Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Durov.com: История античной литературы История античной литературы Литература Древней Греции 11. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 12. Гомеровский вопрос 23. Художественные особенности гомеровского эпоса 44. Гесиод 55. Элегическая и ямбическая лирика 66. Мелическая поэзия 77. Трагедия, театр 98. Эсхил (425/4 – 456) 109. Софокл (496-406) 1110. Еврипид 1211. Комедия. Аристофан 1412. Философская проза 1613. Историография 1814. Ораторская проза 2015. Новая аттическая комедия. Менандр 2116. Александрийская поэзия 2317. Лукиан (120-180) 2518. Греческий роман 26Литература Древнего Рима 271. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение 272. Тит Макк Плавт (250-184) 273. Публий Теренций Афр (195-159) 284. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) 295. Гай Юлий Цезарь (100 – 44) 306. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) 307. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.) 318. Квинт Гораций Флак (65-8) 339. Публий Овидий Нарон 3410. Овидий – мифологические поэмы 3611. Овидий – период изгнания 3712. Публий Вергилий Марон (70 – 19) 3813. «Энеида» 3914. Римские историки. 3915. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) 4116. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127) 4317. Гай Петроний Арбитр (I в) 4318. Апулей 4319. Марк Валерий Марциал 45 Литература Древней Греции 1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение

5. Элегическая и ямбическая лирика Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Эл. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.Древнегреческая лирика по характеру исполнения: монодии хоровые песни Мелические – отличались многообразием размеров.Возникает в обстановке борьбы аристократии и поднявшимся $ народом.Архилох (сер VII до н.э. – по затмению) Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти. Особенности: стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный») сближение героя и слушателя взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны Жанры:

Литература Древнего Рима

13. «Энеида» Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.Каждый эпизод – эпилии.Содержит общеиталийские картины, потом римские.«гомеровские мотивы»:О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Троисцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектораолимпийский планОсобенности: посвящена и прошлому, и настоящему в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген). драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон соотносит мифологическое прошлое и современность судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок. Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. и Эней и Дидона показаны в развитии роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним. 14. Римские историки. Луций Ливий Андроник (275-200)Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели. Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.Особенности: главные герои отрицательные стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря) сентенции антитезы риторические вопросы контрасты народные слова → аномалист термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию «Заговор Катилины» - монографиявзгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну. «История»целиком не дошлаизложены события от смерти Суллы (78) до 67Уже не видит светлых периодов в римской истории.Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.«От основания города»142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».Особенности творчества: живой и увлекательный рассказ стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов) повествование делится на отдельные законченные эпизоды восхищение римской стариной преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...) избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям (Публий) Корнелий Тацит (55 -

15. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)


  • стремится именно к пестроте и разнообразию повествований, избегает однообразия (меняется величина, подробность изложения, тон и настроение)

  • чередует грустные и веселые картины, трогательные и ужасные, возвышенные и смешные

  • любовные темы: идиллическая жизнь бедной и благочестивой старой четы

  • боевые сцены, сражения

  • драматические монологи (Медея), «словесные состязания» (спор Аякса и Одиссея об оружии Ахилла).

  • стиль короткого, напряженного и эмоционально окрашенного повествования

  • миф-е образы - такое же «снижение», как и в «Героинях». Особенно заметно это в трактовке богов. Они организованы по-римски.

  • В последних частях поэмы Овидий переходит от греческих сказаний к италийским и римским.

«Фасты»

  • посвящены римским мифам

  • в качестве нити, связующей отдельные сказания, избран римский календарь (→заглавие)

  • каждая книга посвящена отдельному месяцу и начинается с учено-грамматических толкований имени этого месяца

  • есть мифы о происхождении созвездий

  • основное содержание – сказания, связанные с римскими праздниками

  • мифы греческого происхождения и италийский фольклор чередуются с рассказами из римской истории, легендарной и более поздней, вплоть до современности.

  • особенно подчеркнуты дни, являющиеся памятными для императорского дома

  • иногда сказания «Фастов» дублируют сюжеты «Метаморфоз» → отчетливо видно различие → взволнованный, неровный стиль

  • лучше всего удаются шутливые и любовные темы. Особенно известен рассказ о насилии, которое совершил сын последнего римского царя Тарквиния над целомудренной Лукрецией; однако и здесь Лукреция изображена не как древнеримская матрона, а в стиле робких «героинь» овидиевской любовной поэзии

  • для оживления ученого материала, почерпнутого из сочинений римских антикваров, Овидий прибегает к приемам Каллимаха: боги, Музы, случайно встреченные собеседники дают автору необходимые ученые разъяснения

  • имп-м стал Тиберий, Ов. стал перерабатывать незаконченные «Фасты» с тем, чтобы посвятить их новому покровителю, но переработка не продвинулась дальше первой книги. В этом незаконченном виде (шесть книг, из которых первая во второй редакции) «Фасты» и были впоследствии изданы, уже после смерти поэта, который скончался в изгнании в 18 г. н. э.


