Файл: Учебное пособие 4ое издание, переработанное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
68/99
решению их учредителей (участников). Основные принципы формирования и распределения прибыли на эти цели могут быть определены в учредительных документах. Для акционерных обществ порядок формирования средств на выплату дивидендов и права акционеров на их получение в зависимости от вида акций определены в Федеральном законе РФ «Об акционерных обществах». Законом установлены жесткие ограничения на выплату дивидендов. Решение об их выплате не может быть принято:
до полной оплаты всего уставного капитала общества;
до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены к этому времени;
если на момент выплаты дивидендов акционерное общество отвечает законодательно установленным признакам несостоятельности (банкротства) предприятий или указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;
если стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.
8.4 Доходность бизнеса
При всей изученности этой категории доходность (рентабельность) остается очень сложным феноменом. Будучи производной от издержек, она во многом предопределяется структурой и динамикой затрат. С другой стороны, находясь в прямой зависимости от объема выручки (оборота), доходность во многом предопределяется этим фактором. Доходность деятельности предприятий как критерий успеха этой деятельности имеет фундаментальное значение при обосновании:
1) целесообразности организации замысленной предпринимательской деятельности;
2) финансовых возможностей развития фирмы;
3) стоимости акций (для акционерных обществ);
4) возможностей реализации программ развития персонала и др.
Показатели доходности
Оценка финансовой результативности фирмы базируется на расчетах показателей и различных финансовых коэффициентов. Среди этих показателей, выступающих критериями и ориентирами при принятии управленческих решений,
особое значение имеют следующие финансово-экономические показатели деятельности компаний: рентабельность продаж,
рентабельность основной деятельности, рентабельность капитала и рентабельность активов.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли получено на 1 руб. реализованной продукции или долю прибыли в цене продукта, и рассчитывается как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации.
Рентабельность основной деятельности показывает объем прибыли, приходящейся на 1 руб. затрат, и рассчитывается как отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции, коммерческим и управленческим расходам.
Рентабельность капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Она рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней за период величине собственного капитала. Для акционерной фирмы важное значение имеет показатель чистой прибыли на акцию, а также широко используемый в финансовом мире показатель Р/П, или
рыночный мультипликатор (Р – рыночная стоимость акции; П – чистая прибыль, приходящаяся на одну акцию). Для аналитических целей часто используется показатель «рентабельность инвестированного капитала», включающего помимо собственного капитала долгосрочные заемные источники финансирования. Показатели рентабельности капитала могут рассчитываться по отношению не только к чистой прибыли, но и к валовой и прибыли до уплаты процентов и налогов.
Рентабельность активов показывает экономическую рентабельность всего используемого капитала и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней стоимости имущества фирмы. Этот показатель используется при обосновании важнейших стратегических решений, к примеру реструктуризации бизнеса. Показатели рентабельности дают наиболее обобщенную оценку эффективности хозяйственной деятельности фирмы. Каждый из них характеризует определенный аспект этой деятельности. Однако в отличие от прибыли и других форм доходов показатели доходности, будучи относительными величинами, используются при сравнении эффективности вложений как в различные компании, так и в различные виды бизнеса.
8.5 Взаимосвязь «издержки-выручка-прибыль»
В условиях рыночной экономики первостепенное значение имеет определение минимального объема производства при имеющейся структуре бизнеса. Ответ на этот вопрос дает решение актуальной задачи нахождения
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16

точки безубыточности.
Суть задачи заключается в следующем. В общем случае фундаментальные взаимосвязи между выручкой, издержками и прибылью можно выразить уравнением

