Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Durov.com: История античной литературы История античной литературы Литература Древней Греции 11. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 12. Гомеровский вопрос 23. Художественные особенности гомеровского эпоса 44. Гесиод 55. Элегическая и ямбическая лирика 66. Мелическая поэзия 77. Трагедия, театр 98. Эсхил (425/4 – 456) 109. Софокл (496-406) 1110. Еврипид 1211. Комедия. Аристофан 1412. Философская проза 1613. Историография 1814. Ораторская проза 2015. Новая аттическая комедия. Менандр 2116. Александрийская поэзия 2317. Лукиан (120-180) 2518. Греческий роман 26Литература Древнего Рима 271. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение 272. Тит Макк Плавт (250-184) 273. Публий Теренций Афр (195-159) 284. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) 295. Гай Юлий Цезарь (100 – 44) 306. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) 307. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.) 318. Квинт Гораций Флак (65-8) 339. Публий Овидий Нарон 3410. Овидий – мифологические поэмы 3611. Овидий – период изгнания 3712. Публий Вергилий Марон (70 – 19) 3813. «Энеида» 3914. Римские историки. 3915. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) 4116. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127) 4317. Гай Петроний Арбитр (I в) 4318. Апулей 4319. Марк Валерий Марциал 45 Литература Древней Греции 1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение

5. Элегическая и ямбическая лирика Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Эл. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.Древнегреческая лирика по характеру исполнения: монодии хоровые песни Мелические – отличались многообразием размеров.Возникает в обстановке борьбы аристократии и поднявшимся $ народом.Архилох (сер VII до н.э. – по затмению) Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти. Особенности: стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный») сближение героя и слушателя взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны Жанры:

Литература Древнего Рима

13. «Энеида» Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.Каждый эпизод – эпилии.Содержит общеиталийские картины, потом римские.«гомеровские мотивы»:О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Троисцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектораолимпийский планОсобенности: посвящена и прошлому, и настоящему в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген). драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон соотносит мифологическое прошлое и современность судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок. Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. и Эней и Дидона показаны в развитии роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним. 14. Римские историки. Луций Ливий Андроник (275-200)Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели. Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.Особенности: главные герои отрицательные стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря) сентенции антитезы риторические вопросы контрасты народные слова → аномалист термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию «Заговор Катилины» - монографиявзгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну. «История»целиком не дошлаизложены события от смерти Суллы (78) до 67Уже не видит светлых периодов в римской истории.Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.«От основания города»142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».Особенности творчества: живой и увлекательный рассказ стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов) повествование делится на отдельные законченные эпизоды восхищение римской стариной преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...) избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям (Публий) Корнелий Тацит (55 -

15. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)

8. Квинт Гораций Флак (65-8)



родился на ю. Италии в семье вольноотпущенника, откуда-то получил имение и жил с дохода

много пишет об отце, мать не упоминается.

учитель – Орбилий, строгий, учил детей крупных людей → поехал в Афины доучиваться. Чтобы заработать на обучение сына, отец работал на аукционе. В Афинах писал по-гречески, слушал беседы философов «Новой Академии». Время его пребывания в А. – гражданские войны. Г. вступил в войско Брута, стал командиром легиона (круто). 42 г – Брут с Касием были разбиты Октавианом, Г. бежал «бросив щит» → общее место. Октавиан кто сдаст сразу оружие → амнистия, 14 тыс перешло. Г. не сдал → долго слонялся по островам. Октавиан амнистию всем, но без имущества → Г. вернулся. Становится писцом, начинает писать стихи. Они доходят до Вергилия, тот показывает их Меценату, понравились. Тот долго присматривается к Г., друзья. М. дарит Г. небольшое имение.

«Эподы» - первый сборник

ямб, двустишья, образец – Архилох. Насмешки – на современников, но только на «маленьких».

агрессивная ироническая поэзия, грубая, 17 эподов. -Все сейчас плохо. Если у Вергилия – надежда на «золотой век», то у Г. – только бежать подальше можно.

13 г – два сборника сатир. «золотая середина» - самое главное в жизни – умеренность и покой. Независимая бедность лучше зависимого богатства.

«Сатиры»

- это жанр формы «просвещенной беседы» подходил для изложения «правильных ценностей жизни».

Каждой сатире соответствует одна определенная тема.

Лирика неотериков и любовная элегия, популярные, его не интересуют, для него главное – правильный выбор жизненного пути.

