Файл: Удк медетканов Ж. Т., Торобеков Б. Т.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК

Медетканов Ж. Т., Торобеков Б.Т

И.Раззаков атындагы КМТУ, Бишкек, Кыргыз Республикасы

КГТУим. И. Раззакова, Бишкек, Кыргызская Республика
Medetkanov Zh.T., Torobekov B.T.

Kyrgyz State Technical University n. a. I. Razzakov

Bishkek, Kyrgyz Republic

e-mail: jumabek.ru.00@gmail.com becjan2003@mail.ru
название на кыргызском
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ НА ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТАХ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
IMPROVING THE QUALITY OF PASSENGER SERVICE AT STOP POINTS OF URBAN PUBLIC TRANSPORT
Аннотация на кырг...

Түйүндүү сөздөр:

На долю городского пассажирского транспорта приходится основной объем перевозок, и для их выполнения привлекается значительный парк транспортных средств. Он влияет на процессы расселения, формирование и застройку микрорайонов. Элементы городского пассажирского транспорта и их системные связи обеспечивают перевозки пассажиров в условиях конкретного города и тесно связаны с его характеристиками, к которым относятся: функциональная, зонирования, взаиморазмещение центров массового тяготения населения, планировочная и территориальная.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, остановочные пункты общественного транспорта, автобус, пропускная способность.
The share of urban passenger transport accounts for the bulk of traffic, and a significant fleet of vehicles is involved in their implementation. It affects the processes of resettlement, the formation and development of microdistricts. Elements of urban passenger transport and their system connections provide transportation of passengers in the conditions of a particular city and are closely related to its characteristics, which include: functional, zoning, mutual placement of centers of mass gravity of the population, planning and territorial.

Key words: urban passenger transport, public transport stopping points, bus, capacity.
Остановочные пункты общественного транспорта - системный элемент планировочной структуры города транспортно-общественного назначения, в котором осуществляется пересадка пассажиров между различными видами городского пассажирского и внешнего транспорта или между различными линиями одного вида транспорта, а также попутное обслуживание пассажиров объектами социальной инфраструктуры.

Транспортная классификация пересадочных пунктов осуществляется по трем основаниям:

- виды пересадок, реализуемые в системе;

- роль транспортно-пересадочных узлов в системе транспортной инфраструктуры города или региона;

- суммарная величина пассажирообмена в транспортно-пересадочных узлах.


Все возможные виды пересадок можно подразделить на два основных типа:

- пересадки внутри одной (конкретной) системы пассажирского транспорта;

- межсистемные пересадки.

Удобства, предоставляемые на остановочных пунктах, а также на транспортных средствах, помогают сделать перевозку более комфортней:

- скамейки, чтобы пассажиры могли сидеть во время ожидания;

- укрытия для защиты от ветра, дождя, снега и солнца;

- информационные вывески, определяющие маршруты, их пункты назначения и расписание движения;

- мусорные контейнеры;

- телефоны, чтобы пассажиры могли совершать личные звонки во время ожидания или экстренные вызовы при необходимости;

- торговые автоматы (газетные киоски, цветочные киоски, продуктовые тележки, продажа билетов). [2]

Остановочный пункт – место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств. Остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров [1].

Технические средства организации движения ГПТ предназначены для обеспечения безопасной и бесперебойной работы маршрутного транспорта.

Как правило, общие для организации движения транспорта технические средства (знаки, светофоры, разметка) должны учитывать наличие ГПТ и проектироваться с учетом необходимости обеспечения приоритета его движению. [5]

Автобусные остановки, описанные ниже, содержат одну или несколько зон посадки/высадки пассажиров. Самой распространенной формой остановочных пунктов является линейная автобусная остановки вдоль улицы. В этом случае посадочные зоны либо могут быть предоставлены в полосе движения (т. е. на линии), так что следующие автобусы не могут подойти к линии посадки/высадки пассажиров; или они могут быть выезжающими из полосы движения (т. е. вне линии движения), так что следующие автобусы могут пройти. На рисунке 1. показаны эти два типа остановочных пунктов.




Рисунок 1 – Два типа остановочных пунктов (на линии и в не линии)

Зоны посадки/высадки на автобусных остановочных пунктах могут быть линейными или принимать другие формы:

- угловые остановки - они ограничены одним автобусом на один остановочный пункт и требуют, чтобы автобусы отъезжали.



- остановки по середине проезжей части - они также возможны и могут вместить несколько транспортных средств.

- Неглубокие, не линейные остановки популярны в городских перевозочных центрах, потому что они позволяют независимо передвигаться туда и обратно на каждой остановке.

Р исунок 2 и рисунок 3 показывают общую зону загрузки автобуса, конфигурации.

Рисунок 2 – Схема зон посадки/высадки пассажиров (Линейные

остановки, не линейные остановки, угловые остановки (карман), остановки по середине проезжей части)



Рисунок 3 – Зоны посадки/высадки пассажиров (Линейные остановки, нелинейные остановки, угловые остановки (карман), остановки по середине проезжей части)

Линейные остановки не так эффективны, как другие типы, и обычно используются, когда автобусы занимают место только на короткое время (например, на уличной автобусной остановке). Не линейные остановки позволяют независимому движению автобусов на остановке и обычно используется на автобусных пересадочных центрах. [4]

Угловые остановки (карманы), которые требуют, чтобы автобусы отъезжали, обычно они используются, когда автобус занимает остановку в течение длительного времени (например, междугородний автовокзал). Терминал посередине проезжей части позволяют расположить автобусные остановки компактно.

