Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 конституционно-правовые основы общественных отношений и помогает опре- делить, какими средствами достигается сглаживание социального неравенства в обществе.
Развитая система социального обеспечения является обязательным элемен- том государства всеобщего благосостояния. Согласно статье 7 Конституции
1
,
Россия является социальным государством, политика которого направлена на со- здание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. Нормы, прописанные в Конституции, являются нормами прямого действия и обяза- тельны для исполнения. Социальный прогресс требует от государства уделять больше внимания решению проблем социального обеспечения, и чем последова- тельнее будет это внимание, тем стабильнее будет общественно-политическая ситуация в России, тем сильнее социальная защищенность граждан, тем ком- фортнее их жизнь, тем комфортнее их психологическое благополучие – это поз- волит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.
Право граждан России на социальное обеспечение закреплено в статье 39
Конституции
2
. В нем говорится, что каждому гражданину Российской Федера- ции гарантируется социальное обеспечение по возрасту, на случай болезни, ин- валидности, потери кормильца, на воспитание детей и в других установленных законом случаях. Социальное обеспечение является выражением социальной по- литики государства на данном этапе его развития.
Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государ- ства, направленная на оказание материальной поддержки определенным катего- риям граждан из государственного бюджета и специальных внебюджетных гос- ударственных фондов в случае событий, признанных государством социально
1
Статья 7. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с из- менениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2
Статья 39. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с из- менениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
13 значимыми, с целью выравнивания социального статуса этих граждан по сравне- нию с другими. другие члены общества).
Ряд других определений этого понятия можно найти в юридической литературе.
Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система мате- риальной поддержки граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, потери заработка или дохода в других случаях, специально предусмотренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляется за счет специально созданных внебюджетных фондов обязатель- ного социального страхования, Он формируется за счет страховых взносов и ас- сигнований из государственного бюджета Российской Федерации уполномочен- ными органами в установленном законом порядке. К. Н. Гусов и М. О. По словам
Буяновой, социальное обеспечение предлагается понимать как "форму выраже- ния социальной политики государства, направленную на оказание материальной поддержки определенным категориям граждан из государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления со- бытий, признанных государством на данном этапе развития". его развитие как социально значимого. "значимого для того, чтобы уравнять социальный статус этих граждан по сравнению с другими членами общества".
Проанализировав эти определения, можно выделить существенные особенности социального обеспечения на современном этапе:
1) государственный характер организационно-правовых методов распределения совокупного общественного продукта, установленных в обществе через систему социального обеспечения;
2) законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых гос- ударством в качестве оснований для предоставления различных видов социаль- ного обеспечения;
14 3) закрепление в нормах права или в договорах, санкционированных государ- ством, круга лиц, подлежащих защите;
4) нормирование государством социального стандарта безопасности, ниже кото- рого он не может быть, путем законодательного закрепления видов безопасно- сти, ее уровня и условий предоставления.
Основные функции социального обеспечения включают:
1) экономическая функция социального обеспечения, суть которой
заключается в том, что государство использует социальное обеспече-
ние как один из способов распределения части валового внутреннего
продукта, оказывая тем самым определенное влияние на выравнивание
личных доходов граждан путем предоставления материальных благ
взамен утраченного заработка или с помощью это когда возникают со-
циальные риски, указанные в законах;
2) производственная функция, которая выражается в том, что
право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудом, а
уровень обеспечения часто зависит от его характера и размера возна-
граждения за труд;
3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального
обеспечения способствует поддержанию социального статуса граж-
дан в случае возникновения различных социальных рисков путем предо-
ставления различных видов материального обеспечения, социальных
услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предотвращения
обнищания;
15
4) политическая функция позволяет государству реализовывать
основные направления социальной политики с помощью средств, специ-
фичных для социального обеспечения. Социальная политика как целена-
правленное воздействие государства на условия жизни людей с целью
реализации конституционных положений осуществляется главным об-
разом через систему социального обеспечения. Состояние социального
мира в обществе зависит от того, насколько эффективно социальное
обеспечение выполняет свою политическую функцию.
5) защитная функция заключается в том, что общество обеспечи-
вает социальное обеспечение с целью защиты граждан, оказавшихся в
трудной ситуации.
