Файл: Теория и практика социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59 внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федера- ции.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации Постановлением от 24 мая
2013 года № 69 утвердил Положение о специализированном жилищном фонде в арбитражных судах Российской Федерации, в котором достаточно подробно ре- гламентированы общие положения, порядок предоставления служебных жилых помещений судьям арбитражных судов, порядок владения им и использования. Судебный департамент признал недействительным выше- указанное положение, не приняв другого аналогичного акта.
Таким образом, на сегодняшний день в судебной системе Российской Фе- дерации отсутствует правовое регулирование порядка предоставления служеб- ных помещений судьям, использования этих помещений и их освобождения, в том числе после выхода судьи на пенсию, что вызывает трудности в практике судов.
Таким образом, требуется законодательное регулирование порядка обеспе- чения судей жилыми помещениями, для чего необходимо продолжить работу над проектом Федерального закона № 411356-4 "О внесении изменений в статью
19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 276-ФЗ "О внесении измене- ний в статью 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федера- ции" установлен уровень бюджета, из которого осуществляется финансирование расходов на жилье для мировых судей, с учетом предоставления обеспечения жильем мировых судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соот- ветствии с расходными обязательствами Российской Федерации.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации <10>, основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждаю- щихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению

60 непосредственно в федеральном законе, который должен определить чет- кие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного матери- ального обеспечения.
Кроме того, требует внимания вопрос компенсации судьям расходов, свя- занных с наймом (субарендой) жилых помещений, решение которого обеспечит судьям надлежащие жилищные условия и будет способствовать дальнейшему привлечению высококвалифицированных судейских кадров. Этот вопрос осо- бенно остро стоит в судах на территориях Республики Крым и города федераль- ного значения Севастополя в связи с преобразованием судебной системы, а также в судах Сибири и Дальнего Востока из-за их территориальной удаленно- сти.
Положением о порядке компенсации судьям расходов, связанных с наймом
(субарендой) жилого помещения, утвержденным Приказом Судебного департа- мента при Верховном Суде Российской Федерации от 26 ноября 2014 г. N 258
<11>, установлено, что максимально возможный размер компенсации определя- ется исходя из площадь жилого помещения, необходимого для предоставления судье, и предельная стоимость найма одного квадратного метра жилой площади в субъектах Российской Федерации, утвержденные приказом Минтруда России на соответствующий год.
Следует отметить, что такой порядок расчета размера компенсации позво- ляет лишь частично компенсировать фактически понесенные расходы, связан- ные с арендой (субарендой) жилых помещений, поскольку размер компенсации, определенный действующим в настоящее время правилом, не соответствует фак- тическим ценам на аренду на рынке недвижимости.


61
В литературе можно найти предложения по использованию положитель- ного опыта решения жилищных проблем военнослужащих и сотрудников право- охранительных органов.
Вопросы медицинского обслуживания судей требуют повышенного вни- мания с учетом необходимости достижения основных результатов государствен- ной политики в этой сфере.
Судьи и члены их семей получают медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета путем централизованного заключения государственного контракта на добровольное медицинское страхование судей федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей, в том числе судей в отставке, и членов их семей.
Требуются изменения в действующий порядок реализации права на меди- цинское обслуживание судей, в том числе вышедших на пенсию членов их се- мей, в части совершенствования системы добровольного медицинского страхо- вания или рассмотрения вопроса о введении договорной системы оплаты, ранее применявшейся в арбитражных судах Российской Федерации для медицинских учреждений в рамках в рамках прямых контрактов на оказание медицинской по- мощи на конкурсной основе, поскольку существующая процедура не позволяет должным образом оказывать медицинскую помощь судебным органам.
В 2016 году произошло значительное ухудшение качества исполнения обя- зательств по организации и оплате медицинских услуг, предоставляемых в рам- ках комплексной программы добровольного медицинского страхования судей, в том числе судей в отставке и членов их семей, что ставит под угрозу надлежа- щую реализацию гарантий материального обеспечения судей, установленных За- коном о статус судей.
Финансирование расходов на санаторно-курортное лечение судей не

62 позволяет на должном уровне реализовать гарантию, предусмотренную пунктом
5 статьи 19 Закона о статусе судей, - приобрести путевки в санатории с совре- менной медицинской базой, позволяющей восстанавливать и поддерживать здо- ровье людей, работающих в условиях экстремальных условий труда. ежедневные стрессовые ситуации и повышенный психологический стресс.
Разработка и принятие нормативного акта, позволяющего законодательно закрепить норматив средней стоимости санаторно-курортной путевки, а также норматив на одного человека в год для получения медицинской помощи судь- ями, в том числе судьями в отставке, и членами их семей, будут способствовать реализации этих гарантий в той мере, в какой это возможно. предусмотрено дей- ствующим законодательством Российской Федерации
Для скорейшего решения этого вопроса представляется целесообразным поручить Судебному департаменту и Совету судей Российской Федерации под- готовить данный законопроект.
В целях обеспечения социальных гарантий медицинского обслуживания судей, членов их семей и их санаторно-курортного лечения необходимо создать ведомственную медицинскую базу или отдельный санаторий, предпосылки для создания которого имеются. При этом расходы федерального бюджета на эти цели соизмеримы и сопоставимы с объемом затрат на реализацию заключенных в настоящее время государственных контрактов на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей.
Многие федеральные государственные органы имеют ведомственные са- натории, поскольку реальные условия для реализации социальных гарантий со- трудников могут быть созданы только на базе лечебно-оздоровительных и реа- билитационных медицинских учреждений.
В литературе также отмечается необходимость принятия специального


