Файл: Учебное пособие 4ое издание, переработанное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
73/99
налоги и сборы субъектов Федерации (региональные);
местные налоги и сборы.
Данная трехуровневая система налогов свойственна практически всем государствам, имеющим федеральное устройство. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории
России. Налоговым кодексом предусмотрено введение 10 федеральных налогов и сборов. Региональные налоги и сборы
устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Федерации. Региональные налоги и сборы обязательны к уплате на территории субъектов РФ. Местные налоги устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате на их территории. Состав региональных и местных налогов определен ст. 13–15 Налогового кодекса РФ. Субъекты Федерации и местные органы власти не могут вводить на подведомственных им территориях налоги и сборы, не вошедшие в этот перечень. Федеральные,
региональные и местные налоги, предусмотренные Налоговым кодексом, а также специальные налоговые режимы приведены в таблице 9.1.
Термины «региональный» и «местный» используются в налоговом законодательстве в следующих значениях:
региональный – относящийся к субъекту Федерации (республике в составе России, краю, области, городам Москве или
Санкт-Петербургу, автономной области, автономному округу); местный – относящийся к городу (в том числе к Москве и
Санкт-Петербургу) либо району в субъекте Федерации (кроме районов в Москве и Санкт-Петербурге).
Таблица 9.1 – Совокупность налогов и сборов
Налоги и налоговые режимы
Нормативная база
(глава Налогового кодекса
РФ)
Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость
21
Акцизы
22
Налог на доходы физических лиц
23
Единый социальный налог (страховые взносы)
24
Налог на прибыль организаций
25
Государственная пошлина
25
Налог на добычу полезных ископаемых
26
Сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
25
Водный налог
25
Региональные налоги
Налог на имущество организаций
30
Налог на игорный бизнес
29
Транспортный налог
28
Местные налоги
Земельный налог
31
Налог на имущество физических лиц
-
Специальные налоговые режимы
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
26
Упрощенная система налогообложения
26
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
26
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
26
Классификация налогов
Налоги можно классифицировать не только по уровням управления, но и по другим признакам, например по объектам налогообложения, источникам и формам уплаты. По объектам налогообложения можно выделить следующие группы:
налоги на имущество (движимое и недвижимое);
ресурсные налоги;
налоги на доходы или прибыль;
налоги на виды деятельности;
налог на капитал;
налоги с выручки;
прочие налоги.
По источникам налоговых платежей выделяют:
1) налоги, относимые на расходы организации;
2) налоги, уплачиваемые за счет финансового результата (прибыли) налогоплательщика;


18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
74/99 3) налоги, включаемые в цену продукции (работ, услуг).
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

По формам уплаты различают налоги прямые и косвенные. Прямые налоги поступают в виде прямых отчислений налогоплательщиков в бюджет. Из налогов, уплачиваемых фирмами, к ним можно отнести налог на прибыль, ресурсные платежи, налог на имущество. Косвенные налоги возникают в результате совершения хозяйственных актов и оборотов
(например, купли-продажи), финансовых операций и т.д. К косвенным налогам относят НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.д.
Налогоплательщики и элементы налогообложения
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы
налогообложения:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговая ставка;
налоговый период;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов являются физические и юридические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Фирма (организация) получает статус налогоплательщика, если она является российской организацией либо удовлетворяет одному из перечисленных ниже признаков:
осуществляет экономическую деятельность в России или получает доходы от источников в России;
является собственником имущества, подлежащего налогообложению в России;
совершает на территории РФ операции или действия, подлежащие налогообложению;
является участником отношений, одним из условий которых является уплата государственной пошлины или иного сбора, установленного налоговым законодательством РФ.
Для возникновения налогового обязательства фирма должна иметь объект налогообложения и нести юридическую обязанность заплатить налог за счет собственных средств. Каждый налогоплательщик может быть плательщиком одного или нескольких налогов (сборов). Это зависит от осуществляемой им деятельности, наличия объектов налогообложения и других факторов, учитываемых при определении его налогового статуса. Например, закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. разрешил субъектам малого бизнеса, отвечающим изложенным в законе критериям, уплачивать вместо совокупности налоговых платежей в бюджет один налог – налог с валового дохода или выручки. От налогоплательщика необходимо отличать налогового агента.
Налоговый агент должен удерживать налог с других лиц, являющихся налогоплательщиками, и перечислять его в бюджет. В качестве налоговых агентов выступают, например, работодатели, обязанные удерживать подоходный налоге наемных работников, акционерные общества, обязанные удерживать налог на доходы от капитала
(дивиденды).
Объектами налогообложения фирмы являются различные аспекты экономической деятельности фирмы. В качестве объектов налогообложения в налоговом законодательстве РФ выделены:
доходы (прибыль, дивиденды, проценты, доходы от долевого участия и т.д.);
имущество;
стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
пользование природными ресурсами;
операции по реализации товаров (работ, услуг);
пересечение границы РФ (ввоз и вывоз товаров);
отдельные виды деятельности и т.д.
В налоговом законодательстве зафиксирована недопустимость многократного обложения одного и того же объекта налогами одного вида – федеральным, региональным или местным. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. То есть это та количественно выраженная величина, к которой будет применена налоговая ставка. Налоговая база может быть определена как денежная сумма (например, стоимость налогооблагаемого имущества) либо как величина в натуральном выражении (например, в единицах веса, объема, штуках и т.п.). Налогооблагаемая база определяется, как правило, путем корректировки показателя, соответствующего объекту налогообложения (например, на величину различных видов налоговых льгот).

