Файл: Теория и практика социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41
Как уже упоминалось выше, судья, после окончания судебной деятельно- сти имеет право использовать пенсии, сформулированную на общих основаниях, а также имеют право на пожизненное обеспечение. Но даже имеем возможность использовать пожизненное обеспечение, многие судьи использую вариант с пен- сией.
Пожизненное обеспечение для судей устанавливается в следующем раз- мере, исходя из статьи 19 федерального закона N 3132-1 36
и Приказа верховного суда Российской Федерации N 669кд
37
:
- Претендовать на соотношение 4/5 предельной заработной платы, при условии, что гражданин в течении 20 лет находился в судебной системе
- Возраст выхода на пенсию составляет более 50 лет для женщин и более
55 для мужчин, так же если общий стаж составляет менее 20 лет, то пенсия про- порциональна имеющемуся стажу
Сумма пожизненных выплат не может превышать 85% от суммы послед- него судейского заработка. В свою очередь, пожизненное содержание судей не облагается налогом, так же данная особенность характерна для обеспечения та- кой категории граждан.
Гражданин, когда-то занимавший деятельность судьи, имеет право обра- тится за государственными субсидиями
38
. Лицо обращается в Судебный депар- тамент, который в свою очередь принимает решение о назначении субсидий, по- сле назначения субсидий обязательства переходят на Пенсионный фонд. Так же не стоит забывать о перечне документов, необходимых для назначения государ- ственных субсидий:
36
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»
37
Приказ Верховного Суда РФ N 669кд, Судебного департамента при Верховном Суде РФ N 234 от
10.08.2015 (ред. от 20.07.2020) "Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности судьям Верховного Суда
Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении"
38
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ, статья 78 «Предоставление суб- сидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), ин- дивидуальным предпринимателям, физическим лицам»


42
- Паспорт
39
- СНИЛС (Страховой Номер Индивидуального Лицевого Счёта)
- Трудовая книжка
40
- Доказательство наличия регалий
- Заявление
Осмотр документов является тщательным процессом, в течении 15 дней принимается решение по поводу назначения лицу ежемесячных выплат. Вы- платы начинают производится со следующего месяца после подачи документов.
В целом, основным законодательный актом занимающийся данным вопро- сом является статья 15 федерального закона N 3132-1 41
Стоит выделить конституционный суд, ведь пенсионные и трудовые гаран- тии судей конституционного суда Российской Федерации имеют свой различные особенности. Выплачиваются исходя из Постановления Российской Федерации
N 425 42
Для назначения пожизненного обеспечения судей конституционного суда их минимальный стаж должен быть равен 15 годам. Так же, судьи конституци- онного суда, пребывающие в отставке, имеют право получения обеспечения по выбору:
- Выход на пенсию на общих основаниях
- Ежемесячные пожизненное обслуживание
Так как и судьи конституционного суда, для судей военных судов были установлены собственные характеристики, которые были предусмотрены феде- ральным законом о статусе военных судов федеральный конституционный закон
39
Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 15.07.2021) "Об утверждении Положе- ния о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Россий- ской Федерации", общие положения
40
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022), статья 66 «Трудовая книжка»
41
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 15 «Отставка судьи»
42
Постановление Правительства РФ от 27.04.1995 N 425 (ред. от 04.08.2020) "Об утверждении Положе- ния о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда
Российской Федерации, пребывающим в отставке"

43
N 1 43
, но в целом общие принципы не отличаются от вышеприведенных принци- пов.
Из всего вышеперечисленного, вопрос о пенсионных выплатах бывших со- трудников судебных органов полностью регулируется государством и имеет свои особенности и крайности. В свою очередь, особенности системы получения пенсий хочется обозначить отдельно:
- Назначения особых выплат, в этот перечень входит ежемесячные пожиз- ненные обслуживание, касаются исключительно работников судов
- Пенсии судей не облагаются налогами
- Как отмечалось выше, имеется привилегия в виде пожизненного обслу- живания
- В случае наступления инвалидности, они имеют право на техническое об- служивание, так же выплаты в связи с инвалидности
- Вопрос о выплате решает не Пенсионный фонд, этим занимается судеб- ная коллегия и ведомства
Хочется отметить факт того, что все же имеются некие недоработки и про- блемы в социальном обеспечении со стороны государства. Исходя из распоряже- ния Правительства Российской Федерации N 1735 44
, в которой указано о реше- нии проблем обеспечения жильём судей и работников судов. А также Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, о нужде в улучшении жилищных условий с точки зрения обеспечения независимости судебной власти, данные поднятые вопросы остаются по сей день крайне важными.
В целом, проблема возникает в следующем: Компенсация расходов при найме жилого помещения. Само решение данного вопроса благоприятно отра- зиться на материальной обеспечении судей, что повысит их уровень профессио- нальной деятельности. Соответственно, судьи и члены их семей получат необхо- димые условия для проживания, что уже отмечалось предложением ранее,
43
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О военных судах
Российской Федерации"
44
Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р <Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы">