63 закона, регулирующего материальное и социальное обеспечение судей.
Мы также считаем, что следует продолжить работу по совершенствованию института выхода судей на пенсию путем достижения надлежащего баланса га- рантий материального и социального обеспечения судьи в отставке и ограниче- ний, вытекающих из его статуса.
Материальное обеспечение судей, социальная защита, обеспечение без- опасности судей и обеспечение деятельности органов судейского сообщества - все эти гарантии статуса судей в Российской Федерации, с одной стороны, направлены на стимулирование добросовестного исполнения обязанностей, воз- ложенных на судей при отправлении правосудия, и с другой стороны, призваны компенсировать ограничения возможностей осуществления ряда гражданских прав, связанных с особым статусом и положением в обществе.
Реализация этих задач повысит авторитет судебной власти, создаст усло- вия для надлежащего отправления правосудия.
Улучшение гарантий статуса судей в Российской Федерации видится сего- дня в скорейшем решении вышеуказанных проблем, в принятии мер по обеспе- чению полной реализации высокого уровня материальных и социально-право- вых гарантий, которые установлены действующим законодательством, в том числе за счет эффективного взаимодействия органов исполнительной власти. ор- ганы власти, Верховный Суд Российской Федерации, Судебный департамент и судейское сообщество.

64
11>10>
1   2   3

Заключение
Основываясь на своей выпускной квалификационной работе, сделаю сле- дующие выводы.
Социальная поддержка – самостоятельный вид социального обеспечения, состоящий в периодическом предоставлении отдельным категориям граждан де- нежных выплат и натуральных выдач с целью частичной компенсации дополни- тельных затрат граждан, а также поддержание здоровья граждан.
В сферу социальной защиты судей Российской Федерации входят все со- циальные гарантии, которые обязываются обеспечивать судьям достойный уро- вень жизни и материального обеспечения за их труды, создание условие эконо- мической независимости, обеспечить неприкосновенность личность, обеспече- ние медицинского и санаторно-курортного обеспечение самих судей и членов их семей.
Социальная поддержка в Российской Федерации заключается в осуществлении денежных выплат или выплат в натуральной форме в дополнение к основным видам социального обеспечения: пенсии, пособия.
Все судьи наделены особым статусом, в перечень судей входят:

65

Верховных судов республик

Областных судов

Районных судов

Судов федерального городов

Судов автономного округа

Судов автономных округов

Районных (военно-морских) военных судов

Районных судов

Гарнизонных военных судов

Мировых судей
Каждый их этих судей получает особые льготы и гарантии, характерные статусу судей. Конечно же не без определенных изъянов, к примеру касаемо кон- ституционный судов субъектов Российской Федерации и вопрос касаемо сана- торно-курортного лечения.
Все государство предоставляет определенный ряд компенсаций и гаран- тий:
- Несменяемость судей
60
- Право на удлиненный отпуск
61
- Равные пенсионные выплаты
6263
- Выход на пенсию на общих условия
- Ежемесячные пожизненные выплаты
64
- Медицинское и санаторно-курортное лечение
65
Помимо вышеперечисленный компенсаций и гарантий, судьи получают определенные доплаты и надбавки
66
, такие как:
- За квалификационный класс
- Выслугу лет
60
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О судебной системе
Российской Федерации", статья 15 «Несменяемость судей»
61
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»
62
Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ
63
Федеральный закон "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" от
04.06.2011 N 126-ФЗ
64
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»
65
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»
66
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»


66
- Особые условия труда
- Ученая степень
- Почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»
- Работа в районах Крайнего Севера
И другие
Судьи обладают особым правом предоставления жилой площади, с после- дующим предоставлением в собственность. В случае отправки судьи в команди- ровка, последующий обладает правом на бронирование и получение, вне оче- реди, места в гостинице. Для ведения службы судьи в РФ обеспечены проезд- ными документами для использования всех видов транспорта общего пользова- ния за исключением такси в области городского, пригородного и местного сооб- щения, приобретенными судами у соответствующих транспортных организаций на основании положений Правительства страны.
Государство все цело старается проработать и усовершенствовать финан- сирование поддержки судей, в частности в связи с санаторно-курортным обеспе- чением, в ходе работы данный аспект был подробно раскрыт.
Законодательство Российской Федерации облегает вопрос по поводу соци- ального обеспечения судей, конечно же по сей день вводятся различные измене- ний, улучшающие данный вид обеспечения.

67
Список используемой литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосова- нием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2. «Кодекс судейской этики» (утв. VIII Всероссийским съездом судей
19.12.2012) (ред. от 08.12.2016);
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ
(ТК РФ) (ред. от 25.02.2022);
4. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О во- енных судах Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2021 г.);
5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022);
6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О
Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021);
7. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2012 г. N 5-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе- дерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Россий- ской Федерации»;

68 8. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 31.07.2020)
«О статусе судей в Российской Федерации»;
9. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной за- щите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ред. от 01.07.2021);
10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном соци- альном страховании от несчастных случаев на производстве и професси- ональных заболеваний» (ред. от 25.02.2022);
11. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департа- менте при Верховном Суде Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022);
12. Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных га- рантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Россий- ской Федерации» (ред. от 06.03.2019);
13. Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ «О внесении измене- ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации» (ред. от
03.07.2016);
14. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пен- сиях» (ред. от 08.03.2022);
15. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ «О внесении измене- ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (ред. от 21.12.2021);
16. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 16.04.2022);
17. Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 207 «О