Файл: Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При окончании реализации программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье" необходимо достичь следующих результатов:
1. оказать комплексную социально-педагогическую помощь неполным семьям;
2. повысить уровень социальной защищенности неполных семей;
3. снизить численность неполных семей с тенденцией к асоциальному поведению;
4. актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неполной семьи с другими социальными институтами;
5. присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций;
6. улучшить соматическое и психологическое здоровье детей и взрослых из неполных семей;
7. овладеть знаниями и навыками эффективного ведения домашнего хозяйства;
8. повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры;
9. проверить эффективность используемых методов и форм социально-педагогической работы с неполными семьями.
Социально-педагогический блок "Мы и наши дети" из данной программы проводился с двумя семьями села Большая Липовица, Томбовской области, это семья Халимовых и Поповых. В следующем параграфе мы проанализируем работу проведенную с этими семьями.
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы
В Центре социальной помощи семье и детям нами был реализован социально-педагогический блок "Мы и наши дети" из программы "Семейное счастье", целью которого является оказание комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям. Социально-педагогический блок "Мы и наши дети" состоит из двух частей: первая часть включает в себя психолого-педагогическую диагностику детско-родительских отношений, а вторая часть включает в себя курс лекций по теме "Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений". Рассмотрим поочередно каждую часть.
В психолого-педагогической диагностике детско-родительских отношений принимали участие две неполные семьи: женщины в возрасте 34 и 45 лет, имеющих детей 12-16 лет. Образование у одной мамы незаконченное среднее техническое, у второй - среднее техническое. При проведении опытной работы были использованы тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина и методика изучения внутрисемейных отношений PARI
Тест-опросник детско-родительских отношений А. Я. Варги, В. В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из пяти шкал:
1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения.
3. "Симбиоз" – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.
5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем [27].
В процессе опытной работы опрос матерей проводился индивидуально. Каждая мама получила тестовые материалы, содержание инструкций и бланки для ответов. Результаты исследования детско-родительских отношений представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты теста-опросника детско-родительских отношений
Семья | Халимовы | Поповы |
Принятие | 12 баллов (77,21%) | 11 баллов (68,35%) |
Кооперация | 7 баллов (31,19%) | 6 баллов (19,22%) |
Симбиоз | 6 баллов (92,93%) | 6 баллов (92,93%) |
Гиперсоциализация | 6 баллов (95,76%) | 4 балла (69,30%) |
Инфантилизация | 2 балла (70,25%) | 2 балла (70,25%) |
В результате анализа данных полученных при тестировании семьи Халимовых, мы пришли к выводу, что мама старается уважать индивидуальность ребенка, симпатизировать ему, одобряет его интересы и планы, то есть старается принять ребенка таким, какой он есть (баллы завышены). Она стремится проводить много времени вместе с дочкой, заинтересована в ее делах. Старается во всем помогать дочке, сочувствует ей. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности своей дочери, испытывает чувство гордости за нее. Поощряет ее инициативу и самостоятельность, старается быть с ней на равных. Старается доверять ей,
вставать на ее точку зрения в спорных вопросах, но получается не всегда.
Мама стремится к симбиотическим отношениям с ребенком (баллы высокие). Она ощущает себя с дочкой единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить ее от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущает тревогу за свою дочь, иногда дочь кажется ей маленькой и беззащитной. По шкале авторитарная гиперсоциализация четко видно (95,76%), что мама требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Она старается навязать ребенку свою волю. Пристально следит за достижениями ребенка, индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Выше среднего баллы по шкале "маленький неудачник", говорят о том, что отмечается незначительное стремление инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка иногда кажутся матери детскими, несерьезными. Мама старается оградить дочь от трудностей и строго контролировать ее действия.
