Файл: Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. Трудности воспитания детей в неполных семьях


Для современных российских неполных семей наиболее острой, как правило, является материально-финансовая проблема. Если в обычной семье зарабатывает только один член семьи, причем не «новый русский», а обычный россиянин со среднестатистической зарплатой, такая семья уже является малообеспеченной. В неполных же семьях такая ситуация усугубляется еще и тем, что, как правило, эта единственная зарплата является еще и «женской». Средняя зарплата женщины в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Поэтому в российской неполной семье основная «кормилица» - мать – чаще всего с огромным трудом содержит себя и ребенка. И в будущем эта ситуация, скорее всего, не изменится [28].

Если же одинокая мать находится в отпуске по уходу за маленьким ребенком или просто оказалась безработной, то неполная семья, вынужденная жить на пособие по безработице и на детские пособия, как правило, вообще оказывается за чертой бедности. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей в условиях растущей инфляции не покрывает необходимые расходы на содержание детей [21]. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; женщины, имеющие низкую зарплату – по разным причинам); а также одинокие женщины с двумя и более детьми.

При этом следует особо отметить, что относить к категории материально нуждающихся все неполные семьи без исключения - неправомерно. Некоторые одинокие матери находятся на грани потери работы, а значит, и полной нищеты, а бывают случаи, когда иные матери-одиночки зарабатывают более чем хорошо. У многих одиноких матерей фактически отсутствует жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этой части вполне обеспечены и т.п. [30].

Волнения по поводу денег – это не единственная проблема, с которой сталкиваются неполные семьи и воспитывающиеся в них дети. Еще одна острая проблема неполных семей, тесно связанная с предыдущей – это совмещение профессиональной и родительской ролей, а также вопрос о распределении домашних обязанностей.

В семье с одним родителем мать обычно вынуждена работать. Кроме того, многие одинокие матери, помимо основной работы, пытаются подрабатывать дополнительно. При этом им, так же, как и всем матерям, приходится выполнять домашние обязанности, причем не в обычном «женском» размере, а в двойном – за себя и за отсутствующего в доме мужчину (если только подросшие дети не берут часть домашних обязанностей на себя). Поэтому, в случае, если одинокая мать не получает помощи со стороны каких-либо родственников, а также со стороны отца, ей крайне трудно работать в режиме полной или даже двойной занятости и одновременно выполнять двойные домашние обязанности, а также двойные обязанности по уходу и воспитанию за ребенком (детьми).


Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными. И это происходит на том фоне, что в неполных семьях, по некоторым экспертным оценкам, дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Данные медицинских исследований показывают, что неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости в неполных семьях выше в 2 раза, а хроническая патология встречается в 3-4 раза чаще, чем в полных семьях [3].

Зарабатывая средства для детей, одинокая мать вынуждена также лишать их семейного общения и совместных занятий. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки матери ведут к снижению качества семейного воспитания. При этом следует отметить, что большинство российских мужчин почти не участвуют в воспитании своих брошенных детей. По данным социологических опросов, среди подростков, проживающих после развода родителей с матерью, только около 34% мальчиков и 19% девочек общаются с неживущим с ними отцом часто; 41% и 56% соответственно - видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23% - не видятся совсем. Среди тех, кто рожден вне брака, практически никто не общается с отцом. При этом, по мнению матерей, инициаторами встреч являются скорее дети, а бывшие мужья чаще всего «не проявляют никакого интереса» [20].

Российских мужчин пугают не только материальные и бытовые проблемы, но и причины социально-культурного порядка, и прежде всего – то, как неоднозначно воспринимает одиноких родителей сегодня общество. В современном обществе, где пока большинство людей все таки придает браку важное значение, многие одинокие родители, зачастую чувствуют себя униженными. Многие специалисты указывают, что у неполных семей, существует серьезная проблема социокультурного порядка: при отсутствии помощи в воспитании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя отчужденными, т.е. оторванными от общества и возложенная на них обязанность кажется им непосильной [19].

Специалисты отмечают, что в целом и одиноких отцов, и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности.

Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у матерей, сужается круг общения. Если одинокие матери испытывают трудности с выработкой в детях чувства дисциплины, то отцы озабочены нехваткой эмоциональной близости с детьми, особенно с дочерями. Тем не менее, как отмечает известный российский психолог и социолог И. Кон, «хотя в обоих случаях неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния»[18].



Психологи выделяют следующие типичные ошибки в процессе развития детско-родительских отношений в неполной семье:

- «Гиперопека» матери, когда для оставшейся без мужа матери (или отца) ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций. Утрированные формы «слепой» материнской любви и чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей, формируют у них заниженную самооценку, способствуют подавлению их самостоятельности;

- Эмоциональная отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке («чтобы он был не хуже, чем другие»). Впоследствии такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но поскольку она уже не в состоянии выполнять все возрастающие запросы своего чада, это становится причиной обоюдных переживаний и конфликтов;

- Препятствие контактам ребенка с отцом вплоть до настойчивого «искоренения» унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу. Некоторые женщины пытаются воспитывать у дочерей отрицательное отношение к мужчинам вообще;

- Эмоционально двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в «приступах» чрезмерной любви, то во вспышках раздражения, когда на нем вымещаются собственные беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват впоследствии развитием у ребенка невроза;

- Стремление матери сделать ребенка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца». В такой ситуации мать вместо роли защитника и друга оказывается в роли домашнего надзирателя. Чаще всего она бывает раздосадована результатом, т.к. ребенок противится чрезмерному давлению – он либо становится пассивным, либо начинает «бунтовать», нередко включаясь в жизнь уличных компаний;

- Практическая отстраненность матери от исполнения обязанностей по удовлетворению жизненно необходимых потребностей ребенка (в пище, одежде, уходе и т.п.) и его воспитанию.