44 повысит их работоспособность и увеличит привлечении числа кадров в судопро- изводство.
Данный вопрос также рассматривается в отдельных субъектах Российской
Федерации:
- Дальний Север
- Республика Крым и города Федерального значения Севастополя, с учетом преобразования судебной системы на данном полуострове
Стоит отметь то, что приказом Судебного департамента N 258 45
, устанав- ливается максимально возможный размер компенсации исходя из площади жи- лья, необходимого для предоставления судьям. Стоимость найма на один квад- ратный метр в субъектах Российской Федерации определяется Приказом Минтр- уда России на соответствующий год. Но конечно же стоит учитывать современ- ные реалии, где зачастую размер компенсации погашает только определенную часть затрат, при найме жилья, поскольку в последнее время цены на недвижи- мость являются крайне нестабильными.
Из вышеперечисленного подмечаем то, что в Российской Федерации по сей день имеется проблематика с надлежащим предоставление служебных помеще- ний судьям, использования данных помещений и их освобождения.
Что бы исправить данную ситуацию, стоит пересмотреть и переработать федеральный закон N 3132-1, статью 19 «Материальное обеспечение судей»
46
3.2 Медицинское и санаторно-курортное обслуживание судей.
Законодательство Российской Федерации понимает под статусом судьи, федеральный закон N 3132-1 47
, не только различные личные возможности и при- вилегии, а путь к обеспечению защиты прав и правосудия.
Государство проявляет крайне высокие требования к судьям и их
45
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 258 от 26 ноября
2014 года
46
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»
47
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1

45 деятельности, конечно же в ответ государство должно полностью обеспечивает здоровье и жизнь судей и их семей. В случаях прекращения своей профессио- нальная деятельности бывшие судьи не теряют свой конституционный статус, который продолжает служить гарантией надлежащего исполнения своих обязан- ностей в период профессиональной деятельности.
Сама деятельность судей имеет крайне высокую рабочую нагрузку, повы- шенный риск «профессиональных» заболеваний в связи с их видом деятельно- сти:
- Большое количество работы с документами
- Сидящий образ жизни
- Постоянное использование компьютера
Все это требуют тщательную профилактику, смены обстановки, исключе- ния из привычной сферы жизни, именно для этого государство и предусматри- вает санаторно-курортное лечение для судей.
Первостепенным федеральным законом, касающимся вопроса санаторно- курортного обеспечения судей, является федеральный закон N 3132-1, статья
19 48
, к общим мерам материального обеспечения относят так же:
- Медицинская помощь
- Санаторно-курортное лечение
Конечно же будет грубо назвать санаторно-курортное лечение и медицин- скую помощь материальной поддержкой, ибо они осуществляются в натураль- ной форме. По идее, санаторно-курортное лечение входит в состав реабилитаци- онно-рекреационных мер социальной защиты судей. В частности, нормы о ме- дицинской помощи и санаторно-курортном лечении было бы более правильно выстроить в отдельную статью, или переставить в статью 20 федерального за- кона N 3132-1 49
, так как она предусматривает меры социальной поддержки су- дьям и членам семьи.
48
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»
49
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 20 «Меры социаль- ной защиты судьи и членов его семьи»


46
Толкование норм, указанных в статье 19 федерального закона N 3132-1 50
, не столь верно, ибо предполагается то, что санаторно-курортное лечение явля- ется какой-то отдельной медицинской мерой, которая не сочетается с медицин- ской помощью, но ведь санаторно-курортное лечение является особой, специ- фичной медицинской помощью, которая оказывается в специальных медицин- ских организациях, которые применяются с особыми методами медицинского взаимодействия.
Судьи и члены их семей ежегодно имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Учитывая изменения в су- дебной системе от 1 января 2015 года, порядок организации медицинского об- служивания, установленный для:
- Судей судов общей юрисдикции
- Судьи пребывающие в отставке
- Судьи арбитражный судов округа
- Судьи арбитражных апелляционных судов
- Судьи арбитражных судов субъектов Российской Федерации
- Специализированный арбитражный суд
- Судьи военных судов
- Члены их семей
В случае отсутствия по месту расположения военного суда медицинских учреждений соответствующего уровня государственной или муниципальной си- стемы здравоохранения санаторно-курортное лечение судей военных судов осу- ществляется медицинскими учреждениями Вооруженных сил Российской Феде- рации, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом при Верховном Суде
Российской Федерации. Стоит отметить особенность санаторно-курортного ле- чения судей Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда
50
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»