18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
75/99
Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов. Они выражаются в освобождении налогоплательщиков от налоговых платежей или их уменьшении. Налоговые льготы могут предоставляться в виде:
1) снижения налоговых ставок;
2) установления налогооблагаемого минимума объекта налога;
3) освобождения от уплаты налога для отдельных категорий налогоплательщиков;
4) освобождения от налогообложения определенных элементов объекта налогообложения;
5) изменения сроков уплаты налогов;
6) установления специальных налоговых режимов.
Одним из основополагающих принципов системы налогообложения в РФ является установление равных условий налогообложения субъектов всех организационно-правовых форм. Запрещается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер. Льготы носят в основном общефункциональный и социальный характер. Налоговые базы и порядок их исчисления по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются налоговым законодательством.
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогам самостоятельно по итогам каждого налогового периода.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В
качестве единицы измерения для большинства налогов используется стоимостный показатель (НДС, налог на прибыль,
налог на имущество и т.д.). Могут применяться и натуральные измерители: мощность двигателя автотранспортных средств,
площадь земельного участка, объем воды, забираемой из водохозяйственных систем. Ставки налогов утверждаются законодательным органом – Государственной Думой, ставки таможенных платежей и сборов – исполнительным органом
(Правительством РФ).
Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. По каждому налогу устанавливается налоговый период. Например, по земельному налогу этот период равен календарному году, по НДС – месяцу или кварталу в зависимости от размера выручки от реализации. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. В этом случае организация вносит авансовые платежи в пределах отчетного срока по налогам по результатам расчета налогооблагаемой базы за налоговый период.
Сумма налогов определяется плательщиком самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В отдельных предусмотренных налоговым законодательством случаях обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Например, организация выступает в роли налогового агента по расчету, удержанию и перечислению в бюджет сумм подоходного налога с работающих в этой организации сотрудников.
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ и федеральными налоговыми законами, региональных и местных налогов – соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Уплата налога может проводиться в наличной или безналичной форме в установленные сроки. Порядок уплаты налога может предусматривать внесение авансовых платежей в течение отчетного или налогового периода. Такая система предусмотрена, в частности, по налогу на прибыль.
Участники налоговых отношений
Участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
организации и физические лица – налогоплательщики и плательщики сборов;
организации и физические лица – налоговые агенты;
налоговые органы (Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ);
Федеральная таможенная служба и ее подразделения в РФ;
государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления,
уполномоченные организации и должностные лица;
финансовые органы (Минфин России, министерства финансов республик, финансовые органы административно- территориальных образований, иные уполномоченные органы);
органы государственных внебюджетных фондов. В состав перечисленных в соответствии с Налоговым кодексом участников налоговых отношений могут быть включены также законные представители налогоплательщика и банки.
Права и обязанности участников (субъектов) налоговых отношений в части, касающейся налоговых аспектов их деятельности, определены налоговым законодательством РФ.
Условия налогообложения бизнеса
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов предполагает, что определены:
1) условия возникновения и прекращения обязательства по уплате налогов;