Причины последней ситуации могут носить как объективный, так и субъективный характер. К первым следует отнести хронический алкоголизм одинокой матери (отца), ее тяжкое психическое заболевание, инвалидность, длительное пребывание на лечении, в местах лишения свободы, в длительной командировке, экспедиции и т.п. Во всех этих случаях одинокая мать (отец) не может выполнять свой родительский долг по объективным причинам [6].


Другие причины могут носить социальный характер. В этих случаях мать-одиночка забывает о своих детях, так как бродяжничает, постоянно пьет, не хочет работать, беспорядочна в сексуальных связях, вплоть до занятий проституцией и т.п. Такое поведение женщины носит асоциальный характер, и, к сожалению, сегодня оно бывает достаточно частым.

В этом случае социальные аномалии, поразившие женщину, достигают того «порога», за которым начинается социальная деградация, фактический распад всей ее семьи. В таких случаях социальные службы совместно с органами по делам опеки и попечительства обязаны принять меры по защите интересов ребенка (детей): изъять его (их) из семьи, поместить его (их) на временное проживание в приют, поставить вопрос о лишении родительских прав, собрать и передать в суд необходимые документы и материалы.

Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства (его представителем) по месту обнаружения ребенка и оформляется в виде акта, который подписывает лицо, проводившее обследование условий жизни несовершеннолетнего [17].

Таким образом, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, что необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.

1.3. Особенности работы социального педагога с неполной семьей

Сразу хочется отметить, что многие социологи, предлагая методы организации социальной работы с неполной семьёй, злоупотребляют не экономическими методами, что равняет все их начинания с популизмом и носит показной характер. Необходимо понимать, что все не экономические методы должны применяться только тогда, когда не полная семья имеет достаточный уровень жизни. Грубо говоря, нельзя говорить о душе, когда тело требует простой пищи. Именно поэтому, главное и первостепенное в социальной работе с неполной семьёй - это выравнивание её экономического положения до нормального уровня.

Но в то же время, экономическая сторона вопроса лежит на государстве и на органах социальной поддержки населения. При этом роль социального педагога заключается в разъяснении и оказании содействия родителю в получении всех полагающихся ему пособий и льгот, как родителю-одиночке.

Существует множество методик работы социального педагога с неполной семьёй. Более того, каждый социальный педагог может самостоятельно вырабатывать такие методики, выделяя лучший опыт других педагогов.


Многие педагоги ведут учет поручений, выполненных заданий, предложений своих воспитанников. Таким образом, в течение года накапливается большая фактическая информация. Еще лучше, когда социальный педагог совместно с классным руководителем ведет дневник наблюдений, который постепенно превращается в интереснейший и полезнейший педагогический документ. Если записи ведутся систематически, по ним можно проследить некоторые закономерности в развитии как коллектива, так и отдельных учеников. Те педагоги, кто почувствовал вкус к подобным записям, единодушно утверждают их несомненную пользу: во-первых, они приучают к постоянному наблюдению и анализу; во-вторых, дают в руки воспитателя бесценный фактический материал; в-третьих, позволяют осмысливать свои действия. Время, затраченное на ведение записей, окупается сторицей [27].

Эти наблюдения позволяют выделить определенные особенности и закономерности по социальному и психологическому развитию детей из не полных семей.

Как правило, дети из полных семей, где есть мама, папа, дедушка и бабушка, более активны в учебе и общественной работе, более общительные и воспитанные. Однако известно, что сам факт участия или неучастия ребенка в общественно-полезной деятельности не может в полной мере характеризовать результативность воспитательной работы. Легче всего обвинить подростка в пассивности, труднее установить причины. Ведь нередко ученики, особенно старших классов, отказываются от общественной работы в знак несогласия с формализмом или фальшью, в знак протеста против глубокого, прямолинейного давления на личность [10].

Дети из полных, благополучных семей, как правило, имеют нормальный эмоциональный настрой, они уверены в том, что дома их всегда поймут и поддержат в любой трудной ситуации, всегда защитят и окажут посильную помощь. Конечно, и неполные семьи друг другу рознь. Бывает, что в семье только бабушка и внук, но у них все хорошо, они всегда находят общий язык. А бывает, что семья вроде и полная, а там - целый клубок неразрешимых противоречий, дополняемый еще и материальными проблемами. Но и из таких семей, хоть и редко, но бывает, выходят нормальные люди, стремящиеся улучшить жизнь себе и близким, чуткие, порядочные, ответственные и трудолюбивые [17].

Но, как правило, ребенок в семье подражает взрослым, копирует их поведение и привычки, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу, о человеческих ценностях. И если в семье не все благополучно с этой точки зрения, то исправить дефекты в развитии его социальных чувств и качеств удается не всегда.