47
Российской Федерации – они, как и отдельные лица, замещающие федеральные государственные должности, обеспечиваются санаторно-курортным лечение
Управлением делами Президента Российской Федерации.
Все возможный анализ и практика применения показывают и доказывают то, что механизм приобретения и распределения путевок на отправку на сана- торно-курортное лечение судей и членов их семей, так же судей, пребывающих в отставке, закреплено в актах Совета судей Российской Федерации, которая представляется как наисложнейшая система без какого-либо единства. Суще- ствуют две системы приобретения и распределения путевок:
- Через страховую компанию
- За счёт федерального бюджета через суды, Управление Судебного депар- тамента Российской Федерации
С учетом государственного контракта, страховые компании приобретают путевки на санаторно-курортное лечение на осуществление добровольного ме- дицинского страхования судей, чьим страхователем выступает Судебный депар- тамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Конечно же контракт финансируется за счёт средств федерального бюд- жета. Контракт определяет процент застрахованных, которые являются получа- телями реабилитационно-восстановительного лечения в санаториях за счёт средств страхования. Конечно же данная информация является служебной и не разглашается большому кругу лиц.
Через суды или Управления Судебного департамента в субъектах Россий- ской Федерации с помощью средств федерального бюджета путевки закупаются по правилам федерального закона N 44 51
. Непосредственно сами суды данных судей закупают путевки:
- Судей верховных судов республик
- Краевые и областные суды
- Суды городов федерального значения
51
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ


48
- Суды автономной области
- Суды автономных округов
- Окружные (флотские) военные суды
- Арбитражные суды округов
- Арбитражные апелляционные суды
- Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- Специализированные арбитражные суды
- Члены их семей
Управление Судебного департамента в субъектах Российской Федерации приобретаются путевки для судей районных, гарнизонных военных судов, миро- вых судей и членов их семей.
Из-за отсутствия нормализованного определения квоты застрахованных судей наличие двух параллельно друг другу действующих систем приобретение и обеспечения путевками кажется весьма нелогичным. Конечно же уровень ка- чества санаторно-курортного лечения и обслуживания в санаторно-курортных организациях зависит от условий договора, ведь система и предполагает наличие и составления договора со страховыми компаниями, но выходит то, что данная зависимость входит от законодательно установленных прав судей. Такая систе- матизация не может решить проблемы с дефицитом бюджетных средств, направ- ленных на обеспечение санаторно-курортного лечения судьям. Обычно расчет идет от штатного количества судей, без учета их семей, так же не забываем про ежегодный рост цен на путевки.
Из этого следуют то, что примерно 35% судей ежегодно не получают сана- торно-курортное лечение как меру реабилитации. Так отмечается тот факт, что законодательство не предусматривает случаи, когда судьи в отставке, не исполь- зовавшие право на санаторно-курортное лечение, соответственно им не выпла- чивается денежная компенсация за неиспользованное право на санаторно-ку- рортное лечение.
Можно выделить добровольное медицинское страхование судей как

49 отдельный способ финансирования санаторно-курортного лечения, он считается эффективным способом решения проблем финансирования, создание сети ве- домственных санаторно-курортных организация, позволяющее сократить рас- ходы федерального бюджета, а также улучшить качество санаторно-курортного лечения и обслуживания судей и их семей. Сама идея создания ведомственных санаториев не является новой, она была подмечена в большом количестве актом
Совета судей Российской Федерации. Конечно же с учетом нынешнего сложного положения в стране, подробное рассмотрение и введение не предоставляется воз- можным.
Действительно, в случае перехода осуществления медицинского и сана- торно-курортное обслуживания судей и членов их семей на договорную основу, непосредственно через страховые компании, будет противоречить Постановле- ние ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1, пункт 8 52
, благодаря которому устанавлива- ется в пункте 5 статьи 19 федерального закона N 3132-1 53
, медицинское обслу- живание и санаторно-курортное лечение обеспечиваются соответственно:
- Правительство Российской Федерации
- Правительство республик в составе Российской Федерации
- Административных краев, областей
- Автономных областей
- Автономных округов
- Городов Москвы и Санкт-Петербурга
- Органы военного управления, определенном для руководителей:
• Министерств
• Ведомств
• Органов администрации
• Военное управление
52
Постановление ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1 (ред. от 16.04.2022) "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
53
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей», пункт 5