«Сатиры – 2»

более зрелый, чем 1, много общих мест

диалогическая форма

автопортрет – как бы со стороны – непостоянство, лень, раздражительность, вспыльчивость

человек должен быть художником и мудрецом своей жизни, идеал – «довольство малым»

«О полевой и городской мыши» - басня, «Полевая мышь и хорек»

23 – «Кармина»=«Оды» (песни) – употреблены новые размеры.

образец – Сапфо, Анакреонт, Алкей и приспособил их размеры к римской литературе

разный поэт, но поэт мысли, а не чувства


темы различны – дружеские, полит, гимны богам, размышления, любовная. Не чувств, как у Катулла, а лирика размышлений.

показывает, как в сатирах, свой идеал жизни (тот же)

Асклепиадов стиль – единицы деления – не строки, а строфы. 1-я книга «Од» начата 9-ю стихотворениями 9-ти разных размеров. Освоил и ввел в римскую литературу все размеры.

Расстановка слов очень сложная.

стихи конкретны, наглядны, вещественны («раскаленные колеса»). Каждая последующая картина крупнее предыдущей и мгновенна

концовка всегда падает, менее напряженная

«золотая середина» - относится ко всему.

  • много возлюбленных, всегда легкая влюбленность. Любовная лирика – без страданий.

  • счастье не может быть совершенным → пофигист

  • главное – независимость, з.с. – отказ от всего, что делает зависимым. На предложение Октавиана стать секретарем отказался.

  • хорошо не испытывать сильных чувств

  • плохо быть и бедным, и богатым

  • не надо быть плохим, а надо быть хорошим

23 послания в гекзаметре

- письма в стихотворной форме. Каждое как-нибудь называется, часто – греческими именами.

Форма – советов. Писал Меценату, Августу.

Впервые дает описание своей внешности.

идеи

  • поэт должен быть образованным человеком, мыслителем

  • поэзия – не развлечение, но и не приверженец старины

9. Публий Овидий Нарон



– любовная поэзия 43 г до н.э. – 18 г н.э.

Принадлежал к старинному роду «всадников» г. Сульмон. В Риме О. прошёл ораторскую школу, где учился декламации у знаменитых ораторов. Завершил свое образование традиционной поездкой в Грецию, вернулся в Рим, начал служить (отец хотел), но карьера не удалась, увлекался поэзией. (хотел прозу, получал стихи), (контроверсии – судебные речи, свасории – рассуждения). Связан с кружками Мессалы и Мецената.

  • не был склонен идеализировать прошлое

  • хотел восстановить старинную мораль и гражданскую былую доблесть→не любил Августа

  • в своих ранних «песнях любви» он выступал, как изнеженный эпикуреец, самый яркий представитель римской любовной элегии.

«Любовные стихотворения» (Amores) (3 книги)

  • героиня – Коринна (имя древней беотийской поэтессы)

  • немногие стихотворения обращены к Коринне, роль этого отвлеченного образа - служить персонажем нескольких типических, традиционных ситуаций

  • в значительной мере перепевы прошлых римских поэтов: серенады, наставления сводни, корыстолюбивые красавицы и соперник-воин, но

  • иное отношение к действительности и к лит материалу и иными стилистическими приемами, чем его предшественники

  • вырос в атмосфере империи и не знает чувства неудовлетворенности современной жизнью

  • «влюбленный поэт» выступает уже не на фоне сельской идиллии или мифа, а в обстановке светской жизни → снижение жанра. Идеализованная любовь элегии огрубляется или становится предметом иронической игры

  • изображается не глубокое чувство, он только «шутливый певец любовной неги»

  • переносит в поэзию принципы риторического стиля → вариации одной темы. Ех: одна элегия построена на «обыгрывании» мысли, что влюбленный – воин Амура. Берет мотив из ранних поэтов и расширяет его декламационной обработкой

  • безнадежное «ненавижу и люблю» Катулла → шутливо-игровое

  • изобретательность в вариациях, остроумие

  • тонкость отдельных психологических наблюдений

  • живые зарисовки быта

  • легкость и гладкость стиха

  • недостаток – незначительность содержания

  • однообразие и отсутствие чувства меры

  • самовлюбленность автора



Триумф Амура.

Он мучается один, ночью, ибо пусто его ложе. Понимает, что сражён стрелой Амура. Отдаёт себя во власть Амура.
Любовь – военная служба.

Сравнивает любовь с войной. Говорит, что каждый любовник - солдат в лагере Амура. Законы любви=законы войны. Кто ленив должен любить, ибо любовь изгоняет лень. Даже самые закалённые войны – дети перед любовью.
Поэзия бессмертна.