Социальное обеспечение обеспечивается за счет средств, предна-
значенных для этих целей. В зависимости от источника средств суще-
ствует 2 вида социального обеспечения:
1) государственное социальное обеспечение;
2) негосударственное социальное обеспечение.
Конституция устанавливает правовой статус граждан в области
социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспе-
чение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,
для воспитания детей и в других случаях, установленных законом (ста-
тья 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которые
16
предоставляется гражданам бесплатно в государственных и муници-
пальных учреждениях здравоохранения; право на защиту от безрабо-
тицы (статья 37); материнство и детство, семья находятся под за-
щитой государства (статья 38).
Независимо от источника средств, государственное социальное
обеспечение предоставляется в различных формах: пенсии, пособия,
компенсации, социальные услуги.
Следует дать определения этим понятиям.
Пенсия - это регулярная денежная выплата, предоставляемая с
целью возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, ко-
торая производится в установленном законом порядке определенным
категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих це-
лей.
В зависимости от обстоятельств, при которых предоставляется
право на пенсию, различают следующие виды пенсий:
- пенсия по государственному пенсионному обеспечению;
- трудовая пенсия.
- пособие
Государственная пенсия - это ежемесячная государственная
17
денежная выплата, которая предоставляется гражданам на условиях
и в нормах, установленных федеральным законом, для компенсации до-
хода, утраченного в результате прекращения государственной службы,
при выходе на пенсию по инвалидности (нетрудоспособности) или в
связи с ухудшением здоровья граждан. для возмещения ущерба, причи-
ненного в результате радиации или техногенных катастроф во время
прохождения военной службы, в случае инвалидности или потери кор-
мильца, по достижении совершеннолетия или недееспособности граж-
данина для обеспечения средств к существованию)
Трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата, выплачи-
ваемая в качестве компенсации гражданам заработной платы или иных
пособий, которые страхователи получали до назначения трудовой пен-
сии, или членам семей инвалидов, умершим в результате смерти этих
лиц, право которых определяется в соответствии с условиями и нор-
мами, установленными Федеральным законом. Пособие – это денежная
выплата (единовременная или периодическая), которая назначается
определенным категориям граждан в порядке и размерах, установлен-
ных законом, с целью оказания дополнительной материальной помощи
и является дополнением к другому постоянному и основному источнику
существования. Таким образом, социальное обеспечение - это сложное,
многофункциональное явление.
Социальное обеспечение выполняет различные функции, опре-
деляющие цель социального обеспечения населения. Государство опре-
деляет основные направления деятельности в этой сфере. Спектр га-
рантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит
от возможностей государства.
Сегодня гораздо проще решать многие вопросы, связанные с их
18
социальным обеспечением и соблюдением их прав. Социальные службы
не могут напрямую общаться со своими гражданами через МФЦ.
Проблемы правовой неграмотности населения постоянно возни-
кают в судебной системе.
Как правило, для осуществления защиты (в большинстве случаев)
требуется определенный уровень юридической квалификации.Для реше-
ния этой проблемы Государственная Дума Российской Федерации 2 но-
ября 2011 года приняла Федеральный закон "О бесплатной юридической
помощи в Российской Федерации", одобренный Советом Федерации 9
ноября того же года. Настоящий Федеральный закон устанавливает
основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации
на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в
Российской Федерации, организационно-правовые основы формирова-
ния государственных и негосударственных систем бесплатной юриди-
ческой помощи и организационно-правовые основы правовой информа-
ции и правового обеспечения просвещение населения.
Изучая теорию социального обеспечения в Российской Федерации,
но не применяя ее на практике, можно создать впечатление о полной
государственной поддержке и социальной помощи населению.
Каждый федеральный закон предусматривает полное обеспечение
и реализацию прав и свобод человека, гарантированных Конституцией
Российской Федерации, полную автоматизацию системы социального
обеспечения, обеспечение равных социальных условий жизни для всего
населения, независимо от его трудоспособности, физических и мораль-
ных возможностей, источника средств к существованию, их первона-
чального социальный статус, образование и т.д. иметь. Но что каса-
ется практики того же района, то мы сталкиваемся с рядом проблем
19
и необходимостью улучшения этого района, например, когда после по-
лучения статуса "улучшение жилищных условий" не каждый человек по-
лучает жилплощадь или грант на ее приобретение в короткие сроки.
