. – М.: Книжный мир, 2017. – 416 c.
Электронный ресурс:
1. Справочная правовая система «Консультант Плюс». [электронный ресурс]
— Режим доступа: — : URL: http://www.consultаnt.ru/ (дата обращения:

67 05.06.2022);
2. Справочная правовая система «Гарант». [электронный ресурс] — Режим доступа: — : URL: https://bаse.gаrаnt.ru/ (дата обращения: 05.06.2022);
3. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. [элек- тронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обра- щения: 05.06.2022).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1 Книга учета заявлений судей, нуждающихся в жилых помещениях или не имеющих жилых помещений по месту нахождения суда
Книга
учета заявлений судей, нуждающихся в жилых помещениях или не имею-
щих жилых помещений по месту нахождения суда
(Наименование суда, управления Судебного департамента в субъекте Россий- ской Федерации)
Начата "
" г.
Окончена "
" г.