Файл: Теория и практика социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 681

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39
Как уже упоминалось выше, судья, после окончания судебной деятельно- сти имеет право использовать пенсии, сформулированную на общих основаниях, а также имеют право на пожизненное обеспечение. Но даже имеем возможность использовать пожизненное обеспечение, многие судьи использую вариант с пен- сией.
Пожизненное обеспечение для судей устанавливается в следующем раз- мере, исходя из статьи 19 федерального закона N 3132-1 38
и Приказа верховного суда Российской Федерации N 669кд
39
:
- Претендовать на соотношение 4/5 предельной заработной платы, при условии, что гражданин в течении 20 лет находился в судебной системе
- Возраст выхода на пенсию составляет более 50 лет для женщин и более
55 для мужчин, так же если общий стаж составляет менее 20 лет, то пенсия про- порциональна имеющемуся стажу
Сумма пожизненных выплат не может превышать 85% от суммы послед- него судейского заработка. В свою очередь, пожизненное содержание судей не облагается налогом, так же данная особенность характерна для обеспечения та- кой категории граждан.
Гражданин, когда-то занимавший деятельность судьи, имеет право обра- тится за государственными субсидиями
40
. Лицо обращается в Судебный депар- тамент, который в свою очередь принимает решение о назначении субсидий, по- сле назначения субсидий обязательства переходят на Пенсионный фонд. Так же не стоит забывать о перечне документов, необходимых для назначения государ- ственных субсидий:
38
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»
39
Приказ Верховного Суда РФ N 669кд, Судебного департамента при Верховном Суде РФ N 234 от
10.08.2015 (ред. от 20.07.2020) "Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности судьям Верховного Суда
Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении"
40
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ, статья 78 «Предоставление суб- сидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), ин- дивидуальным предпринимателям, физическим лицам»


40
- Паспорт
41
- СНИЛС (Страховой Номер Индивидуального Лицевого Счёта)
- Трудовая книжка
42
- Доказательство наличия регалий
- Заявление
Осмотр документов является тщательным процессом, в течении 15 дней принимается решение по поводу назначения лицу ежемесячных выплат. Вы- платы начинают производится со следующего месяца после подачи документов.
В целом, основным законодательный актом занимающийся данным вопро- сом является статья 15 федерального закона N 3132-1 43
Стоит выделить конституционный суд, ведь пенсионные и трудовые гаран- тии судей конституционного суда Российской Федерации имеют свой различные особенности. Выплачиваются исходя из Постановления Российской Федерации
N 425 44
Для назначения пожизненного обеспечения судей конституционного суда их минимальный стаж должен быть равен 15 годам. Так же, судьи конституци- онного суда, пребывающие в отставке, имеют право получения обеспечения по выбору:
- Выход на пенсию на общих основаниях
- Ежемесячные пожизненное обслуживание
Так как и судьи конституционного суда, для судей военных судов были установлены собственные характеристики, которые были предусмотрены феде- ральным законом о статусе военных судов федеральный конституционный закон
41
Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 15.07.2021) "Об утверждении Положе- ния о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Россий- ской Федерации", общие положения
42
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022), статья 66 «Трудовая книжка»
43
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 15 «Отставка судьи»
44
Постановление Правительства РФ от 27.04.1995 N 425 (ред. от 04.08.2020) "Об утверждении Положе- ния о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда
Российской Федерации, пребывающим в отставке"

41
N 1 45
, но в целом общие принципы не отличаются от вышеприведенных принци- пов.
Из всего вышеперечисленного, вопрос о пенсионных выплатах бывших со- трудников судебных органов полностью регулируется государством и имеет свои особенности и крайности. В свою очередь, особенности системы получения пенсий хочется обозначить отдельно:
- Назначения особых выплат, в этот перечень входит ежемесячные пожиз- ненные обслуживание, касаются исключительно работников судов
- Пенсии судей не облагаются налогами
- Как отмечалось выше, имеется привилегия в виде пожизненного обслу- живания
- В случае наступления инвалидности, они имеют право на техническое об- служивание, так же выплаты в связи с инвалидности
- Вопрос о выплате решает не Пенсионный фонд, этим занимается судеб- ная коллегия и ведомства
Хочется отметить факт того, что все же имеются некие недоработки и про- блемы в социальном обеспечении со стороны государства. Исходя из распоряже- ния Правительства Российской Федерации N 1735 46
, в которой указано о реше- нии проблем обеспечения жильём судей и работников судов. А также Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, о нужде в улучшении жилищных условий с точки зрения обеспечения независимости судебной власти, данные поднятые вопросы остаются по сей день крайне важными.
В целом, проблема возникает в следующем: Компенсация расходов при найме жилого помещения. Само решение данного вопроса благоприятно отра- зиться на материальной обеспечении судей, что повысит их уровень профессио- нальной деятельности. Соответственно, судьи и члены их семей получат необхо- димые условия для проживания, что уже отмечалось предложением ранее,
45
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О военных судах
Российской Федерации"
46
Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р <Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы">


