Файл: Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
членов неполных семей в общественной жизни, на улучшение психологического здоровья детей и взрослых, на повышение уровня профессиональных знаний и культуры членов неполной семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Огромная роль в воспитании ребёнка отводится семье. Именно поэтому социальный педагог должен обращать особое внимание на детей из неполных семей, так как эти дети в большинстве случаях имеют определённые социальные заболевания. Но это не аксиома. Бывают проблемные дети и в полных семьях, также как и нормальные дети в неполных семьях. Всё это индивидуально и задача социального педагога - определить детей из неполных семей, нуждающихся в социальной коррекции.
Семья - это социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Семья рассматривается как малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью. И не полная семья не в состоянии дать её членам всё то, что должна давать.
Каждый социальный педагог может самостоятельно вырабатывать такие методики, выделяя лучший опыт других педагогов. В курсовой работе были рассмотрены некоторые методы и приёмы организации работы социального педагога с неполной семьёй. Но главное, на что необходимо обратить внимание - это необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку из неполной семьи, который нуждается в социальной помощи. Нельзя выработать одну методику и с её помощью осуществлять социальную работу со всеми детьми из неполных семей, так как каждая неполная семья имеет свои особенности, обусловленные рядом факторов, таких как наличие бабушек и дедушек, пол родителя, доходы семьи, уровень культурного развития членов семьи и многие другие.
Правильная организация работы с детьми из неполных семей, позволяет на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и прийти в итоге к правильной социальной адаптации ребёнка.
И, все таки, неполные семьи – это девиация, отклонение от нормы. В таких семьях нарушается процесс воспитания и социализации детей, уменьшается уровень рождаемости из-за материальных трудностей, которые испытывают эти семьи.
Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями.
В данной работе нами была проанализирована программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье". Данная программа направлена на повышение уровня социальной защищенности неполных семей, на профилактику асоциального поведения детей в неполных семьях, на формирование потребности активного участия членов неполных семей в общественной жизни, на улучшение психологического здоровья детей и взрослых, на повышение уровня профессиональных знаний и культуры членов неполной семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л. С. Инновационные технологии социальной работы с неполными семьями [Текст] / Л.С. Алексеева, С.А. Белова, И.А. Савченко и др. М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Гос. науч.- исслед. ин-т семьи и воспитания. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. – С. 125.
2. Александрова, О. Н. Психология социальной работы / О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др.; Под общ. ред. М. А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – С. 352.
3. Андрюшина, О. Большое счастье в маленькой семье [Текст] : с ребенком, но без мужа / О. Андрюшина. - М. : АСТ ; СПб : Астрель-СПб, 2005. – С. 252.
4. Арефьева, А. Г. Социально-педагогические и психологические аспекты воспитания в неполных семьях [Текст] / А. Г. Арефьева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сб. материалов XVII Междунар. науч.-практ. конф./ Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. - С. 280-287.
5. Анцута, А. Н. Психолого-педагогические условия формирования готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей [Текст] / А.Н. Анцута // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. - Калининград, 2002. - С. 77-81.
6. Викторов, О. Н. Неполная семья и воспитание [Текст]: [По данным исслед. особенностей воспитат. ситуации и позиции родителей в процессе взаимодействия с учителями, провед. в ряде сред. шк. г. Чебоксар и Новочебоксарска] / О.Н. Викторов, Я.Г. Николаева // Семья в России. - 2002. - С. 31-37.
7. Долгова, Е. Ю. Психологическая адаптация детей после развода родителей [Текст] / Е. Ю. Долгова // Психология - XXI век. Проблемы современной семьи: психологические аспекты / Федер. агентство по образованию, Воронежский гос. ун-т. - Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2009. - Вып. 3. - С. 42-45.
8. Добрынина, Е. М. Золотая середина. Социологи нарисовали обобщенный и подробный портрет российского среднего класса / Е. М. Добрынина. Российская газета. – 2007. – С. 245.
9. Дружникова, Н. Педагогическая поддержка подростков из неполных семей [Текст] : [по материалам школ. обследований] / Н. Дружникова // Социальная педагогика : деловой журн. для соц. работников и педагогов. - 2007. - N 1. - C. 45-50.
10. Зубкова, Т. С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. – М., 2003.
