ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
экономики;
экономики;
– административно-правовые
– административно-правовые основы управления в социально- основы управления в социально- культурной сфере;
культурной сфере;
– административно-правовые
– административно-правовые основы управления в основы управления в административно-политической административно-политической сфере.
сфере.
8. АДМИНИСТРАТИВНО-
8. АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ:
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ:
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ,
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ,
ОСОБЕННОСТИ.
ОСОБЕННОСТИ.
Под административно-правовой
Под административно-правовой нормой понимают установленное нормой понимают установленное государством, обеспеченное государством, обеспеченное возможностью применения возможностью применения административного принуждения и административного принуждения и закрепленное в источниках закрепленное в источниках административного права правило административного права правило поведения, регулирующее отношение поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.
в сфере государственного управления.
Структура административно-
Структура административно- правовой нормы:
правовой нормы:
– гипотеза – указывает на условия
– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила применения того или иного правила поведения, конкретные фактические поведения, конкретные фактические
экономики;
– административно-правовые
– административно-правовые основы управления в социально- основы управления в социально- культурной сфере;
культурной сфере;
– административно-правовые
– административно-правовые основы управления в основы управления в административно-политической административно-политической сфере.
сфере.
8. АДМИНИСТРАТИВНО-
8. АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ:
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ:
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ,
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ,
ОСОБЕННОСТИ.
ОСОБЕННОСТИ.
Под административно-правовой
Под административно-правовой нормой понимают установленное нормой понимают установленное государством, обеспеченное государством, обеспеченное возможностью применения возможностью применения административного принуждения и административного принуждения и закрепленное в источниках закрепленное в источниках административного права правило административного права правило поведения, регулирующее отношение поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.
в сфере государственного управления.
Структура административно-
Структура административно- правовой нормы:
правовой нормы:
– гипотеза – указывает на условия
– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила применения того или иного правила поведения, конкретные фактические поведения, конкретные фактические
условия применения нормы права;
условия применения нормы права;
– диспозиция – основная часть
– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само нормы, в которой определяется само правило поведения,
правило поведения,
предписывающего, запрещающего предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
или дозволяющего характера;
– санкция – всегда закрепляется в
– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих нормах, предусматривающих конкретные составы конкретные составы административных правонарушений.
административных правонарушений.
Виды административно-правовых
Виды административно-правовых норм:
норм:
1) по предмету:
1) по предмету:
А) материальные – нормы,
А) материальные – нормы,
закрепляющие права, обязанности,
закрепляющие права, обязанности,
ответственность субъектов ответственность субъектов административных правоотношений;
административных правоотношений;
Б) процессуальные – нормы,
Б) процессуальные – нормы,
определяющие порядок реализации определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности,
прав, обязанностей и ответственности,
закрепленной в нормах закрепленной в нормах материального права;
материального права;
2) по содержанию:
2) по содержанию:
А) обязывающие –
А) обязывающие –
предписывающие субъектам предписывающие субъектам административно-правовых административно-правовых
условия применения нормы права;
– диспозиция – основная часть
– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само нормы, в которой определяется само правило поведения,
правило поведения,
предписывающего, запрещающего предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
или дозволяющего характера;
– санкция – всегда закрепляется в
– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих нормах, предусматривающих конкретные составы конкретные составы административных правонарушений.
административных правонарушений.
