Файл: Коррекция нарушений звукопроизношения детей 7го года жизни с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, в логопедии нарушения звукопроизношения могут сопутствовать таким нарушениям речи, как дисфония, ринолалалия, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, дизартрия. Для определения нарушенного звукопроизношения задействуют следующие термины: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм. Обозначаются всего три этапа нарушения в произношении: неспособность верно воспроизводить звук или целую группу; неверное воспроизведения звуков в речи при должном произношении отдельно или в легких словах; слабое смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при способности верно воспроизводить оба звука.
1.3. Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проведя аналих многочисленных исследований, мы заметили, что у детей с синдромом ЗПР нарушения психики - не единственное отклонение. Также у таких детей встречается неправильное использование звуков, также нарушение в изложении собственных мыслей, невозможность четко и ясно идентифицировать эмоции, наравне общаться со сверстниками.

Многие авторы старались в своих работах классифицировать детей с ЗПР, дать им определяющие характеристики. Среди авторов различных методик, хочу отметить классификацию Е.В. Мальцевой, в которой выделено три группы [21]:

1) В первой группе говорится о тех, кто не может произнести только один из звуков. Такая ситуация возникает обычно из-за особенного строения речевого аппарата или неразвитой речевой моторики;

2) в группе рассматриваются дети с выявленными фонетико- фонематическими нарушениями. Дефекты звукового произношения включают обычно 2-3 фонетические группы и в большей мере отслеживаются в заменах фонетически схожих звуков. Отмечаются искажения фонематического анализа и дифференциации звуков на слух;

3) в группе рассматриваются дети, у которых выявлено системное недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушение, которое наблюдается в связи с существенными дефектами в динамике лексико-грамматической стороны речи: аграмматизмы, примитивная синтаксическая структура предложений, ограниченность и недифференцированность словарного запаса.


По исследованиям Е.В. Мальцевой, у дошкольников обычно есть проблемы с произношением какой-то одной группы звуков, а у сверстников с ЗПР наблюдается мономорфное искажение произношения в 52,1% случаях . У 30,9% отслеживаются проблемы произношения двух групп звуков, у 11,2% – трех, а у 5,6% – четырех фонетических групп [21].

Специалист М.А. Александрова пишет в своих работах о некой статистике, где сказано, что у детей от 6 до 9 лет с необходимым развитием речи, как правило, искажается произношение звука [р] (26%) и шипящих (24%), неправильное произношение свистящих звуков (22%), звука [л] (10%).

У детей с ЗПР же наблюдаются совсем другие показатели: доминирующей проблемой является произношение свистящих и сонорных звуков [1].

Можно смело сказать, что среди детей с синдромом ЗПР преобладают дефекты полиморфного произношения, а мономорфное произношение не является часто встречающимся. По большей части именно нарушения произношения звуков трех и более групп отмечаются чаще. Отмечу, что самые распространенные среди звукопроизносительных расстройств у детей с ЗПР - это ошибки звукового произношения сонорных звуков [л], [р]; а после них идут ошибки произношения свистящих и шипящих.

В большинстве своем, среди детей с ЗПР, присутствует в некотором плане атрофирование речевой моторики, она достаточно сильно зависит от подвижности языка. Такая особенность отслеживается в излишнем напряжении языковых мышц, дети не способны удерживать заданную позу языка, им трудно переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Анализируя данные специалиста Е.В. Мальцевой, у 45,1% отмечаются разного рода аномалии артикуляторного аппарата, а именно: аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус), укороченная подъязычная связка, толстый массивный язык, высокое узкое или уплощенное твердое небо, дефекты строения зубного ряда [21].

Одним из часто встречающихся искажений звукового произношения у детей с ЗПР можно назвать смешение звуков. В данном случае дефект звукопроизношения определяется как фонетико-фонематический. Факторов тому может быть много, но один из них, вызывающий нарушения, является неполностью сформированное фонематическое восприятие, оно проявляется в сложностях дифференциации звуков, а также в не до конфа сформированном фонематических анализе и синтезе. Обучение произношению фонем определяется по особенностям речеслуховой и речедвигательной функций. Четкое восприятие на слух звуков обуславливает верное произношение, а нужная артикуляция непосредственно улучшает фонематическое восприятие. Поэтому у детей данной группы присуще слабое владение анализом звуковой структуры слова [30].