11. Зубкова, Т. С. , Тимошина, Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В.Тимошина. – М.: «Академия», 2003. – С. 224.
12. Иванова, Н. П. Неполная семья: особенности социализации детей [Текст] / Н. П. Иванова // Социальная педагогика : практ. журн. для соц. работников и педагогов. - 2011. - № 6. - C. 115-121
13. Иванченко, В. А. Внешние и внутренние детерминанты процесса социализации подростков из неполных семей [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук : 2005 / В. А. Иванченко. - Ярославль, 2012. – С. 22.
14. Карелина, А. А. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – С. 248.
15. Калина, О. Г. Психологические последствия недостаточной представленности эмоционально-позитивной мужской функции в семье и в образовательном пространстве [Текст] / О. Г. Калина // Психологическая наука и Образование : журнал. - 2008. - № 4. - C. 82-90.
16. Коренькова, Т. В. Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Коренькова (Бахуташвили) . - Ставрополь, 2004. – С. 20.
17. Костенко, М. А. Организация социальной работы с неполной отцовской семьей [Текст] : метод. рекомендации /; М. А. Костенко, Н. С. Жабина. - Барнаул : Б.и., 2000. – С. 54.
18. Неделина, Е. В. Формирование личности ребенка в неполной семье [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Неделина; Липец. гос. пед. ун-т. - Липецк, 2002. – С. 22.
19. Немировский, К. Е. Мама... и я - неполная семья [Текст] : (соц.-экон., мед. и психол.-пед. аспекты влияния неполной семьи на развитие ребенка) / К. Е. Немировский // Психолог в детском саду : ежекв. науч.-практ. журн. - М. ; Обнинск : Исслед. группа " Соц. науки " , 2006. - № 4. - C. 46-58.
20. Николаева, Я. Г. Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье [Текст] : (на материале Чуваш. Респ.): автореф. дис. ... канд. пед. наук : (13.00.01) / Я.Г. Николаева. - Чебоксары, 2003. – С. 26.
21. О поддержке неполных семей [Текст] : Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ.
22. Петрова, Т. И. Особенности социально-педагогического взаимодействия учителя с неполной семьей школьника [Текст] / Т.И. Петрова // Теоретические и прикладные аспекты педагогического образования : Сб. науч. ст. / Краснояр. гос. ун-т, Лесосиб. пед. ин-т. - Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2003. - С. 113-121.
23. Пронин, М. В. Современная семья и делинквентное поведение детей [Текст] / М. В. Пронин // Психология - XXI век. Проблемы современной семьи: психологические аспекты / Федер. агентство по образованию, Воронежский гос. ун-т. - Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2009. - Вып. 3. - С. 62-66.
24. Прокудин, И. А. Анализ мотивации достижения старшеклассников из полных и неполных семей [Текст] / И. А. Прокудин // Психология - XXI век. Проблемы современной семьи: психологические аспекты / Федер. агентство по образованию, Воронежский гос. ун-т. - Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2009. - Вып. 3. - С. 59-62.
25. Пинегина, Н. М. Связь уровня рефлексивности и эмпатичности у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях [Текст] : [по данным исслед.] / Н. М. Пинегина, Ю. А. Пинегина // Психология - XXI век. Проблемы современной семьи: психологические аспекты / Федер. агентство по образованию, Воронежский гос. ун-т. - Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2009. - Вып. 3. - С. 48-57.
26. Рашитова, Л. К. Об основных формах помощи членам неполных семей / Л.К. Рашитова, 2007. – С. 35.
27. Смирнова, Е. О. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье [Текст] : (На материале дет. рисунков) / Е. О. Смирнова, В. С. Собкин, О. Э. Асадулина и др. // Вопр. психологии. - 1999. - С. 18-28.
28. Смирнова, Е. О. Ребенок в неполной семье: половые различия в эмоциональном благополучии [Текст] : (На материалах анализа дет. рисунков) / Е. О. Смирнова, В. С. Собкин, О. Э. Асадулина и др. // Шк. здоровья. - 1999. - С. 81-89.
29. Сохранная, Н. А. Работа с неполными семьями [Текст] / авт.-сост. Н. А. Сохранная. - Минск : Красико-принт, 2006. – С. 175.
