Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Durov.com: История античной литературы История античной литературы Литература Древней Греции 11. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 12. Гомеровский вопрос 23. Художественные особенности гомеровского эпоса 44. Гесиод 55. Элегическая и ямбическая лирика 66. Мелическая поэзия 77. Трагедия, театр 98. Эсхил (425/4 – 456) 109. Софокл (496-406) 1110. Еврипид 1211. Комедия. Аристофан 1412. Философская проза 1613. Историография 1814. Ораторская проза 2015. Новая аттическая комедия. Менандр 2116. Александрийская поэзия 2317. Лукиан (120-180) 2518. Греческий роман 26Литература Древнего Рима 271. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение 272. Тит Макк Плавт (250-184) 273. Публий Теренций Афр (195-159) 284. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) 295. Гай Юлий Цезарь (100 – 44) 306. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) 307. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.) 318. Квинт Гораций Флак (65-8) 339. Публий Овидий Нарон 3410. Овидий – мифологические поэмы 3611. Овидий – период изгнания 3712. Публий Вергилий Марон (70 – 19) 3813. «Энеида» 3914. Римские историки. 3915. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) 4116. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127) 4317. Гай Петроний Арбитр (I в) 4318. Апулей 4319. Марк Валерий Марциал 45 Литература Древней Греции 1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение

5. Элегическая и ямбическая лирика Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Эл. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.Древнегреческая лирика по характеру исполнения: монодии хоровые песни Мелические – отличались многообразием размеров.Возникает в обстановке борьбы аристократии и поднявшимся $ народом.Архилох (сер VII до н.э. – по затмению) Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти. Особенности: стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный») сближение героя и слушателя взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны Жанры:

Литература Древнего Рима

13. «Энеида» Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.Каждый эпизод – эпилии.Содержит общеиталийские картины, потом римские.«гомеровские мотивы»:О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Троисцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектораолимпийский планОсобенности: посвящена и прошлому, и настоящему в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген). драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон соотносит мифологическое прошлое и современность судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок. Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. и Эней и Дидона показаны в развитии роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним. 14. Римские историки. Луций Ливий Андроник (275-200)Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели. Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.Особенности: главные герои отрицательные стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря) сентенции антитезы риторические вопросы контрасты народные слова → аномалист термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию «Заговор Катилины» - монографиявзгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну. «История»целиком не дошлаизложены события от смерти Суллы (78) до 67Уже не видит светлых периодов в римской истории.Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.«От основания города»142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».Особенности творчества: живой и увлекательный рассказ стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов) повествование делится на отдельные законченные эпизоды восхищение римской стариной преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...) избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям (Публий) Корнелий Тацит (55 -

15. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)


«О природе вещей» («О природе»)

В поэме 6 книг, не окончена ← есть пробелы, повторения. Но изложены все идеи Эпикура, только не подытожены → в сущности кончена.

Её издал Цицерон (может быть его брат). Ц. – идеалист, Л. – материалист → не разделял убеждения, а оценил поэтическое творение. Понадобился христианству, чтобы победить язычество → в 9 в его переписывали, затем в Возрождение, вновь появилась теория атомизма.

Это дидактическая поэма, но не как у Гесиода (как мыться и жениться), а φ.

Художественное произведение, не просто φ. Очень вдохновенно, пламенно.

Почти нет ничего о современности, не говорит о гражданской войне, о диктатурах. Просто мрачно говорит о современности. Отступления обширны и самостоятельны, к каждой книге.

I книга

Обращение к Венере → прочность традиций. Отрицает богов, но к ним обращается.

атомистическая теория: из ничего не творится ничто.

Материя неразрушима, она преобразуется.

II книга

Вселенная – безграничное пространство, на котором носятся атомы.

Мир вечно обновляется

III книга

О душе (состоит из атомов) и духе (ум). Смерть не имеет к нам отношения. Когда мы есть, смерти нет и наоборот

IV книга

Откуда взялись ощущения и восприятия. Ощущения – материальные отображения реальных предметов. Тонкие материальные образы видимых предметов проникают в органы чувств и вызывают различные представления.

V книга

О происхождении мира. Молодая земля, семена залетели на богатую целину → производит. Дикие люди носились по земле и им пришлось как-то общаться → перешли от просто криков к значащим крикам → возникли речь и культура. Боялись → придумали религию. Государство появилось на определенной стадии развития общества.

