Файл: Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Музыкально-педагогический факультет

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

По дисциплине: « Социальная педагогика».

На тему: «Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей».

Выполнил: студент очного отделения,

МПФ, группы 251 ППО: Е. И. Чумак

Научный руководитель: доктор

педагогических наук, профессор:

Р. А. Литвак

Рецензент: кандидат педагогических

наук: А. В. Пономарева

Срок сдачи_____________________

Подпись руководителя___________

Подпись зав.кафедры____________ Курсовая работа защищена

«___»____________2013г.

Оценка_____________

Челябинск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………....3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕЙ……………………………………………..6

1.1. Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье ………………………………….6

    1. Трудности воспитания детей из неполных семей ………………...9

1.3. Особенности работы социального педагога с неполной семьей………………………………………………………………....14

Выводы по первой главе……………………………………………..22

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕЙ …..23

2.1. Цель и задачи опытно-поисковой работы с неполной семьей на примере программы «Семейное счастье» …………………………………….23

2.2. Реализация методов и форм работы социального педагога с неполной семьей на примере программы «Семейное счастье»………………25

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы……………..31

Выводы по второй главе……………………………………………..37

Заключение
…………………………………………………………38

Список используемой литературы………………………………40

Введение

социального работника с неполной семьей заключается в следующем: Один из признаков нашего времени – появление большого числа детей, растущих без отца. В современном обществе неполная материнская семья уже давно перестала считаться феноменом, чем-то отличающимся от нормы. Однако в настоящее время очень остро стоит вопрос и проблема неполной семьи: как вырастить из ребёнка духовно-богатую и творчески-активную личность, затрачивая при этом усилия одного родителя.

По данным Росстат 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек. Согласно докладу «Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность», в 94 процентах случаев неполные семьи - без отца. Возможно отсутствие обоих родителей, проживание детей с дедушками и бабушками. Довольно распространен и такой тип семьи, как супружеская пара старшего поколения, вместе с которой проживает дочь (вдова, разведенная, одинокая мать с детьми).

Основополагающим значением для нашего исследования имеют работы известных как российских, так и зарубежных учёных: Ю. П. Азаров, А. Г. Волков, Матейчек З. , Э. Г. Эйдемиллер. Авторы статей в журналах не раз поднимали данную проблему: И. Дементьева, Н. Дружинина, Б. Нусхаева Также современные педагоги выпускают книги, посвящённые воспитанию детей в неполной материнской семье. Наиболее широкое распространение в современном обществе получили труды таких деятелей как М. Г. Коляда,

Л. В. Ковинько и многие другие.

В теории и практике работы социального педагога с неполной семьей сложилась ситуация, которая характеризуется противоречиями: между необходимостью научного обоснования методов и форм работы социального педагога с неполной семьей, сложившимися традициями и недостаточным содержательно-методического обеспечения решения данной проблемы.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы методы и формы работы социального педагога с неполной семьей?

На основании анализа актуальности, противоречия и проблемы исследования сформулирована тема: «Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей».

Цель исследования – проанализировать методы и формы работы социального педагога с неполной семьёй.

Объект исследования – неполная семья.

Предмет исследования

– методологическое обеспечение деятельности социального педагога в работе с неполной семьёй.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что успешность применения методов и форм работы социального педагога с неполной семьей наиболее возможна, если формировать отношения всех членов неполной семьи с учетом влияния таких социально-психологических факторов, как эмоционально-личностной, психологической совместимости родителя и ребенка, трансформации отношений между родителями и ребенком, смены ролей в неполной семье, психологической готовности родителей к воспитанию ребенка.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье;

  2. Проанализировать трудности воспитания детей в неполных семьях;

  3. Разобрать и проанализировать особенности работы социального педагога с неполной семьей;

Методы исследования – анализ научной литературы, анализ и обобщение полученного из научной литературы материала, теоретический анализ, изучение нормативно правовой базы, обобщение.

Работа состоит из нормативно-правовых документов, изученных и проанализированных учебников, методических пособий, научной литературы, материалов периодической печати.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕММЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕЙ

    1. Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье

Проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель – помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке [6].


Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными.

В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи)[21].

Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.

Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.

Огромное значение в обеспечении жизнедеятельности неполных семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

Государственная семейная политика – это целенаправленная деятельность государства, ориентированная на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие, создание необходимых условий для ее функционирования. Цель семейной политики по Указу Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи [21].

В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 г., ФЗ № 223, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполных семей: установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств членов семьи.

Согласно Указу члены неполных семей пользуются определенными льготами. В дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей. Детям одиноких матерей выдаются бесплатные или по специальной цене путевки в летние оздоровительные лагеря для школьников. Одной из форм государственной помощи неполным семьям являются бесплатные выдачи нуждающимся детского питания [15].

Важное значение в оказании комплексной помощи неполной семье для решения разного рода проблем имеют учреждения социального обслуживания. Развитая система учреждений социального обслуживания позволяет решить часть проблем неполных семей путем предоставления психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и других услуг.


Деятельность социальных служб регламентируется Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г. [21].

Из всех видов учреждений социального обслуживания основным механизмом регулирования семейно-брачных отношений являются Центры помощи семьи и детям. Основными задачами являются профилактика семейно-брачных отношений, предотвращение разводов, помощь в воспитании детей и др. Чаще всего за помощью обращаются женщины, имеющие самые разнообразные проблемы в отношениях с супругом или с детьми, а также матери-одиночки. Деятельность таких социальных служб является важным инструментом профилактики внутрисемейных конфликтов, образования неполных семей, способствует стабилизации внутрисемейных отношений, существованию успешной семьи, а также позволяет решить разнообразные проблемы неполных семей.

Экстренную социальную поддержку членам неполной семьи оказывают социальные приюты, в которых предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в первую очередь для женщин и детей. Социальные учреждения такого типа проводят не только медицинскую, но и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, а также оказывают помощь в последующем жизнеустройстве [16].

В последние годы в нашей стране стали создаваться Центры планирования семьи как самостоятельные учреждения или на базе действующих лечебно-профилактических учреждений. Важное значение в расширении сети служб планирования семьи, безусловно, имело принятие федеральной целевой программы «Планирование семьи». Основными направлениями данной программы являются: организация служб планирования семьи; обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения посредством создания теле- и радиопрограмм по проблемам семьи, издания специальной литературы для различных групп населения; закупка и разработка средств контрацепции. Проведение этих мероприятий, безусловно, способствует профилактике возникновения неполных семей и роста численности внебрачной рождаемости.

Итак, профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, и в то же время на предотвращение возможных проблем. Так, в целях профилактики внутрисемейных конфликтов, а значит, возникновения неполных семей, рождения внебрачных детей, роста числа матерей-одиночек необходимо расширить систему подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни, развивать систему социально-психологических служб помощи семье, систему служб подготовки к семейной жизни [15].