Файл: Семинар Совершенствование профессиональной деятельности педагога по физической культуре Вопросы для обсуждения Уровни мастерства педагога по физической культуре. Выявление синдрома выгорания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинар 3. Совершенствование профессиональной деятельности педагога по физической культуре
Вопросы для обсуждения:
-
Уровни мастерства педагога по физической культуре. Выявление «синдрома выгорания» в деятельности педагога по физической культуре.
В деятельности тренера можно выделить также пять уровней:
1) Репродуктивный (минимальный). Тренер на примере умеет показать, как выполнять систему упражнений и комбинаций, умеет пересказать то, что знает сам.
2) Адаптивный (низкий). Тренер умеет не только сообщать то, что знает и умеет сам, но и приспособить своё сообщение к возрастным и индивидуальным особенностям подростков.
3) Локалъно-моделирующий (средний). Тренер умеет не только передавать знания и умения, приспосабливая их к особенностям юных спортсменов, но и конструировать (моделировать) систему знаний, умений и навыков по отдельным темам, разделам, заранее учитывая, какие трудности при восприятии нового учебного материала подростки могут встретить, чем они могут быть вызваны, и как их преодолеть, как возбудить интерес и внимание к системе спортивных упражнений.
4) Системно-моделирующий (высокий). Тренер умеет так моделировать систему деятельности юных спортсменов, чтобы сформировать у них систему знаний, умений и навыков в области избранного вида спорта.
5) Системно-моделирующий (высший). Формирование у юных спортсменов не только конкретных спортивных умений, но и положительное отношение к труду, окружающим людям.
Критерии педагогического мастерства. Тренер может выполнять свои функции в педагогической системе, только обладая профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также определёнными свойствами личности. Важным условием эффективности деятельности тренера является умение творчески определять целевые установки занятий в соответствии с программой обучения к конкретному виду спорта.
Предпосылки повышения эффективности деятельности тренера делятся на личностные (базовые) и ситуативные.
К личностным относятся: положительные черты направленности личности тренера (устойчивый интерес к занятиям юными спортсменами, чувство ответственности за работу). Благоприятные особенности характера (такие черты, как доброжелательность, настойчивость, тактичность, справедливость, выдержка, внимательность, решительность, находчивость); педагогические и организаторские способности. Сформированные личностные предпосылки помогают тренеру проявлять устойчивость в практическом осуществлении целей деятельности, сохранять постоянство стиля работы.
К ситуативным предпосылкам относятся: ясное понимание текущих задач своей деятельности и деятельности юных спортсменов. Формирование предпосылок повышения эффективности деятельности тренера зависит от того, на сколько хорошо владеет тренер конкретным видом спорта, от его эрудиции, культуры и уровня педагогического мастерства и физической подготовленности.
-
Выявление «синдрома выгорания» в тренерской деятельности.
Интерес к синдрому «психического выгорания» в профессиональной деятельности педагогов, тренеров, менеджеров возник в зарубежной психологии в 1970-е гг., и по настоящее время эта проблема широко изучается в контексте влияния профессиональных стрессов на личность специалистов.
Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром «психического выгорания» (burnout) обозначается рядом авторов понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа работы по одной и той же специальности.
Синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, в том числе для всех категорий спортивных руководителей, менеджеров команд, старших тренеров, выполняющих функции управления персоналом спортивных сооружений и организаций. Исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе отношений «человек-человек», как, например, отношения между тренером и квалифицированными спортсменами, между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтных ситуациях или при неблагоприятном «психологическом климате» в трудовом коллективе.
Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены негативной эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, как это часто бывает у тренеров в длительных и ответственных спортивных турнирах и соревнованиях их команд и учеников с неопределенностью на конечный успех, но с высокими притязаниями на него. Вероятность появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной эмоционально-психологической природы. Соответствующим образом «выгорание» соотносится и с количеством, и с качеством межличностных контактов, которые профессионал имел со своими подчиненными, клиентами, подопечными и т. д.
Психологические модели «выгорания». В настоящее время хорошо известны три модели «психического выгорания» и соответствующие им методы его оценки.
1) Одномерная модель. Согласно первой модели, «выгорание» - это состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Данная трактовка близка пониманию «выгорания» как синдрома «хронической усталости». Приверженцы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» какими-либо определенными профессиональными группами.
-
Двухмерная модель. Вторая модель рассматривает «выгорание» как «двухмерный конструкт», состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации. Последняя проявляется в изменении отношений либо к себе, либо к другим (воспитанникам, подчиненным, пациентам, коллегам). -
Трехкомпонентная модель. Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» американских исследователей К. Маслач и С. Джексон. В соответствии с данной моделью «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается при этом как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая – деперсонализация – проявляется в деформации отношений с другими людьми в избегании «лишних» контактов и компаний, в повышенной зависимости от вышестоящих и отдельных лиц, в обостренном негативизме, критичности, прагматичности и цинизме в отношениях к людям, в отказе от прежней дружбы и сокращении круга общения. Третий компонент «выгорания» - редукция личных достижений может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию самого себя, своих профессиональных достижений и успехов, в негативизме и пессимистичности относительно своих служебных достоинств и возможностей дальнейшего профессионального роста, либо в редуцировании собственного достоинства, в ограничении своих возможностей и обязанностей по отношению к другим.
-
«Карта личности» педагога по физической культуре. Стили деятельности педагога по физической культуре. Имидж педагога по физической культуре.