Виды административно-правовых
Виды административно-правовых норм:
норм:
1) по предмету:
1) по предмету:
А) материальные – нормы,
А) материальные – нормы,
закрепляющие права, обязанности,
закрепляющие права, обязанности,
ответственность субъектов ответственность субъектов административных правоотношений;
административных правоотношений;
Б) процессуальные – нормы,
Б) процессуальные – нормы,
определяющие порядок реализации определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности,
прав, обязанностей и ответственности,
закрепленной в нормах закрепленной в нормах материального права;
материального права;
2) по содержанию:
2) по содержанию:
А) обязывающие –
А) обязывающие –
предписывающие субъектам предписывающие субъектам административно-правовых административно-правовых
отношений в обязательном порядке отношений в обязательном порядке совершать определенные активные совершать определенные активные действия;
действия;
Б) управомочивающие – нормы,
Б) управомочивающие – нормы,
предоставляющие субъектам предоставляющие субъектам административно-правовых административно-правовых отношений право совершать какие- отношений право совершать какие- либо действия либо воздержаться от либо действия либо воздержаться от них;
них;
В) запрещающие – нормы,
В) запрещающие – нормы,
закрепляющие обязанности субъектов закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых административно-правовых отношений воздержаться от отношений воздержаться от определенных действий;
определенных действий;
Г) рекомендательные – нормы, в
Г) рекомендательные – нормы, в которых участникам которых участникам административно-правовых административно-правовых отношений предлагается в качестве отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная рекомендательной определенная модель поведения;
модель поведения;
Д) поощрительные – нормы,
Д) поощрительные – нормы,
содержащие меры поощрения за содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно- стороны субъектов административно- правовыхотношений;
правовыхотношений;
3) по юридической силе:
3) по юридической силе:
А) законодательные;
А) законодательные;
действия;
Б) управомочивающие – нормы,
Б) управомочивающие – нормы,
предоставляющие субъектам предоставляющие субъектам административно-правовых административно-правовых отношений право совершать какие- отношений право совершать какие- либо действия либо воздержаться от либо действия либо воздержаться от них;
них;
В) запрещающие – нормы,
В) запрещающие – нормы,
закрепляющие обязанности субъектов закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых административно-правовых отношений воздержаться от отношений воздержаться от определенных действий;
определенных действий;
Г) рекомендательные – нормы, в
Г) рекомендательные – нормы, в которых участникам которых участникам административно-правовых административно-правовых отношений предлагается в качестве отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная рекомендательной определенная модель поведения;
модель поведения;
Д) поощрительные – нормы,
Д) поощрительные – нормы,
содержащие меры поощрения за содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно- стороны субъектов административно- правовыхотношений;
правовыхотношений;
3) по юридической силе:
3) по юридической силе:
А) законодательные;
А) законодательные;
Б) подзаконные;
Б) подзаконные;
4) по территориальному действию:
4) по территориальному действию:
А) федеральные;
А) федеральные;
Б) субъектов РФ;
Б) субъектов РФ;
В) муниципальные.
В) муниципальные.
Признаки норм
Признаки норм административного права:
административного права:
1) предмет регулирования
1) предмет регулирования административных норм совпадает с административных норм совпадает с предметом административного права;
предметом административного права;
2) строгая иерархия, в случае
2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической действует высшая по юридической силе;
силе;
3) большинство норм
3) большинство норм административного права носят административного права носят императивный (обязывающий)
императивный (обязывающий)
характер;
характер;
4) действие административно-
4) действие административно- правовых норм обеспечено правовых норм обеспечено специальными видами специальными видами ответственности: административной и ответственности: административной и дисциплинарной;
дисциплинарной;
5) административно-правовая
5) административно-правовая норма имеет специфическую норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет структуру: как правило, она не имеет
гипотезы либо не выражена.
гипотезы либо не выражена.
Диспозиция и санкция часто
Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.
нормативно-правовые акты.
Реализация административно-
Реализация административно- правовых норм означает проведение в правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).
волеизъявлений (правил поведения).
Источники административного
Источники административного права – это внешние формы права – это внешние формы выражения административно- выражения административно- правовых норм, которыми являются правовых норм, которыми являются различные по юридической силе различные по юридической силе нормативные правовые акты.
нормативные правовые акты.
9. ФУНКЦИИ И
9. ФУНКЦИИ И
ПРИНЦИПЫ
ПРИНЦИПЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА.
ПРАВА.
Сущность административного
Сущность административного права:
права:
– является публичным правом,
– является публичным правом,
призванным обеспечить публичный призванным обеспечить публичный интерес;
интерес;
гипотезы либо не выражена.
Диспозиция и санкция часто
Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.
нормативно-правовые акты.
Реализация административно-
Реализация административно- правовых норм означает проведение в правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).
волеизъявлений (правил поведения).
Источники административного
Источники административного права – это внешние формы права – это внешние формы выражения административно- выражения административно- правовых норм, которыми являются правовых норм, которыми являются различные по юридической силе различные по юридической силе нормативные правовые акты.
нормативные правовые акты.
9. ФУНКЦИИ И
9. ФУНКЦИИ И
ПРИНЦИПЫ
ПРИНЦИПЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА.
ПРАВА.