18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
69/99
Если П=О, что соответствует экономическому смыслу точки безубыточности, то из общего уравнения, заменив К на К ,
получим
Это и есть объем продаж в натуральном выражении, соответствующий точке безубыточности. Тот же объем в денежном выражении определяется по формуле
Эта формула получена путем умножения левой и правой частей предыдущей формулы на цену и простейших преобразований. Если требуется определить критический объем продаж, а данных о цене нет, то последнюю формулу следует преобразовать путем умножения числителя и знаменателя отношения V/Ц на К – объем продаж в натуральном выражении. Тогда все компоненты формулы будут представлены общими объемами в денежном выражении. Нетрудно заметить, что положение точки безубыточности изменяется под воздействием изменений параметров, определяющих это положение, т.е. параметров исходной формулы для определения значения точки безубыточности. Учет этих изменений позволяет ответить на ряд важных вопросов.
1. Каков предельный уровень цены товара при изменении других параметров, к примеру роста цен на сырье? Для ответа на этот вопрос исходную формулу следует привести к виду
По существу, эта формула позволяет определить запас прочности цены товара, что в настоящее время весьма актуально для большинства отечественных фирм.
2. Какой необходим объем выручки для обеспечения заданной прибыли? Чтобы ответить на этот вопрос, исходную формулу надо привести к виду
3. Какой предельный уровень переменных издержек допустим при заданных параметрах цен и прибыли либо условно- постоянных затрат? Ответ на этот вопрос можно получить, воспользовавшись формулой
Графическая интерпретация задачи по нахождению точки безубыточности представлена на рисунке 8.4. Из этого графика вытекают важные выводы, ставшие экономическими постулатами:
фирма может зарабатывать прибыль (выручка за вычетом всех издержек), если объем продаж ее продукции на рынке будет превышать критический объем выручки К ;
точка пересечения кривой общих издержек и кривой выручки от реализации принято называть точкой перегиба,
мертвой точкой или точкой перелома (точка перелома/на графике), лишь перейдя которую наступает окупаемость всех издержек и фирма становится прибыльной. В сущности, это главное условие успешного функционирования любой фирмы;
П = К · Ц – (К · V + C) = K · (Ц – V) – C,
где К – объем выручки в натуральном выражении;
Ц – цена товара;
С – сумма условно-постоянных затрат;
V – переменные издержки в цене товара;
П – прибыль от продаж (прибыль до уплаты процентов и налогов).
0
К =
C
Ц – V
.
0
К =
.
где V/Ц – удельный вес переменных издержек в цене товара.
0
C
1 –
V
Ц
Ц = V +
П + С
К
.
К =
П + С
Ц – V
.
V = Ц –
П + С
К
.
0


18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
70/99
1 – кривая выручки от реализации; 2 – кривая общих издержек; 3 – кривая переменных издержек; 4 – кривая постоянных издержек;
К – критический объем выручки
Рисунок 8.4 – Графическая зависимость выручки от издержек точка пересечения кривой постоянных издержек и кривой маржинального дохода (выручка за вычетом только перемен ных издержек) также называется точкой перегиба, точкой перелома (точка перелома 2 на графике), после прохождения которой условно-постоянные затраты окупаются. Как и первая точка перелома, вторая также соответствует критическому объему выручки. В этой точке наступает равенство условно-постоянных затрат и маржинального дохода. В обоих случаях, если участок кривой выручки выше точки перелома, фирма получает прибыль, причем в обоих случаях одну и ту же. Все это является лишь подтверждением фундаментального вывода,
что выручка – это производная издержек.
Маржинальная прибыль. Маржинальная прибыль – это дополнительная прибыль, полученная от роста объема выручки от продаж при неизменных условно-постоянных затратах. На протяжении жизненного цикла товара фирма может обходиться ограниченным объемом условно-постоянных затрат. Однако неизбежно наступает период, когда согласно закону убывающей полезности товара спрос на него начинает устойчиво снижаться и при той же цене выручка уже не обеспечивает получение маржинальной прибыли, покрывающей сложившийся объем условно-постоянных затрат.
Пример. Производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1 000 изделий, которые продаются по цене
20 000 руб. Все, что производится, – сбывается, незавершенного производства и остатков готовой продукции на складах нет.
Следовательно, объем производства продукции равен объему продаж (выручке), т.е. 20 млн руб. Постоянные затраты
(амортизация, накладные расходы и др.) составляют 4 млн руб. Переменные расходы на единицу продукции – 12 000 руб., а на весь запланированный выпуск продукции – 12 млн руб. При таких условиях прибыль от реализации продукции составит
4 млн руб. (20 – 4 – 12).
Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно каждый раз строить график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели, используя ранее принятые и дополнительные обозначения: П
маржинальный доход (общая сумма маржинальной прибыли); Д – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции; Д – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции (удельный маржинальный доход);
Р – общие переменные затраты фирмы; В – выручка от реализации продукции. Формула для расчета маржинального дохода имеет вид
Определить маржинальный доход можно и как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами:
В нашем примере сумма маржинального дохода составляет 8 млн руб. (20 – 12). Можно записать следующую пропорцию:
Отсюда можно вывести формулу для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении:
0
м
у
с
п
П = П + С .
м
П = В – Р .
м
n
К/С = В/П .
м


