Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 2379

Скачиваний: 103

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Устанавливается порядок обжалования судебных решений. Судебная деятельность - очень сложная, в ходе ее могут быть допущены ошибки. Гарантией от ошибок является возможность проверки дела судом, не принимавшим участия в его разрешении. Причем закрепляется не один, а несколько способов обжалования: апелляционный, кассационный и надзорный порядок.

Закрепляется механизм обеспечения и исполнения судебных решений. Исполнение судебных решений возлагается на государство. Для этой цели создаются специальные государственные учреждения, ведающие исполнением наказаний (колонии, тюрьмы и др.), а также обеспечением судебных решений (судебные приставы).

Рассмотрение последовательных накоплений, сделанных человечеством в области юридического делопроизводства, позволяет сделать оптимистичный вывод: прогресс права идет неуклонно и поступательно.

Глава 4. Нормативная основа делопроизводства

4.1. Общие нормативные акты, регулирующие делопроизводство
Нормативную базу делопроизводства в современной России составляет совокупность законодательных и корпоративных нормативных актов, регламентирующих вопросы создания, технологию обработки и хранения документации, а также регулирующих работу служб делопроизводства на всех уровнях управления.
Конституция Российской Федерации
Она является главным нормативным документом государства и имеющим наивысшую юридическую силу на всей территории Российской Федерации. В ней зафиксирована система правовых актов, издаваемых высшими государственными органами. Так, в частности, в ст. 90 говорится о том, что Президент РФ издает указы и распоряжения. Статья 105 устанавливает положение о том, что федеральные законы принимает Государственная Дума. В ст. 115 устанавливается право Правительству РФ издавать постановления и распоряжения.

Кроме того, ст. 71 и 72, посвященные разграничению предмета ведения федеральных и региональных органов власти, закрепляют определенные полномочия в законодательной сфере (см. табл.).
Правотворческая компетенция федерального центра и субъектов Российской Федерации




Ведение Российской Федерации (ст. 71)


Совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72)


Принятие и изменение Конституции РФ


Административное законодательство


Принятие и изменение федеральных законов


Административно-процессуальное законодательство


Законодательство о судоустройстве


Трудовое законодательство


Законодательство о прокуратуре


Семейное законодательство


Ведение Российской Федерации (ст. 71)


Совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72)


Уголовное законодательство

Уголовно-процессуальное законодательство


Жилищное законодательство

Земельное законодательство


Уголовно-исполнительное законодательство


Водное законодательство


Гражданское законодательство


Лесное законодательство


Гражданско-процессуальное законодательство


Законодательство о недрах


Гражданско-процессуальное законодательство


Законодательство об окружающей среде


Законодательство об интеллектуальной собственности






Как видим, Конституция РФ довольно основательно регулирует вопросы документального обеспечения.
Законы Российской Федерации
Их довольно много, но остановлюсь лишь на основных из них.

Прежде всего следует упомянуть кодексы, поскольку вопросы документирования нашли отражение практически во всех кодексах Российской Федерации. Попутно замечу, что, хотя кодексы по юридической силе не отличаются от обычных законов, они все же должны быть поставлены на первое место среди всех законов, регулирующих вопросы документирования, по той причине, что они если и регулируют данные вопросы, то, конечно, наиболее принципиальные.

Особенно много статей, посвященных документам, можно найти в Гражданском кодексе, регулирующем гражданские правоотношения и устанавливающем виды и разновидности документов, создаваемых в процессе этих правоотношений. Так, в частности, ГК РФ установил не только правовые основы деятельности юридических лиц, но и ее документирования. Довольно много статей посвящено установлению требований к содержанию устава и учредительного договора, на основании которого действуют юридические лица. В ст. 142-144, 160 содержатся правила оформления ценных бумаг, письменной формы сделки. Большое место в ГК занимают нормы о договорах: их видах, форм и особенностях заключения, изменения и расторжения.