VI книга

Объясняет явления природы: гроза, землетряс, бури.

О чуме в Афинах, читал о ней у Фукидида.

Особенности:

  1. очень страстно написано – Л. – как проводник. Он счастлив, что знает истину (думает) и хочет рассказать всем

  2. приводит наглядные примеры (пыль

  3. старинный язык, стиль. Нет подходящих слов + гекзаметр направляет → новые слова, грецизмы

5. Гай Юлий Цезарь (100 – 44)



Исторические труды. Во время Галльской войны писал каждый год по книге записок → 7.

Словарный запас 1200-1300 ← нет неологизмов, архаизмов, редких слов и форм, эмоции.

Записки о Галльской войне


О войне в Галлии, Германии, Британии. Дошел до Лондона, дальше помешал лес.

написано сознательно безыскусственно, рассказывает просто.

Сенат не поручал Ц. эти завоевания, поэтому он вынужден оправдаться этим докладом. Все правда, но многое умалчивает.

говорит о себе в 3-м лице. Воины его обожали ← делил добычу честно

важно не столько история, сколько замечания: в Ирландии день > ночи, в Британии не едят зайчатину, много олова, синятся перед боем, белые холмы. Его интересует гос устройство племен. В Британии нет частной собственности, жрецы-друиды учатся 20 лет. Сам объясняет эти явления, как считает.

Дошли записки о гражданской войне, которые не кончены. Объясняет в них, что эта война не по его воле.

6. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54)





  • Биография не дошла, только из стихов. Родился в Вероне, благодаря связям отца получил доступ к знати и с Меммием путешествовал по Италии. Формально не римский гражданин – приехал из провинции, тогда не считавшейся частью Р.И. Стал любовником замужней красавицы Лесбии (так называет её в стихах) → любовная лирика ей.

  • Принадлежал к кружку неотериков: считали, что время эпоса прошло, писали эпиграммы, эпилии, элегии. Для них поэзия – всего лишь форма, а содержание – минутная мысль. Называли стихи nugae – безделки, но были уверены, что они переживут века. От других неотериков дошли только имена. К. дошел благодаря веронскому патриотизму.

  • дошло 113/116 стихов (не разобрать, это часть или целое), ≈ новоевропейской литературе.

Книга: стихотворения → поэмы → свадебные стихотворения → эпиграммы.

Лирика: любовная, насмешливая, дружеская, выпады против врагов. Темы случайны, интересен не сам объект.

Стихи:

  • лирическая сила

  • простота, простонародность

  • использует ругательства

  • искренность

  • в стихах к Л. – острейшая субъективность

  • впервые появляется раздвоение – и ненавижу и люблю

  • использует древнегреческие средства (их сравнения – поцелуи = песчинки, звезды)

  • сравнивал свою любовь к Лесбии с любовью к детям (семейные отношения особо почитаемы в Риме)

  • его чувство глубокое, серьезное, возвышающее

  • но не совпадает с действительностью → Лесбия изменяет → пишет стихотворения-издевки, полные боли

  • обращался к богам с просьбой излечить его от любви, анализировал своё состояние в эпиграммах


Поэмы:

  • хорошо знал литературу греков

  • последователь Каллимаха, противник классического искусства

  • нестройная сложная композиция

  • отсутствие единой сюжетной линии – перескакивает, много вставных сюжетов – о изображении на ложе, о предсказании рождения Ахилла.

«Аттис»

эпиллий, пытается понять психологию востока

свадьба Пелея и Фетиды– сложная композиция – вступление – путешествие Аргонавтов, потом свадьба.

7. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.)



Долгая жизнь, застал и позднее время. Это сложное время в истории Италии, век восстаний рабов, провальной Ягуртинской войны. В Риме 2 партии: оптиматы и популяры.

Приходит греческая философия, за ней – филология. Рим не только берет, но и создает свое→ единство. Преобладает проза, создается «золотая латынь» - синтез греческой и римской культуры.