Анализируя данные полученные, в результате проведения теста-опроса детско-родительских отношений с семьей Поповых, мы пришли к выводу, что матери ребенок нравится таким, какой он есть, она старается уважать его индивидуальность, проводит с ним определенное время, но в меньшей степени, чем в семье Халимовых. По шкале "кооперация" показатели свидетельствуют о том, что мама проявляет интерес к делам своего ребенка, испытывает чувство гордости за него, положительно оценивает его интеллектуальные и творческие способности. Старается поощрять инициативу и самостоятельность, доверяет ребенку.
Так как по шкале симбиоз достаточно высокие баллы (92,93%), то мы можем считать, что мама стремится к симбиотическим отношениям, т. е. она ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она постоянно ощущает беспокойство по поводу ребенка. Авторитарная гиперсоциализация отражает форму и направление контроля за поведением ребенка (показатели выше среднего). В данной семье бывают случаи применения авторитарных методов воспитания, при которых мама требует послушания и дисциплины. В определенных моментах мама старается навязать ребенку свою волю. Особенности восприятия и понимания ребенка матерью заключаются в следующем: не стремится приписывать личную и социальную несостоятельность, старается доверять ребенку
В работе с данными неполными семьями также была использована методика по изучению внутрисемейных отношений PARI. Методика PARI (parental attitude research instrument - методика изучения родительских установок) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т. В. Нещерет.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке.
Обработав результаты, сразу можно оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. При сравнении средних оценок по шкалам оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация выяснилось, что все эти отношения находятся фактически на одном уровне. Представим полученные результаты в виде таблицы 4.
Таблица 4
Результаты определения оптимальности детско-родительских отношений
Характеристика семейных отношений | Семья Халимовых | Семья Поповых |
1 | 2 | 3 |
Отношение к семейной роли | 15,5 | 16,4 |
Оптимальный эмоциональный контакт | 17,7 | 14,3 |
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком | 18,3 | 12,6 |
Излишняя концентрация на ребенке | 13,4 | 14,8 |
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что обе мамы стремятся к авторитету в семье (сверхавторитет родителей); стараются доминировать над детьми, и в то же время обе опасаются обидеть своего ребенка. Хотя данный тест показывает наличие в неполных семьях уравнительных отношений, что является не совсем понятным. Низких показателей не наблюдается не по одной из шкал.
Таким образом, мы провели психолого-педагогическую диагностику детско-родительских отношений, используя тест-опросник А.Я. Варги, В.В. Столина. Также нами были изучены внутрисемейные отношения с помощью методики PARI. Мамы были ознакомлены с полученными данными
Таковы результаты реализации социально-педагогического блока "Мы и наши дети" программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье". Осуществление данного блока проходило в Центре социальной помощи семье и детям в Реабилитационно-оздоровительном комплексе семьи "Большая Липовица". Говорить о комплексном оказании социально-педагогической помощи неполным семьям мы не можем, так как остальные блоки программы не были реализованы. Реализация программы не была проведена полностью, в связи с тем, что она рассчитана на более продолжительный период времени.
Выводы по второй главе
В данной главе нами были реализованы следующие задачи: изучены формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей; разработана программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям; реализован на практике социально-педагогический блок программы "Мы и наши дети" и проанализированы полученные результаты. При изучении содержания, форм и методов социально-педагогической помощи неполной семье, мы определили основные и наиболее эффективные формы работы с неполной семьей в современных условиях. Таковыми являются краткосрочная и долгосрочная формы. Краткосрочная форма включает кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Долгосрочная форма построена на психосоциальном подходе. Также используются такие методы, как патронаж, консультирование, тренинги и групповые методы. Методы и формы социально-педагогической деятельности социального педагога, работающего с неполными семьями, будет эффективны при взаимодействии социального педагога с другими специалистами (психологами, методистами, медиками, воспитателями и др.).
В данной работе нами была проанализирована программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье". Данная программа направлена на повышение уровня социальной защищенности неполных семей, на профилактику асоциального поведения детей в неполных семьях, на формирование потребности активного участия