У детей с ЗПР также достаточно часто прослеживается оглушение звонких согласных, другими словами искажение звонкости. Наиболее доминирующие дефекты звонкости и глухости встречаются при произношении парных звуков. Такое искажение препятствует дошкольникам полностью овладеть, или хотя бы овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, замедляет динамику связной речи в общем.

Дети с синдромом ЗПР дошкольного возраста страдают тяжкой эмоциональность и интонационной выразительностью своего речевого потока. Дефект дает сбой в коммуникации со сверстниками, так как детям с ЗПР достаточно трудно выражать то, что они чувствуют, демонстрировать свое настроение. Встречается очень частая подмена эмоций одних на другие из-за неспособности идентифицировать собственные чувства. Судя по статистике, составленной специалистами, самая сложная интонация для детей с ЗПР - восклицательная, а самая легко воспроизводимая - повествовательная, так как она не требует особых усилий [30].

Дети с ЗПР имеют расстройства не только по степени выраженности, но еще выделяют по степени механизма.

У детей с дизартрией отслеживается органическое поражение центральной нервной системы и ее механизмов, что влечет дефекты в фонетике, нарушения артикуляции и ухудшений характеристик речи. Также детям, страдающим дизартрией, характерны хаотичные движения языка, спад мышечного тонуса, дискоординация в речевом потоке. У имеющих дизартрию изначально отслеживаются дефекты в произношении сложных звуков, а именно сонорных, шипящих и аффрикат. Моторный механизм искажений в произношении звуков выдвигает их качественные характеристики: упрощение артикуляции звуков (шипящие звуки заменялись свистящими, аффрикаты – составляющими их звуками), искажение звуков по типу бокового и межзубного произнесения, смягчение звуков, в некоторых случаях – их неимение. Дефекты артикуляторной моторики у дошкольников с дизартрией, влекущие искажения звукового произношения, повторно привлекают нарушения фонематического восприятия у рассматриваемой категории детей [13].

У детей с дислалией нарушен механизм произношения всей фонетики, это происходит из-за ослабления нейродинамических процессов, также дает сбой в связках речь-слух и речь-движение, анализаторы слуха и речи очень повреждены, либо недоразвиты. Плюсом ко всему нельзя сказать, что у болеющих дислалией есть явные нарушения в периферическом отделе речевого аппарата. Но несмотря на это, неразвитый механизм речевой моторики все же влечет за собой особые последствия, а именно:искажение звуков, считающихся сложными и произносящимися при задействии губ и зубов либо же призубной полости, эти дефекты присутствуют из-за ненормального формирования артикуляторных привычек; замена сложных звуков на звуки попроще, это имеет место быть из-за скудной базы артикуляторного аппарата; комбинация близких по зарактеристикам звуков из-за неспособности воспроизвести полный спектр фонетики. Существует также сенсорная недостаточность. У детей с дислалией она характеризуется заменой звуков по слуховым данным, то есть акустическим зарактеристикам. Главной причиной дефекта является неполноценная сформированность фонетического представления. Если ребенок не имеет органические травмы центральной нервной системы, то дефекты в просодической речи наименее выражены[13].


С помощью анализа дефектов речевого и неречевого характера у детей с синдромом ЗПР, ученые и специалисты смогли классифицировать по признакам отклонений на группы. С учетом всех факторов замедленного развития у дошкольников с ЗПР выделяются 4 основные группы, в каждой из них подробно описывается тот или иной дефект.

К первой группе относятся дети, неспособные произносить от четырех фонетических групп звуков, это нарушение имеет название дизартрия, а также характеризуется отклонениями в развитии психики. Наиболее часто страдает воспроизведение шипящих, свистящих, основных звуков, совсем редко встречаются такие как заднеязычные и переднеязычные. Характерными действиями при расстройстве являются замена, смешение или вовсе отстутсиве звуков. Заменяют или смешивают обычно свистящие или шипящие звуков.. Звук [р]вовсе отсутствует. На первом месте находятся звуки, которые требуют прохождения воздуха между зубами (свистящих и переднеязычных), а на втором – велярный ротацизм [30].