Сущность административного
Сущность административного права:
права:
– является публичным правом,
– является публичным правом,
призванным обеспечить публичный призванным обеспечить публичный интерес;
интерес;
– нормы административного права
– нормы административного права обеспечивают интересы общества,
обеспечивают интересы общества,
государства, коллективов, права и государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
интересы граждан и т. д.;
– составляет основу правового
– составляет основу правового регулирования разнообразных регулирования разнообразных общественных отношений.
общественных отношений.
Воздействие административного
Воздействие административного права на общественные отношения:
права на общественные отношения:
регулирует отношения во всех сферах регулирует отношения во всех сферах общественных отношений; определяет общественных отношений; определяет систему и структуру органов,
систему и структуру органов,
задействованных в общественных задействованных в общественных отношениях; устанавливает правила отношениях; устанавливает правила поведения граждан, должностных поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов;
лиц, организаций и других субъектов;
за нарушение установленных правил за нарушение установленных правил нормами административного права нормами административного права предусматривается ответственность.
предусматривается ответственность.
Функции – выполняемые
Функции – выполняемые субъектами действия, способы субъектами действия, способы решения поставленных перед ним решения поставленных перед ним задач.
задач.
Функция административного права
Функция административного права
– категория, дающая возможность
– категория, дающая возможность определить внешние проявления определить внешние проявления административного права в административного права в российской правовой системе.
российской правовой системе.
Виды функций:
Виды функций:
– регулятивная – выражается в
– регулятивная – выражается в создании нормами создании нормами административного права административного права определенного правового режима определенного правового режима организации деятельности субъектов;
организации деятельности субъектов;
– охранительная – обеспечивает
– охранительная – обеспечивает соблюдение установленного правового соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов защиту законных прав и интересов субъектов;
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 28
субъектов;
– правоисполнительная – основное
– правоисполнительная – основное назначение состоит в обеспечении назначение состоит в обеспечении нормами административного права нормами административного права действий по практической реализации действий по практической реализации исполнительной власти;
исполнительной власти;
– правотворческая – заключается в
– правотворческая – заключается в наделении субъектов исполнительной наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;
административно-правовых норм;
– организационная – исходит из
– организационная – исходит из необходимости регулирования необходимости регулирования нормами административного права нормами административного права деятельности, направленной на деятельности, направленной на организацию всего процесса организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления;
правоисполнения в сфере управления;
– координационная – выражается
– координационная – выражается
в обеспечении нормами в обеспечении нормами административного права административного права эффективного и согласованного эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов,
взаимодействия всех субъектов,
участвующих в управленческом участвующих в управленческом процессе. Принципы –
процессе. Принципы –
основополагающие начала любого основополагающие начала любого вида деятельности.
вида деятельности.
Принципы административного
Принципы административного права:
права:
– принцип приоритета личности,
– принцип приоритета личности,
ее прав, свобод и интересов – в ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и власти становятся реальными и гарантированными права и свободы гарантированными права и свободы человека и гражданина,
человека и гражданина,
обеспечивается их защита;
обеспечивается их защита;
– принцип разделения властей –
– принцип разделения властей –
исполнительная власть исполнительная власть самостоятельна в пределах,
самостоятельна в пределах,
определенных Конституцией РФ;
определенных Конституцией РФ;
– принцип федерализма – основан
– принцип федерализма – основан на федеративном устройстве РФ, в на федеративном устройстве РФ, в соответствии с которым соответствии с которым административное и административное и административно-процессуальное административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения предметам совместного ведения
взаимодействия всех субъектов,
участвующих в управленческом участвующих в управленческом процессе. Принципы –
процессе. Принципы –
основополагающие начала любого основополагающие начала любого вида деятельности.
вида деятельности.
Принципы административного
Принципы административного права:
права:
– принцип приоритета личности,
– принцип приоритета личности,
ее прав, свобод и интересов – в ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и власти становятся реальными и гарантированными права и свободы гарантированными права и свободы человека и гражданина,
человека и гражданина,
обеспечивается их защита;
обеспечивается их защита;
– принцип разделения властей –
– принцип разделения властей –
исполнительная власть исполнительная власть самостоятельна в пределах,
самостоятельна в пределах,
определенных Конституцией РФ;
определенных Конституцией РФ;
– принцип федерализма – основан
– принцип федерализма – основан на федеративном устройстве РФ, в на федеративном устройстве РФ, в соответствии с которым соответствии с которым административное и административное и административно-процессуальное административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения предметам совместного ведения