30. Харчев, А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа/ Социологические исследования №3, 1986
31. Холостова, Е. И. Социальная работа. - М.: Финансы и статистика, 2004. – С.122.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Огромная роль в воспитании ребёнка отводится семье. Именно поэтому социальный педагог должен обращать особое внимание на детей из неполных семей, так как эти дети в большинстве случаях имеют определённые социальные заболевания. Но это не аксиома. Бывают проблемные дети и в полных семьях, также как и нормальные дети в неполных семьях. Всё это индивидуально и задача социального педагога - определить детей из неполных семей, нуждающихся в социальной коррекции.
Семья - это социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Семья рассматривается как малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью. И не полная семья не в состоянии дать её членам всё то, что должна давать.
Каждый социальный педагог может самостоятельно вырабатывать такие методики, выделяя лучший опыт других педагогов. В курсовой работе были рассмотрены некоторые методы и приёмы организации работы социального педагога с неполной семьёй. Но главное, на что необходимо обратить внимание - это необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку из неполной семьи, который нуждается в социальной помощи. Нельзя выработать одну методику и с её помощью осуществлять социальную работу со всеми детьми из неполных семей, так как каждая неполная семья имеет свои особенности, обусловленные рядом факторов, таких как наличие бабушек и дедушек, пол родителя, доходы семьи, уровень культурного развития членов семьи и многие другие.
Правильная организация работы с детьми из неполных семей, позволяет на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и прийти в итоге к правильной социальной адаптации ребёнка.
И, все таки, неполные семьи – это девиация, отклонение от нормы. В таких семьях нарушается процесс воспитания и социализации детей, уменьшается уровень рождаемости из-за материальных трудностей, которые испытывают эти семьи.
Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями.
В данной работе нами была проанализирована программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье". Данная программа направлена на повышение уровня социальной защищенности неполных семей, на профилактику асоциального поведения детей в неполных семьях, на формирование потребности активного участия членов неполных семей в общественной жизни, на улучшение психологического здоровья детей и взрослых, на повышение уровня профессиональных знаний и культуры членов неполной семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л. С. Инновационные технологии социальной работы с неполными семьями [Текст] / Л.С. Алексеева, С.А. Белова, И.А. Савченко и др. М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Гос. науч.- исслед. ин-т семьи и воспитания. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. – С. 125.
2. Александрова, О. Н. Психология социальной работы / О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др.; Под общ. ред. М. А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – С. 352.
3. Андрюшина, О. Большое счастье в маленькой семье [Текст] : с ребенком, но без мужа / О. Андрюшина. - М. : АСТ ; СПб : Астрель-СПб, 2005. – С. 252.
4. Арефьева, А. Г. Социально-педагогические и психологические аспекты воспитания в неполных семьях [Текст] / А. Г. Арефьева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сб. материалов XVII Междунар. науч.-практ. конф./ Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. - С. 280-287.
5. Анцута, А. Н. Психолого-педагогические условия формирования готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей [Текст] / А.Н. Анцута // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. - Калининград, 2002. - С. 77-81.
6. Викторов, О. Н. Неполная семья и воспитание [Текст]: [По данным исслед. особенностей воспитат. ситуации и позиции родителей в процессе взаимодействия с учителями, провед. в ряде сред. шк. г. Чебоксар и Новочебоксарска] / О.Н. Викторов, Я.Г. Николаева // Семья в России. - 2002. - С. 31-37.
7. Долгова, Е. Ю. Психологическая адаптация детей после развода родителей [Текст] / Е. Ю. Долгова // Психология - XXI век. Проблемы современной семьи: психологические аспекты / Федер. агентство по образованию, Воронежский гос. ун-т. - Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2009. - Вып. 3. - С. 42-45.
8. Добрынина, Е. М. Золотая середина. Социологи нарисовали обобщенный и подробный портрет российского среднего класса / Е. М. Добрынина. Российская газета. – 2007. – С. 245.
9. Дружникова, Н. Педагогическая поддержка подростков из неполных семей [Текст] : [по материалам школ. обследований] / Н. Дружникова // Социальная педагогика : деловой журн. для соц. работников и педагогов. - 2007. - N 1. - C. 45-50.
10. Зубкова, Т. С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. – М., 2003.
11. Зубкова, Т. С. , Тимошина, Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В.Тимошина. – М.: «Академия», 2003. – С. 224.