Дошло 57 речей, 100 не дошло, 20 – в отрывках. Дошли трактаты по риторики и философии. Дошло 800 писем – только форма письма, так – литературное произведение. Дошли благодаря переписчику Терону. Большие трактаты о красноречии «Оратор», «Об ораторе», философские трактаты «О законах», «О республике», «Об обязанностях», этические сочинения «О дружбе», «О старости», «О природе богов». Все эти работы не научные, а просветительские. Его письмам подражали многие авторы.

Родился г. Арпин и мечтал стать крупным гос. деятелем. После школы учился «на форуме».Не прирожденный начальник, но удалось добиться власти. Совершает много политических ошибок, но их признает. Много колебаний, нерешительности. Не годился для политики своей эпохи.

Начинает работу при диктатуре Суллы (гражданская война). Проскрипционные списки.

80 – речь за Секста Росция – решительный шаг. Секст – идиот, якобы убил отца, на деле убили его родственники из-за наследства. Ц. выиграл и прославился. Но он не скрыл того, что убийц прикрывал Сулла → вынужден уехать. Взял брата Квинта и на о. Родос. Там научился аттикизму. Вдруг Сулла отказывается от власти → Ц. возвращается. Занимает все должности по порядку.

75 – получает назначение в Сицилию – претор. 71 – в Сенате. В Сицилии – наместник Веррес, плохой человек. Сицилийцы просят Ц. стать обвинителем Верреса. Его защитник – Гортенций («учитель» Ц.). После 2х речей Ц., Веррес – в изгнание. Всего Ц. написал 5 речей против Верреса.


66 – произносит речь против оптиматов «О назначении Помпея».

63 становится консулом, раскрыт заговор Кателины (казнил заговорщиков без суда) → «отец отечества», но у Ц. нет доказательств → 4 речи против Кателины → это политические речи, а не судебные.

К власти приходят (59) Цезарь, Помпей, Красс. Был внесен закон лишать воды и огня того, кто убивал без суда → изгнали Ц. в Македонию, все потерял.

57 – вернулся в Италию → пишет литературные трактаты («Об ораторе», «О государстве»- по образцу Платона в диалогической форме, взгляды об идеальном государстве)ы

Цезарь и Помпеи поссорились, на суде Ц. выступал за Помпея, проиграл, поехал мириться.

Цезаря убивают (Брут). Усыновленный Ц.-ем Октавиан побеждает Брута, борется с Антонием. Ц. пишет 14 речей против Антония – «Филиппики». Но Октавиан и Антоний мирятся → Антоний просит голову Ц., 7 дек 43 его убили.

Ц. – компилятор,

Заслуги:

  1. сохранил недошедшие греческие φ-ие идеи

  2. создал φ-ую терминологию на лат. яз.

  3. переписал утерянные φ-ие труды.

По стилю:

  1. азионист (азианский стиль включает обилие слов, мысль должна быть исчерпывающе развернута, нечего домыслить. Демосфен – нельзя убавить, Ц. – нельзя прибавить)

  2. умеренный азионист

  3. выработал собственный стиль

Особенности:

  1. много общих мест → мало сюжета

  2. этимологические фигуры («безбоязненно их небояться»)

  3. тройственность («твердость, доблесть, мудрость», «не слыхали, не читали, не учили») – по ↑.

  4. параллелизм («не словом, а делом», а _ и _»)

  5. противопоставление (Клодий и Мелон)

  6. не боялся не льстить, не пугать судей

  7. очень театрален

  8. очень честолюбив и тщеславен.

  9. много повторов (его речи не столько для суда, сколько для публики, его цель – убедить самого глупого слушателя)

  10. есть и комический эффект.


Речь против Катилины, пер. Т Васильевой. Первая речь, произнесенная в сенате.

  • эмоциональность, много риторических вопросов, восклицаний

    • говорит, что все знают о заговоре → не стоит его даже доказывать, но убьет только тогда, когда не останется ни одного, неуверенного в виновности К., но вокруг охрана

    • давно стоит умертвить К., удивляется, что это еще не сделано

    • скорее будет поздно убить К., чем жестоко

    • отмечает наглость К. – находится при всем этом в сенате

    • взывает к здравому смыслу, призывает К. остановиться

    • он предугадывает все происки К., рассказывает подробно о заговоре

    • «советует» К. покинуть город

    • во время покушений на Ц. он защищался сам, хотя и понимал, что это важно республики

    • если казнит К., то останутся некоторые его сообщники, а если К. сам уйдет, город очистится от «нечистот»