42 повысит их работоспособность и увеличит привлечении числа кадров в судопро- изводство.
Данный вопрос также рассматривается в отдельных субъектах Российской
Федерации:
- Дальний Север
- Республика Крым и города Федерального значения Севастополя, с учетом преобразования судебной системы на данном полуострове
Стоит отметь то, что приказом Судебного департамента N 258 47
, макси- мально возможный размер компенсации определяется исходя из площади жилья, необходимого для обеспечения судей. Стоимость найма квадратного метра в субъектах Российской Федерации определяется приказом Минтруда России на соответствующий год. Но, конечно, стоит учитывать современные реалии, где зачастую сумма компенсации окупает лишь определенную часть стоимости аренды жилья, поскольку цены на недвижимость в последнее время крайне не- стабильны.
Исходя из вышеизложенного, мы отмечаем, что в Российской Федерации по сей день существуют проблемы с надлежащим предоставлением служебных помещений судьям, использованием этих помещений и их освобождением.
Чтобы исправить эту ситуацию, стоит пересмотреть и переработать феде- ральный закон N 3132-1, статью 19 «Материальное обеспечение судей»
48
3.2 Медицинское и санаторно-курортное обслуживание судей.
Законодательство Российской Федерации понимает под статусом судьи, федеральный закон N 3132-1 49
, не только различные личные возможности и при- вилегии, а путь к обеспечению защиты прав и правосудия.
Государство проявляет крайне высокие требования к судьям и их Конечно,
47
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 258 от 26 ноября
2014 года
48
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»
49
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1

43 в ответ государство должно в полной мере обеспечить здоровье и жизнь судей и их семей. В случаях прекращения своей профессиональной деятельности быв- шие судьи не утрачивают своего конституционного статуса, который продол- жает служить гарантией надлежащего исполнения ими своих обязанностей в ходе их профессиональной деятельности.
Сама деятельность судей связана с чрезвычайно высокой рабочей нагруз- кой, повышенным риском "профессиональных" заболеваний в связи с их родом деятельности:
- Большая работа с документами
- Малоподвижный образ жизни
- Постоянное использование компьютера
Все это требует тщательной профилактики, изменения ситуации, исключе- ния из привычной сферы жизни, именно поэтому государство обеспечивает су- дей санаторно-курортным лечением.
Первостепенным федеральным законом, касающимся вопроса санаторно- курортного обеспечения судей, является федеральный закон N 3132-1, статья
19 50
, к общим мерам материального обеспечения относят так же:
- Медицинская помощь
- Санаторно-курортное лечение
Конечно же будет грубо назвать санаторно-курортное лечение и медицин- скую помощь материальной поддержкой, ибо они осуществляются в натураль- ной форме. По идее, санаторно-курортное лечение входит в состав реабилитаци- онно-рекреационных мер социальной защиты судей. В частности, нормы о ме- дицинской помощи и санаторно-курортном лечении было бы более правильно выстроить в отдельную статью, или переставить в статью 20 федерального за- кона N 3132-1 51
, так как она предусматривает меры социальной поддержки су- дьям и членам семьи.
50
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»
51
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 20 «Меры социаль- ной защиты судьи и членов его семьи»


44
Толкование норм, указанных в статье 19 федерального закона N 3132-1 52
, не столь верно, ибо предполагается то, что санаторно-курортное лечение явля- ется какой-то отдельной медицинской мерой, которая не сочетается с медицин- ской помощью, но ведь санаторно-курортное лечение является особой, специ- фичной медицинской помощью, которая оказывается в специальных медицин- ских организациях, которые применяются с особыми методами медицинского взаимодействия.
Судьи и члены их семей ежегодно имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Учитывая изменения в су- дебной системе от 1 января 2015 года, порядок организации медицинского об- служивания, установленный для:
- Судей судов общей юрисдикции
- Судьи пребывающие в отставке
- Судьи арбитражный судов округа
- Судьи арбитражных апелляционных судов
- Судьи арбитражных судов субъектов Российской Федерации
- Специализированный арбитражный суд
- Судьи военных судов
- Члены их семей
При отсутствии медицинских учреждений соответствующего уровня госу- дарственной или муниципальной системы здравоохранения по месту нахожде- ния военного суда санаторно-курортное лечение судей военных судов осуществ- ляется медицинскими учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с оплатой расходы, фактически понесенные ими Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Фе- дерации. Стоит отметить особенность санаторно-курортного лечения судей Вер- ховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской
52
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»