Пишет, что не создан для армии или ораторства. Пишет, что поэзия сделает его бессмертным, как сделала Сафокла, Каллимаха, Менандра и Гомера.

«Послания героинь»

  • письма миф-х героинь своим возлюбленным, показывает их ревность

  • 15 писем от имени 15 героинь дают возможность блеснуть искусством вариации

  • все письма на одну тему: разлука, тоска, одиночество, муки ревности, горестные воспоминания о начале несчастной любви, мысли о смерти, мольба о возвращении

  • индивидуализовано соответственно характеру персонажа и различию в условиях, создавших разлуку

  • Скромная Пенелопа, сжигаемая страстью Федра, мстительная Медея, насильственно разлученная Брисеида, покинутая Дидона – герои из ранних источников

  • описательная и повествовательная сторона подчинены психологической задаче. Природа - фон для настроения

  • по душевному облику героини далеки от величавых образов эпоса или трагедии; чувствительные «красавицы» почти всегда боязливы и беспомощны

сборник вызвал подражания

  • напоминают свасории, вложенные в уста миф-х персонажей

Письмо Дидоны Энею.

Дидона пишет Энею, что любила его больше жизни. Обвиняет его, что он оставил её, пишет, что всё ради него предала, что всё бы отдала, чтобы он вернулся. Начинает обвинять его во всех своих грехах и бедах, пишет. Что убьёт себя и своего будущего ребёнка, всё по его вине. Наказывает Анне написать на своём надгробном камне, что виновником её смерти был Эней.

Вообще в письме ушуют чувства: то любит, то ненавидит

«Наукалюбви» (Ars amatoria) (0)

  • пародийно-дидактическая поэма в форме элегии

  • ссылается на свое знакомство с предметом и дает классификацию своей «науки»

  • «наука» состоит из трех частей:


  1. «нахождение» предмета любви

  2. как добиться любви

  3. как эту любовь удержать

  • наставления даются сперва для мужчин, затем для женщин

  • оживлено эффектными сентенциями, мифологическими повествованиями, бытовыми сценками, но никогда не подымается над уровнем «шаловливой любви», временных связей между знатной молодежью и полупрофессиональными гетерами.

«Лекарства от любви»

  • тоже «дидактическая» поэма

  • средства помочь тому, чья любовь безнадежна

третья поэма - «медикаменты лица» – о косметике – сохранилось только начало.

10. Овидий – мифологические поэмы


Овидий одновременно работал над двумя ученоповествовательными поэмами каталогообразното типа: это — «Метаморфозы» («Превращения») и «Фасты» («Месяцеслов»).

«Метаморфозы»

кн 1: описание четырех веков, потопа, превращение Дафны в лавровое дерево

век золотой народился, все круто и справедливо, безопасность, мир, не было войны, не путешествовали, земля все сама приносила, реки текли молока, струились реки нектара…

Сатурн → в тартар низвергнут → миром владел Юпитер → серебряный век → хуже

разделил он четыре времени года → мерзкая погода → дома → медный век – суровей, склонней к ужасающим браням, но не преступный → железный век – худший, все справедливое пропало → обманы, коварство, насилье, война, вражда

кн 2: миф о Фаэтонте, сыне Солнца, попросившем у отца его колесницу и чуть не сжегшем землю

кн 3: о Нарциссе, отвергшем любовь нимфы Эхо, но влюбившемся в свое собственное изображение

кн 4: новелла о несчастной любви Пирама и Фисбы, получившая огромное распространение в европейской литературе

кн 6: сказание о Ниобе, гордившейся своими детьми и потерявшей их за высокомерную похвальбу

кн 7: о ревнивой любви Кефала и Прокриды

кн 8: несчастный полет Дедала и Икара, идиллия Филемона и Бавкиды

кн 10: сказание об Орфее и Эвридике, любовные мифы, рассказываемые Орфеем

кн 11: преданная любовь Кеика и Галькионы

Заключительная книга содержит изложение учения Пифагора о переселении душ.

  • эпическая поэма в гекзаметре

  • состоит из 15 книг, >200 сказаний, имеющих своим финалом превращение

  • Овидий задумал «непрерывную поэму» - от сотворения мира, превращения хаоса в космос, к историческим временам до новейшей «превращения» Цезаря в комету, вышел сборник

  • методы объединения:

  1. по циклам (аргосские мифы, фиванские, аргонавты, Геракл, Эней и его потомки)

  2. по сюжету - близкие или контрастные

  3. «рамочный» метод, одно предание внутрь другого как рассказ кого-либо