Большой раздел Трудового кодекса (раздел III) посвящен важнейшему документу, устанавливающему трудовые правоотношения, - трудовому договору, требования к которому расписаны детально. В Трудовом кодексе мы находим также определение и рассмотрение коллективного договора (ст. 40-44) и ученического договора (ст. 198-200), а также такой вид документа, как соглашение и его разновидности. В ст. 66 ТК РФ мы обнаруживаем указания и еще об одном важнейшем виде документа - трудовой книжке. В целом значительная часть Трудового кодекса освещает именно процесс документирования трудовых взаимоотношений.

Следует обратить внимание на статьи Уголовного кодекса РФ, имеющие отношение к работе с документами. Наибольшее количество интересующих нас статей касаются охраны и защиты информации. Сюда относится ст. 138 "О нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений", которая предусматривает достаточно строгие наказания. Учитывая повсеместное внедрение в сферу управления новых технологий на базе ЭВМ, 28-я глава Уголовного кодекса РФ целиком посвящена рассмотрению преступлений в сфере компьютерной информации.


В Уголовном кодексе РФ отдельно выделена охрана особо ценных документов. Они рассматриваются наравне с предметами, имеющими историческую, научную, художественную или культурную ценность (ст. 164). В ст. 324 предусмотрено наказание за приобретение или сбыт определенного вида официальных документов. Это документы, предоставляющие право или освобождение от обязанностей (наряду с документами в этой статье рассматриваются и государственные награды).

Служба делопроизводства постоянно имеет дело с бланками документов своей организации, печатями и штампами. Именно в обязанности работников службы документационного обеспечения управления входит их изготовление и хранение. Поэтому каждый сотрудник должен знать и помнить ст. 325 о хищении или повреждении документов, штампов, печатей.

Отдельно Уголовный кодекс РФ оговаривает наказание за подделку или сбыт документов, бланков, печатей.

Достаточно полно в законодательстве проработан вопрос использования изображений Государственного герба и гербов субъектов Российской Федерации на бланках и печатях. Здесь необходимо упомянуть Федеральный конституционный закон "О государственном гербе Российской Федерации", который, дав описание герба, указывает категории организаций, имеющих право помещать изображение герба на бланках.

Характеризуя законы РФ, касающиеся документирования, нельзя обойти стороной и не упомянуть и Федеральный закон "О языках народов Российской Федерации", который формулирует правила использования языков народов Российской Федерации в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и в деятельности государственных органов, организаций, предприятий, учреждений.

Для любой организации, в которую могут обратиться граждане, важен Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Служба делопроизводства должна опираться и на Федеральный закон "О бухгалтерском учете", где указано, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по установленной форме. Вопросы сохранности бухгалтерских документов затрагивает ст. 17 данного закона, где устанавливаются минимальные сроки хранения для бухгалтерских документов.


В современной жизни широко используется электронная форма документов. Очень важный ее аспект: подпись электронного документа регулируется Федеральным законом "Об электронной цифровой подписи". В нем дается определение электронного документа, электронной цифровой подписи и указаны условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи.

Особое внимание уделяется государством вопросам сохранности документов. Как было указано в предыдущей главе, хранение документов - это одна из стадий документирования. Ее, в частности, регулирует Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации", устанавливающий состав Архивного фонда РФ и порядок включения архивных документов в его состав.
Указы Президента Российской Федерации
Правовые акты, принимаемые Президентом РФ, развивают положения, зафиксированные в законах по вопросам документирования применительно к своей компетенции.

Здесь можно назвать Указы Президента РФ "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", а также "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".

Ряд указов Президента РФ регулируют вопросы подготовки, издания, государственной регистрации и введения в действие нормативных правовых актов, издаваемых органами государственного управления. Например, Указы Президента РФ "О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации", "О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации" и "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Значение данных правовых актов для функционирования делопроизводственной системы страны видно из самих названий этих документов.
Постановления Правительства Российской Федерации
Правительство - это исполнительный орган. И понятно, что его нормативные акты принимаются во исполнение законов. Например, постановление Правительства "О первичных учетных документах" устанавливает круг подчиненных ему ведомств, обязанных разрабатывать и утверждать альбомы унифицированных форм первичных учетных документов и их электронных версий.