Это связано с экономической и политической ситуацией в государстве,
часто гражданину приходится ждать денег на улучшение жилищных
условий в регионе, чтобы получить финансовую субсидию, а после выде-
ления происходит последовательность выплат, соответственно, вы-
платы в первую очередь предоставляются нуждающимся, несмотря на
то, что дело в том, что статус нуждающихся, желающих улучшить
жилищные условия, на самом деле должен быть одинаковым для всех
перевозчиков, но с морально-этической точки зрения это неверно, по-
тому что, например, многодетным семьям с тремя и более несовершен-
нолетними детьми следует уделять приоритетное внимание, поскольку
этот вопрос затрагивает интересы и условия жизни несовершеннолет-
них. Такая же ситуация касается выделения жилых помещений по до-
говору социального найма, ведомственных квартир и других аспектов
улучшения жилищных условий, только выделение бюджетных средств
заменяется выделением жилых помещений в натуральной форме.
Для того чтобы в полной мере реализовать социальное обес-
печение в соответствии с действующим законодательством Россий-
ской Федерации, необходимо внедрить на практике некоторые законо-
дательные изменения и действующую систему работы органов социаль-
ной защиты, органов исполнительной власти, а поскольку практически
вся система законодательства и государственных органов взаимосвя-
зана, невозможно, чтобы это конкретизирует задачу улучшения соци-
ального обеспечения путем изменения конкретной правовой сферы. и
правила внутренней службы определенных ведомств. Это изменение
требует долгосрочного и систематического улучшения всех областей
законодательства и в то же время системы работы всех
20
медицинских и государственных органов.
1.2 Правовое регулирование социального обеспечения судей.
«О статусе судей в Российской Федерации»
3
, судьей является лицо, наде- ленное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Непосредственно сам правовой статус судьи в Российской Федерации представляется как совокупность прав и обязанностей, а также законных интере- сов должностными лицами, судьями, которые были наделены данным статусом в конституционном порядке.
Правительство Российской Федерации предоставляет соответствующие га- рантии для лиц, занимающих статус судьи Российской Федерации. Гарантии со- циальной защиты судей, в частности, закреплены федеральными законами Рос- сийской Федерации N 6 4
и N 3132-1 5
, статьей под номером 20, так же стоит под- метить, что особый вид социальной защиты судей не противоречит статье 19
Конституции Российской Федерации
6
, которая предусматривает равенство прав граждан вне зависимости от должности граждан, которые обеспечивают осу- ществление социальных прав судей.
В пределах гарантии не находятся юридические гарантии и законные ин- тересы, в спектр гарантий входит социальные права судей, другими словами дан- ность можно назвать как объект гарантий социальной защиты судей. В перечень субъектов социальной защиты входит:
- Действующие судьи, судьи считающиеся вступившими в должность с
3
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 1, пункт 3 4
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" от 10.01.1996 N 6-ФЗ
5
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 20 6
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменени- ями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), статья 19
21 момента принесения ими присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ра- нее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи, исходя из статье 11 закона Российской Федерацииn 3132-1 7
- Судьи в отставке
8
, ушедший в отставку по собственному желанию неза- висимо от возраста, так же судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если полномочия были прекращены по основания подпункта 1, 2, 4, 9, 11 пункта
1 статьи 14 закона Российской Федерации N 3132-1 9
- Правопреемники судей, цитирования из гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 44 10
, процессуальное правопреемство, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязатель- ствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Сама система социальной защиты судей сфокусирована на:
- Обеспечении независимости судей
- Поддержании высокой производительности труда
- Повышение престижа должности судьи
- Предотвращение риска понижения социального статуса судей
Система разделения властей выделяет судебную власть как самостоятель- ную ветвь власти, главенствующей функции к реализации является правосудие.
Меры социальной защиты осуществляются по гаранту для судей:
• Общей юрисдикции;
• Военных судей;
• Мировых судей;
7
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 11, пункт 5 8
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 15 9
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 14, пункт 1, под- пункты 1, 2, 4, 9 и 11 10
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ, Статья 44. Про- цессуальное правопреемство