18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
76/99 2) порядок и условия исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога;
3) действия налоговых органов при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей налогоплательщиком;
4) порядок взыскания налоговыми органами налогов и сборов, а также пеней при невыполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.
Обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов считается выполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату налогов и сборов при наличии достаточной суммы денежных средств на счете налогоплательщика. При уплате наличными налог считается уплаченным с момента внесения денег в банк, кассу органа местного самоуправления либо организации связи. Характеристика и порядок определения каждого элемента налогообложения в отношении каждого налога регламентируется Налоговым кодексом РФ. Характеристика основных видов налогов (по элементам), взимаемых с коммерческих организаций в сфере промышленного производства, приведена в таблице 9.2.
Налоговая ответственность
Налоговым правонарушением является противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние
(действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ
установлена ответственность. При нарушении налогового законодательства налогоплателыцик может нести административную, уголовную и экономическую ответственность (в виде уплаты финансовых санкций).
Административная ответственность устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях. В Кодексе установлена ответственность должностных лиц предприятия (руководителя и главного бухгалтера) за нарушения,
аналогичные тем, за которые Налоговый кодекс предусмотрел ответственность для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей.

18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
77/99
Таблица 9.2 – Основные виды налогов, взимаемых с коммерческих организаций в сфере промышленного производства (не перешедших на специальные режимы налогообложения)
Вид налога
Плательщики
Объект налогообложения
Ставка налога
Отнесение налога
Характеристика налога и его распределение по бюджетам
Акцизы
Организации,
совершающие операции с подакцизными товарами и подакцизным минеральным сырьем.
Организации, ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию РФ
Операции с подакцизными товарами и подакцизным минеральным сырьем
Ставки установлены по видам подакцизных товаров в процентах к их стоимости или в твердых ставках
В цену товара
Федеральный налог.
Пропорции в распределении акцизных сборов определяются видами подакцизных товаров
Государственная пошлина
(гербовый сбор)
Все хозяйствующие субъекты
Сумма иска. Цена услуги
Ставки дифференцированы
На расходы Федеральный налог.
Поступает в федеральный бюджет (100%)
Плата за пользование водными объектами
Организации,
использующие водные объекты
В зависимости от вида используемых объектов
(объем забранной воды,
площадь водной акватории, объем сточных вод)
Ставки устанавливаются по видам объектов
На расходы Федеральный налог.
Распределяется между федеральным (40%) и местными бюджетами
(60%)
Налог на добычу полезных ископаемых
Пользователи недр
Стоимость добытых полезных ископаемых
Ставки устанавливаются по видам полезных ископаемых
На расходы Федеральный налог
Земельный налог Организации, имеющие земельные участки в собственности, на правах аренды, во владении и пользовании
Размер земельного участка
Тарифы дифференцированы в зависимости от назначения земли, ее ценности,
местоположения и ДР
На расходы Местный налог.
Распределяется в федеральный,
республиканские и местные бюджеты в зависимости от вида земель. Например, для земель городов и поселков
Московской области этот налог распределяется в федеральный (30%),
республиканский (20%) и местные бюджеты (50%)
Налог на имущество
Организации –
юридические лица по законодательству РФ.
Иностранные юридические лица, их филиалы и представительства на территории РФ
Балансовая стоимость основных средств
До 2,2%
На расходы Региональный налог.
Распределяется в республиканский (50%) и местные бюджеты (50%)
Единый социальный налог (страховые взносы)
Организации- работодатели
Выплаты,
вознаграждение и иные доходы, начисленные работодателями работникам (за исключением выплат,
осуществляемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия)
Базовая ставка 26% (с
01.01.2016 – 30%)
(регрессивная шкала)
На расходы Распределяется во внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд (по ставке 22%), Фонд социального страхования
(по ставке 2,9%) и Фонд обязательного медицинского страхования
(по ставке 5,1%)
Уголовная ответственность должностных лиц предприятия предусмотрена ст. 199 Уголовного кодекса РФ, введенного в действие с 1997 г. Уголовный кодекс предусматривает наказание должностных лиц организаций за уклонение от уплаты налогов вследствие включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения в крупном размере. Наказание предусматривает либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок от 4
до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет. При неоднократном нарушении предусмотрено наказание лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Экономическая (финансовая) ответственность предприятий в виде уплаты штрафных санкций за нарушения действующего налогового законодательства установлена Налоговым кодексом РФ. Если нарушение налогового законодательства выявлено самим налогоплательщиком или в ходе аудиторской проверки отражено в бухгалтерском учете и отчетности и сумма выявленной недоплаты (недоимки) по налогам перечислена в бюджет, то штрафные санкции на налогоплательщика не налагаются. Действующие нормативные документы не исключают также возможности внесения предприятием исправлений в данные бухгалтерского учета даже в ходе проведения документальной проверки предприятия налоговыми органами.