В данной группе дети в одинаковой степени имеют сходства в нарушениях восприятия и дифференциации звуков речи, артикуляторной и тонкой моторики, интонационной выразительности речи. Таким образом, у детей с ЗПР отмечается низкий уровень развития артикуляторной и тонкой моторики. Из-за этого очень страдает моторика языка, движения губами вообще кажется хаотичным. Ребенок практически не может сделать язык узким или удержать какую-либо артикуляторную позу

Дети достаточно сложно воспринимают информацию на слух, и следовательно, не могут ее перефразировать. Фонематическая картина повреждена, поэтому при просьбе показать картинку на определенный звук, ребенок долго думает, а то и вовсе не способен выполнить задание.Также возникают трудности с определением количество звуков в каком-либо слове.

Отсутствие необходимой эмоциональной окраски выражения делают ребенка неготовым к диалогу. Также ребенок не умеет определять интонацию чужого высказывания.

Ко второй группу относятся дети с синдрома ЗПР, у которых возникают сложности уже с тремя фонетическими группами звуков, обычно это свистящие, шипящие и сонорных, такое расстройство имеет название дизартрия. Отличительными чертами данной группы можно назвать те же, что и в первой группе, только отсутствие звуков встречается гораздо реже. Достаточно часто смешивание шипящих и свистящих. Говоря об искажениях, это подавляюще межзубный и губно-зубной сигматизм, а также губно-губной ламбдацизм. Достаточно реже можно встретить боковое произношение свистящих и шипящих звуков. В данной группе отмечается преобладающее число отсутствий звуков [р], [л] [30].


Дети группы не способны дифференцировать звуки в составе слова или слога, не воспринимают различия звуков между собой.

Артикуляторный механизм достаточно хорошо работает в данное группе. Обычно если и встречаются какие-либо нарушения, то это недостаточная координация при переключении с одной позиции на другую.Встречается в большинстве случаев тремор языка, есть также случаи синкинезий при движениях языка, смене артикуляторной позиции.

Интонационная запущенность является характеристикой ко многим группам, поэтому и второй она тоже присуща. Сложно заключается в воспроизведении нужной эмоциональной окраски посредством интонации самостоятельно, а также отслеживается замедленный темп речевого потока

Переходим к третьей группе. Дети с ЗПР имеют дефекты обычно двух фонетических групп, нарушение речи носит название дислалия и характеризуется неспособностью произносить свистящие, шипящие или же сонорные. Прослеживается нарушение в деятельности познания и обучения, а также восприятия информации. Очень часто встречаются искажения и замены, можно сказать, что это вторая по распространенности характеристика группы. Искажения произнесения шипящих звуков отслеживаются в губно-зубном сигматизме, в заменах шипящих на свистящие звуки, и в единичных отсутствиях данных звуков. Очень часто отсутствуют следующие звуки [л], [л’],[р], [р’], или же выделяется их нарушенное произношение. По сравнению с первой и второй группой, данные нарушения не кажутся столь серьезными [30].

Группа детей под номером три включает в себя не запущенное развитие речеслухового анализатора. Обычно происходит нарушение распознавания и произношения звуков, которые не получается произнести. Трудности с движением языка отслеживаются при высовывании вперед, либо же попытке заузить язык. Интонационная окраска присутствует, но является не до конца сформированной, обычно сложности в струткуре речи в целом.

Рассмотрим четвертую группу. Дети страдают нарушением произношения только одного из всех звуков, то есть мономорфностью, речевое искажение имеет название дислалия. Обычно под удар попадают сонорные звуки. Также распространенным явление считается отсутствие звуков ([р], [р’] и [л], [л’]) и нарушение произношения звуков (губно-зубной ламбдацизм, призубный сигматизм). Дети данной группы, по сравнению с тремя предыдущими, имеют самую высокую восприимчивость речеслухового аппарата. Присутствует незначительная артикуляторная моторика. Однако важно отметить, что дефекты артикуляторной моторики характеризуются неполной точностью движений или несколько замедленным темпом их выполнения. Интонация считается приемлемой для возрастного развития, не имеет особого отклонения от нормы[30].