11. Овидий – период изгнания





  • в конце 8 г. н. э. Август сослал его на берег Черного моря (окраина империи), в город Томы. Причины ссылки неизвестны - безнравственность «Науки любви» + очевидец преступления не политического характера, но затрагивало лично Августа.

  • сжег рукопись «М-з», поэма сохранилась благодаря копиям друзей

  • содержанием его поэзии становятся жалобы на судьбу и мольбы о возвращении в Рим

«Скорбные стихотворения» (Tristia)

  • по пути из Рима пишет 1ю книгу в элегическом размере. Описывает:

  1. последнюю ночь в Риме. Ему была дана ночь, чтобы покинуть Рим. Вспоминает, как тяжело ему было, как он не собрал даже вещи, как убивалась его супруга и т.д.

  2. о невзгодах пути, о бурном плавании. Когда плыл на корабле, случилась буря. Ов. устрашился смерти, а потом понял, что он и так уже мёртв без родины.

  3. обращения к жене и друзьям, которых он даже не рискует называть по имени. Пишет жене, что очень тоскует, что всё здесь плохо, что он умрет, и никто не будет плакать над его могилой.

  • вскоре после прибытия написана 2-я книга – большое, весьма льстивое послание к Августу

    1. оправдывает свою лит деят-ть, ссылается на примеры поэтов прошлого, свободно трактовавших любовные темы

  • следующие 3 сборника «Ск. ст-й», темы:

    1. жалоба на суровый климат

    2. на неверность друзей

    3. прославления преданной жены

    4. признательность тем, у кого сохранились дружеские чувства к изгнаннику

    5. просьба о заступничестве, о переводе в другое место ссылки

    6. восхваления поэзии, как единственного утешения в печальной жизни.

    7. В 4-й книге - автобиография.

    «Понтийские послания»

    • 4 книги - называет своих адресатов

    • появляются бодрые тона

    • на местном гетском языке – ст-е в честь имп-го семейства

    «Ибис»

    • памфлет – проклятия неверного друга

    пытался переработать «Фасты», 1 книгу, скончался в изгнании в 18 г. н. э.

    12. Публий Вергилий Марон (70 – 19)


    Родился в с Италии, отец – гончар. Учился в Кремоне, приехав в Рим понял, чтобы выступать на форуме ему не хватает голоса.

    Увлекался:

    1. эпикурейской философией. Близок к Сирону, после его смерти купил его дом, там пустил корни.

    2. поэзией неоретиков


    ↓ политической свободы → ↑ поэзии. Появились рецитации (публичные чтения) → обсуждения → критика, устная → письменная. Мода на стихи. Появились кружки.

    1-Моссала – Трибул, Сулицца. Уже произошло слияние р. и г. литературы.

    2 - Мецената, придворного Августа – писал плохие стихи, но хороший критик. В этом кружке Вергилий, Гораций, прославляли Августа.

    «Буколики»

    1. пастушечья поэзия

    2. включает 10 стихотворений, как у Феокрита (эклог)

    3. прошлое всегда счастливо, настоящее печально

    4. источники – иделическая поэзия Феокрита, почти пересказ

    отличия от Феокрита:

    1. герои В. носят условные маски пастухов, на деле образованные поэты

    2. мир природы – не просто фон, он исполнен таинственной жизни

    3. образы неоднозначны, как в эллинистической поэзии

    4. нестройность композиции – эклоги перекликаются парами

    5. в 4-й книге предсказание рождения ребенка (→счастливый век, все делается само, не свойственно для формы буколик) → Христос для христиан → всегда переписывали

    6. потом составляли цинтоны (сижу за решеткой).

    «Георгики» («О земледелии»)

    посвящена Меценату (другу, не начальнику) и Октавиану

    тема – отвечала интересам режима

    соотносятся человек и природа. Георгос – земледелец, человек улучшает землю. «Труд побеждает все». Если Лукреций объяснял природу, то В. думал, как её улучшить.

    писал 7 лет, 4 книги. Практических советов нет, цель – моралистическая.

    1. о посеве хлеба, о почвах и их обработке

    2. о вине, прививка фруктовых деревьев, о сортах винограда

    3. о скотоводстве, дрессировке и обращению с животными

    4. о пчелах – образец идеального гос хозяйства, пчелы – римляне

    особенности:

    1. одухотворяет природу

    2. особое внимание коням

    3. много поэтических отступлений – во 2й книге – похвальное слово Италии (земли – в востоком)

    4. композиция – четные книги кончаются жизнерадостными картинами, нечетные – трагическими.

    5. политические мотивы переплетаются с философскими, о человеке

    6. источник – Гесиод