Основными элементами, определяющими емкость зоны посадки/высадки, являются время простоя, время прибытия и убытия. Влияние непостоянство автобусов на время простоя на остановочном пункте определяется коэффициентом вариации времени простоя, что представляет собой стандартное отклонение наблюдений времени пребывания, деленное на среднее время пребывания.

Как только автобус закрывает свои двери и готовится отъехать от остановки, наступает период, известное как время зазора, в течение которого зона посадки не доступна для использования следующим автобусом. Часть этого времени является фиксированной, состоящей из времени для запуска автобуса и отъезда всей собственной длины, освобождая остановку. Для линейных остановок это единственный компонент системы времени оформления документов. Однако для автономных остановок существует еще один компонент зазора времени: время, необходимое для подходящего промежутка в движении, чтобы автобус мог снова войти в движение потока и ускориться. Эта задержка повторного входа варьируется в зависимости от объема трафика на дорогах. Задержка также зависит от плотного движения - обусловлена светофорами.


Уличные автобусные остановки обычно расположены на обочине в одном из трех мест:

- ближняя сторона, когда автобус останавливается непосредственно перед перекрестком;

- дальняя сторона, когда автобус останавливается непосредственно перед перекрестком, останавливается сразу после пересечения;

- средний блок, когда автобус останавливается в центре города, в середине квартала, между перекрестками.

При определенных обстоятельствах, например, когда автобусы имеют общую остановку с трамваями, идущими в центре улицы или, когда они являются эксклюзивными автобусными полосами расположенные в центре улицы, автобусная остановка может быть расположена на посадочной площадке - остров внутри улицы, а не на обочине. При посадке используются островки.

На рисунке 4 показаны типичные места расположения автобусных остановок на улице.

Рисунок 4 - места расположения автобусных остановок на улице (остановка перед перекрестком, после перекрестка, остановка в середине квартала)

Расположение автобусной остановки сильно влияет на пропускную способность, в том случае, когда пассажирским транспортным средствам разрешается осуществлять правые повороты с крайней автобусной полосы. Остановки, расположенные чуть дальше, оказывают меньшее влияние на пропускную способность (когда автобусы могут использовать соседнюю полосу движения, для того, чтобы избежать очереди на правый поворот), а затем средний блок останавливается, а ближний не останавливается.

Ключевыми факторами, влияющими на количество посадочных площадок, необходимых на автобусной остановке, являются:

- объемы автобусов - количество автобусов, запланированных для использования автобусной остановки в течение часа непосредственно влияет на количество автобусов, которые могут понадобиться для использования остановки. Так как автобусы будут стоять в очереди за остановкой, уменьшая ее пропускную способность. Это увеличивает время движения пассажиров и снижает надежность работы в режиме реального времени, что отрицательно сказывается на качестве обслуживания.

- вероятность образования очереди, частота отказов - вероятность того, что очереди из автобусов будут формироваться на автобусной остановке, это конструктивный фактор, который следует учитывать при калибровке автобусной остановки.


- конструкция зоны погрузки, за исключением линейной модели, область загрузки конструкции - такие как угловые остановки и проходные - эффективны на 100 процентов: автобусная остановка вместимость транспортного средства равна количеству погрузочных площадок, умноженному на вместимость каждого транспортного средства зоны погрузки, так как автобусы могут маневрировать в зонах погрузки и из них независимо от других автобусов; линейные зоны нагрузки, с другой стороны, уменьшают в эффективность по мере увеличения количества зон погрузки возрастает, поскольку маловероятно, что погрузочные площадки будут использоваться одинаково; автобусы въезжающие или не выезжающие также из линейной зоны погрузки могут быть заблокированы и задержаны автобусами, остановленными в соседних зонах погрузки.

- синхронизация сигнала светофора, количество времени зеленого сигнала, предоставленного на улице, по которой автобусы работают на влияние на максимального количество автобусов, которые потенциально могут прибыть в течение часа; количество времени красного сигнала влияет на количество дополнительного времени, автобус занимает остановку после завершения движения пассажиров.

Для определения пропускной способности полосы движения автобуса - это полоса движения на проезжей части, по которой проезжают автобусы. Автобусная полоса может использоваться исключительно автобусами или совместно с другими транспортными средствами. Пропускная способность транспортного средства на полосе движения автобуса зависит от пропускной способности остановки, расположенной вдоль полосы движения, как правило, это остановка с наибольшим количеством пассажиров. Однако критическая остановка также может иметь недостаточное количество зон погрузки. [3]

Пропускная способность автобусной полосы движения также зависит от следующих факторов:

- тип полосы движения автобуса. Процедуры определения вместимости транспортных средств определяют три типа автобусных полос движения. Полосы движения автобусов типа 1 не используют соседнюю полосу движения; полосы движения автобусов типа 2 используются частично соседней полосы движения, которая является общей с другими транспортными потоками; а также полосы движения автобусов типа 3 предусматривают эксклюзивное использование двух полос движения автобусами. Бордюрная полоса типа 1 и 2 полос может быть или не быть разделенным с другим трафиком.