зическая культура является одним из главных факторов развития здоровой личности. Физическая деятельность отвечает не только за здоровье человека, но она является еще и действенным способом профилактики девиантного поведения молодых людей, потому что упорная физическая деятельность,
обращенная на спортивные результаты, имеет значительное место в мотивации подростков. Невзирая на повсеместное принятие и понимание ценностей физической культуры для человека, её воспитательные возможности не осуществлены как следует в учебном процессе в общеобразовательных организациях [1, с.15]. По большей части это связано с личностью учителя физкультуры, с его квалификацией и подготовленностью, в одном случае, а в другом случае, это связано с определенным образом учителя в общественном сознании, со всеми стереотипами в его сторону и в сторону самого урока физической культуры. К несчастью, социальный статус самой профессии учителя физкультуры занимает низкое положение, что, разумеется, выражается и на отношении учащихся и их родственников к данной дисциплине [3, с.37]. Результативность физического воспитания молодых людей по большей части формируется не только мастерством педагога, но и вера людей в то, что он может выполнить такую трудную и важную задачу. Данная вера, а точнее доверие людей определяется на основе общественного мнения о профессии и её сотрудниках, то есть на базе сформировавшегося имиджа. Имидж педагога физкультуры это образ, который формируется в обществе во время коммуникаций с лицами причастными к сфере образования, это сами учащиеся, их родители и родственники, другие педагоги, руководящие структуры. На создание положительного имиджа учителя физической культуры оказывают влияние многие компоненты: профессионализм, физическая форма, увлеченность своей работой, способность устроить процесс обучения, способность к воспитанию у учащихся личностных и физических качества, умение грамотно проводить среди подростков профилактику вредных привычек и девиантного поведения. Негативный же имидж формирует невозможность воплотить в жизнь все вышеперечисленные факторы, при этом негативный имидж учителя формирует такой же имидж и к самой физической культуре [2, с.25]. В связи с этим, положительный имидж учителя физкультуры это залог его успеха в образовательной сфере. Имидж должен создаваться целенаправленно самим педагогом либо прибегнув к помощи другого специалиста. Как только учитель физкультуры начинает формировать положительный имидж, изменяется и его собственное отношение к своей профессии и задачам, главная из которых это становление личностей. Учитель, чья деятельность полностью направлена на развитие здоровой и полноценной личности, передает такое свое отношение и к самому уроку физической культуры, формируя у обучающихся положительный образ как к педагогу, так и к профессии. Безразличное отношение учителя к своей дисциплине, подчеркивание её как профессию с низким социальным статусом не содействует положительному её образу в глазах учеников, и соответственно не настраивает учащихся на хорошее усвоение материала урока, не заинтересовывает их и физическое развитие и возможный результат [4, с.163]. Всё это лишь очерняет имидж учителя и профессии. Исследователи, которые провели анкетирования среди учащихся, коллег, родителей,
выделили следующие критерии, способствующие формированию положительного имиджа учителя физической культуры [6, c.127]: — компетентность и профессионализм; — внешний облик учителя физкультуры (чистый и опрятный спортивный костюм и обувь, физически развитым, подтянутым); — учитель физкультуры не должен иметь вредных привычек, а должен вести здоровый образ жизни; — способность организовывать дисциплину на уроке физической культуры, иметь организаторские и управленческие способности; — объективность поставленных оценок; — уважение личности ребенка; — способствовать спортивным достижениям учащихся. Полученные данные говорят нам о том, что коллегам, родителям, а главное учащимся вовсе не безразлично, какой учитель и как проводит занятия физической культуры. Важны как внешние, так и внутренние компоненты образа педагога, чтобы сформировался позитивный имидж. Получился довольно высокий уровень требований к учителю, к которому и должен стремиться каждый профессионал своего дела. Из этого следует, что к формированию имиджа необходимо подойти целенаправленно. При этом само формирование имиджа должно проходить последовательно [6, c. 154]: Представить идеального педагога по физической культуре, его профессиональные качества, которыми он должен обладать. Определить главные цели и задачи, которые необходимо решить на уроках физкультуры. Определить навыки и умения учителя, в которых он не в полной мере компетентен, это могут быть проблемы с общением с учащимися, специфика поведения, организаторские способности и т. д. Также необходимо создать программу, нацеленную на развитие профессиональных ценностей, что поможет и педагогу по иному взглянуть на важность своей дисциплины, и воплотить ожидания общественности к педагогу физической культуры и к профессии. Учитель физической культуры должен привлечь учащихся в работу по популяризации здорового образа жизни, проводя различные спортивные мероприятия, соревнования, классные часы, физкультминутки, организовывая секции, а также большое внимание уделять трудным подросткам, проводить для них индивидуальные занятия и беседы, вовлекать их в общественную жизнь образовательного учреждения [5, c.81]. Сформировать положительный имидж об учителе физической культуры и самой профессии в общественном сознании. Для этого необходимо донести до масс информацию, которая составляет положительный образ, это происходит как через передачу информации «из уст в уста», так и через средства массовой информации. В связи с этим, необходимо отражать работу учителей физической культуры и спортивные достижения учащихся в СМИ, тем самым пропагандируя здоровый образ жизни, полезность занятии физической культурой и улучшая имидж учителя и профессии. Таким образом, мы можем сделать вывод, что имидж педагога физической культуры — это общественное мнение о нем и о его профессии, сформировавшееся благодаря информации, которая была получена или из СМИ или от других людей. Имидж необходимо создавать еще в период профессиональной подготовки в учебных заведениях будущих педагогов физкультуры. Здесь, главное место занимают преподаватели физической культуры, которые влияют на отношение будущего учителя к своей работе, и дают качественное образование. Верное применение методов по формированию имиджа учителя физической культуры помогает создать в сознании масс положительной отношение к самой физической культуре как к важному и очень ценному элементу в воспитании молодых людей