12. Иванова, Н. П. Неполная семья: особенности социализации детей [Текст] / Н. П. Иванова // Социальная педагогика : практ. журн. для соц. работников и педагогов. - 2011. - № 6. - C. 115-121
13. Иванченко, В. А. Внешние и внутренние детерминанты процесса социализации подростков из неполных семей [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук : 2005 / В. А. Иванченко. - Ярославль, 2012. – С. 22.
14. Карелина, А. А. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – С. 248.
15. Калина, О. Г. Психологические последствия недостаточной представленности эмоционально-позитивной мужской функции в семье и в образовательном пространстве [Текст] / О. Г. Калина // Психологическая наука и Образование : журнал. - 2008. - № 4. - C. 82-90.
16. Коренькова, Т. В. Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Коренькова (Бахуташвили) . - Ставрополь, 2004. – С. 20.
17. Костенко, М. А. Организация социальной работы с неполной отцовской семьей [Текст] : метод. рекомендации /; М. А. Костенко, Н. С. Жабина. - Барнаул : Б.и., 2000. – С. 54.
18. Неделина, Е. В. Формирование личности ребенка в неполной семье [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Неделина; Липец. гос. пед. ун-т. - Липецк, 2002. – С. 22.
19. Немировский, К. Е. Мама... и я - неполная семья [Текст] : (соц.-экон., мед. и психол.-пед. аспекты влияния неполной семьи на развитие ребенка) / К. Е. Немировский // Психолог в детском саду : ежекв. науч.-практ. журн. - М. ; Обнинск : Исслед. группа " Соц. науки " , 2006. - № 4. - C. 46-58.
20. Николаева, Я. Г. Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье [Текст] : (на материале Чуваш. Респ.): автореф. дис. ... канд. пед. наук : (13.00.01) / Я.Г. Николаева. - Чебоксары, 2003. – С. 26.
21. О поддержке неполных семей [Текст] : Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ.
22. Петрова, Т. И. Особенности социально-педагогического взаимодействия учителя с неполной семьей школьника [Текст] / Т.И. Петрова // Теоретические и прикладные аспекты педагогического образования : Сб. науч. ст. / Краснояр. гос. ун-т, Лесосиб. пед. ин-т. - Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2003. - С. 113-121.
23. Пронин, М. В. Современная семья и делинквентное поведение детей [Текст] / М. В. Пронин // Психология - XXI век. Проблемы современной семьи: психологические аспекты / Федер. агентство по образованию, Воронежский гос. ун-т. - Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2009. - Вып. 3. - С. 62-66.
24. Прокудин, И. А. Анализ мотивации достижения старшеклассников из полных и неполных семей [Текст] / И. А. Прокудин // Психология - XXI век. Проблемы современной семьи: психологические аспекты / Федер. агентство по образованию, Воронежский гос. ун-т. - Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2009. - Вып. 3. - С. 59-62.
25. Пинегина, Н. М. Связь уровня рефлексивности и эмпатичности у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях [Текст] : [по данным исслед.] / Н. М. Пинегина, Ю. А. Пинегина // Психология - XXI век. Проблемы современной семьи: психологические аспекты / Федер. агентство по образованию, Воронежский гос. ун-т. - Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2009. - Вып. 3. - С. 48-57.
26. Рашитова, Л. К. Об основных формах помощи членам неполных семей / Л.К. Рашитова, 2007. – С. 35.
27. Смирнова, Е. О. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье [Текст] : (На материале дет. рисунков) / Е. О. Смирнова, В. С. Собкин, О. Э. Асадулина и др. // Вопр. психологии. - 1999. - С. 18-28.
28. Смирнова, Е. О. Ребенок в неполной семье: половые различия в эмоциональном благополучии [Текст] : (На материалах анализа дет. рисунков) / Е. О. Смирнова, В. С. Собкин, О. Э. Асадулина и др. // Шк. здоровья. - 1999. - С. 81-89.
29. Сохранная, Н. А. Работа с неполными семьями [Текст] / авт.-сост. Н. А. Сохранная. - Минск : Красико-принт, 2006. – С. 175.
30. Харчев, А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа/ Социологические исследования №3, 1986
31. Холостова, Е. И. Социальная работа. - М.: Финансы и статистика, 2004. – С.122.