18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
71/99
Для нашего примера она составляет 20 · 4/8 = 10 млн руб., или 4 ÷ (8/20) = 10 млн руб. Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном выражении (В) на соответствующий объем реализации в натуральных единицах
(А″), то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах:
Для определения точки критического объема реализации продукции можно вместо маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции (Д):
Отсюда П = К · Д . Тогда формулу можно записать следующим образом:
Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Ц) и удельными переменными затратами
(V):
Тогда, преобразовав формулу, критический объем реализации продукции можно рассчитать как
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид
При многономенклатурном производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
Для определения зоны безопасности (ЗБ) по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
Приведенные выше аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно реализовывать меньше продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается тот план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.
Если допустить, что цены на единицу продукции снизились с 20 000 до 19 000 руб., удельные переменные затраты уменьшились с 12 000 до 10 000 руб., сумма постоянных расходов сократилась с 4000 млн руб. до 3600 млн руб., а объем производства снизился с 1 000 до 920 ед., то новая точка безубыточного объема продаж составит:
Отметим, что использование принципа деления затрат на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяют не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.
К = В · С/П ;
К = С/(П /В) = С/Д .
0
м
0
м
у
К = К · С/П ;
К = 1 000 · 4/8 = 500 ед.
0
м
0
Д = П /К = 8 000 000/1 000 = 8 000 руб.
с
м
м
с
К = С/Д ;
К = 4 000 000/8 000 = 500 ед.
0
с
0
Д = Ц – V.
с
К = С/(Ц – V).
0
К = (С + П)/(Ц – V).
0
В = (С + П)/Д .
у
ЗБ = (В – К )/В.
0
ЗБ = (К – К )/К.
0
К = 3 600/(19 – 10) – 400 ед.


18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
72/99 9 Налогообложение фирмы
План занятия:
1. Основы налогового законодательства РФ.
2. Базовые понятия налогообложения.
3. Основные налоги, уплачиваемые фирмой.
9.1 Основы налогового законодательства РФ
Налогообложение фирмы осуществляется в соответствии с принципами и порядком, определенными налоговым законодательством РФ. В этом смысле система налогообложения выступает как фактор внешней среды функционирования фирмы, который через систему правовых норм задает совокупность ее финансовых обязательств перед государством и правила их выполнения. Вместе с тем специфика налоговых отношений такова, что их действие не ограничивается областью внешних взаимоотношений фирмы. Выполнение налоговой повинности оказывает существенное воздействие практически на все сферы деятельности предприятия, приводя к необходимости выделения отдельного направления в системе управления – налогового менеджмента. Таким образом, налоговый аспект деятельности фирмы становится фактором не только внешней, но и внутренней среды фирмы.
Любая фирма стремится к минимизации своей налоговой повинности. И каждая решает эту задачу по-своему. Набор средств для этого очень широк – от ухода в теневой бизнес до освоения всего спектра имеющихся средств и методов легального решения этой проблемы. Статистические данные последних двух лет дают надежду на то, что отношения налогоплательщиков и государства в России становятся более цивилизованными. От массового ухода от уплаты налогов предприятия переходят к осознанию необходимости их платить, базируясь на принципах давно усвоенных и внедренных в практику хозяйствующих субъектов в странах с развитой рыночной экономикой: не выходя за пределы правового поля,
платить минимальные суммы налогов, максимально отодвигая сроки платежа.
Основополагающим документом, регламентирующим функционирование налоговой системы в России, является вступивший в действие с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс РФ (часть I). В настоящее время идет работа над второй –
специальной частью Налогового кодекса. В этом документе излагается конкретный порядок налогообложения по федеральным налогам и сборам, а также определяются принципы налогообложения по региональным и местным налогам и сборам. В 2001–2004 гг. вступили в действие главы 21–30 части II Налогового кодекса. Налоговым кодексом РФ (ст. 1)
определены четыре уровня налогового законодательства:
Налоговый кодекс РФ (высший уровень);
федеральные налоговые законы;
законы и иные налоговые нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Федерации;
нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Два первых уровня формируют федеральное налоговое законодательство. Нормативные акты органов исполнительной власти РФ (федеральных министерств, служб и агентств) в состав налогового законодательства не входят. Они издаются только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Их содержание не должно изменять или дополнять это законодательство. По своему статусу – это подзаконные акты. Если их положения противоречат Налоговому кодексу РФ или федеральным налоговым законам, то должны применять положения Налогового кодекса и федеральных налоговых законов.
9.2 Базовые понятия налогообложения
Основные определения
Налогообложение – это система налоговых отношений, включающая определение налогов, условия установления налогов и сборов, определение налогоплательщиков и плательщиков сборов, объектов налогообложения, налоговой базы,
налоговых ставок, налогового периода, порядка исчисления и уплаты налогов и др. Налог – это обязательный,
индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор представляет собой обязательный взнос,
взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В России устанавливаются и взимаются:
федеральные налоги и сборы;