45
Федерации – им, а также лицам, замещающим должности в федеральных органах государственной власти, Управление делами Президента Российской Федерации обеспечивает санаторно-курортное лечение.
Весь возможный анализ и практика применения показывают и доказывают, что механизм приобретения и распределения путевок для направления судей и членов их семей на санаторно-курортное лечение, а также судей, находящихся на пенсии, закреплен в актах Совета судей Российской Федерации, который представлен как наиболее сложная система без всякого единства. Существуют две системы приобретения и распространения ваучеров:
- Через страховую компанию
- За счет средств федерального бюджета через суды, Управление Судеб- ного департамента Российской Федерации
С учетом государственного контракта страховые компании приобретают путевки на санаторно-курортное лечение для осуществления добровольного ме- дицинского страхования судей, страхователем которого является Судебный де- партамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Конечно, контракт финансируется из федерального бюджета. Договором определяется процент застрахованных лиц, которые являются получателями ре- абилитации и восстановительного лечения в санаториях за счет страховых средств. Конечно, эта информация является официальной и не разглашается ши- рокому кругу лиц. Через суды или Управления судебного департамента в субъ- ектах Российской Федерации за счет средств федерального бюджета приобрета- ются путевки по правилам федерального закона № 44. Напрямую, но суды этих судей сами приобретают ваучеры:
- Судьи Верховных судов республик
- Областные и краевые суды
- Суды городов федерального значения
- Суды Автономной области
- Суды автономных округов


46
- Окружные (военно-морские) военные суды
- Арбитражные суды округов
- Арбитражные апелляционные суды
- Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- Специализированные арбитражные суды
- Члены их семей
Руководством судебного департамента в субъектах Российской Федерации приобретаются путевки для судей районных, гарнизонных военных судов, миро- вых судей и членов их семей.
Из-за отсутствия формализованного определения квоты застрахованных судей существование двух параллельных систем покупки и предоставления ваучеров кажется весьма нелогичным. Конечно, уровень качества санаторно-ку- рортного лечения и услуг в санаторно-курортных организациях зависит от усло- вий договора, поскольку система предполагает наличие и совместное формиро- вание соглашения со страховыми компаниями, но оказывается, что эта зависи- мость зависит от законодательно установленных прав судей. Такая систематиза- ция не может решить проблемы с дефицитом бюджетных средств, выделяемых на санаторно-курортное лечение судей. Обычно расчет производится исходя из штатного расписания судей, без учета их семей, также не стоит забывать о еже- годном повышении цен на путевки. Из этого следует, что примерно 35% судей ежегодно не получают санаторно-курортного лечения в качестве меры реабили- тации. Таким образом, отмечается, что законодательством не предусмотрены случаи, когда судьям в отставке, которые не воспользовались правом на сана- торно-курортное лечение, соответственно, не выплачивается денежная компен- сация за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение.
Добровольное медицинское страхование судей можно выделить как от- дельный способ финансирования санаторно-курортного лечения, оно считается эффективным способом решения проблем финансирования, создания сети оте- чественных санаторно-курортных организаций, что позволяет сократить

47 расходы федерального бюджета, а также повысить качество санаторно-курорт- ных услуг. лечение и услуги для судей и членов их семей.
Сама идея создания ведомственных санаториев не нова, она была массово замечена актом Совета судей Российской Федерации. Конечно, учитывая ны- нешнюю сложную ситуацию в стране, подробный обзор и внедрение невоз- можны. Действительно, в случае перехода осуществления медицинского и сана- торно-курортное обслуживания судей и членов их семей на договорную основу, непосредственно через страховые компании, будет противоречить Постановле- ние ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1, пункт 8 53
, благодаря которому устанавлива- ется в пункте 5 статьи 19 федерального закона N 3132-1 54
, медицинское обслу- живание и санаторно-курортное лечение обеспечиваются соответственно:
- Правительство Российской Федерации
- Правительство республик в составе Российской Федерации
- Административных краев, областей
- Автономных областей
- Автономных округов
- Городов Москвы и Санкт-Петербурга
- Органы военного управления, определенном для руководителей:
• Министерств
• Ведомств
• Органов администрации
• Военное управление
Вышеперечисленные органы не занимаются организацией медицинского и санаторно-курортного лечения судей, как таково мы это представляем, из этого следуют снижение гарантий реализации прав судей.
Стоит заменить добровольное медицинское страхование, в частности
53
Постановление ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1 (ред. от 16.04.2022) "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
54
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей», пункт 5