Файл: Обучающийся Глухова Виктория Викторовна Преподаватель Альвухина Татьяна Викторовна Практическое занятие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1046
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Практическое занятие №7
Выполнил:
Обучающийся Глухова Виктория Викторовна
Преподаватель:
Альвухина Татьяна Викторовна
-
Практическое занятие №7
Задание 1. Максимальное количество баллов — 5 баллов.
Решите педагогическую задачу:
Вам предстоит транслировать собственный профессиональный опыт на педагогическом совете, который будет проводиться в рамках конкретной темы «Виды игр для детей дошкольного возраста».
В качестве подготовки к данному мероприятию рекомендуется повторить имеющийся теоретический материал и дополнить его информацией из новейших информационных источников. Данные материалы предлагается систематизировать и разместить в столбце 3 «Описание основных характеристик детских игр» Таблицы 1.
Особое внимание необходимо уделить вопросу анализа архива персональной педагогической практики и поиска творческих решений по осуществлению игровой деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Наиболее значимую информацию по данному вопросу необходимо разместить в столбце 4 «Описание творческих решений по использованию игр в педагогической практике» Таблицы 1.
Таблица 1 — Классификация игр для детей раннего и дошкольного возраста
№ | Наименования видов детских игр | Описание основных характеристик детских игр | Описание творческих решений по использованию игр в педагогической практике |
1. | Игры с предметами | В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их | Примеры игр, которые буду использовать на практике: игра «Чудесный мешочек» детей младшего возраста (учатся называть предметы, их признаки), дети среднего возраста учатся определять предмет на ощупь (можно положить в мешочек игрушки с различными звуками (на определенный звук). Дети, доставая, называют и педагог оценивает и анализирует речь ребенка, старшего возраста – составлять описательный рассказ, классифицировать предметы по заданным признакам. |
2. | Настольно-печатные игры | Это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников не только внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности, но и определенных умений пользования карандашом или ручкой. Игра заставляет ребенка сначала подумать и только потом рисовать определенные предметы на листе бумаги, так как стереть рисунок потом будет затруднительно. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания | Очень распространены и устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображение предметов, сюжетов, которые делятся на части. В настоящее время популярны пазлы, где картинки разделены на множество частей, эти игры часто используют на индивидуальных занятиях, они хорошо способствуют развитию мышления, внимания и усидчивости. |
3. | Словесные игры | Построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию | Игры без игрушки и без картины, игры со словом давно известны в педагогике как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры-потешки «Ладушки», «Сорокаворона», «Коза рогатая» и др. |
4. | Режиссёрские игры | Это тип детских развлечений, в ходе которых ребенок выступает в роли режиссера, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться сюжет событий, каким будет его финал. Именно сам ребенок выполняет роли каждой игрушки, придумывает имена, выбирает главных героев, положительных иотрицательных героев, а также устанавливает главные правила игры. | Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения. Можно использовать такие сюжетноролевые игры, как «Больница», «Парикмахер», «Магазин» |
5. | Сюжетно-ролевые игры | Характерными чертами сюжетноролевой игры являются : эмоциональная насыщенность, активность, самостоятельность, творчество, коллективный характер. В творческой сюжетноролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы | Основными методами педагогического руководство детской сюжетно-ролевой игрой является : *метод диалога, *создание проблемных ситуаций, *прямые и косвенные воздействия на игру и играющих. |
6. | Театрализованные игры | Это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. | Театрализованные игры повышают у детей интерес к театрализованной деятельности, повышает их актерское мастерство. И только через игру дети понимают, что от них хочет педагог по театрализованной деятельности. Примеры театрализованных игр: Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!», игрыдраматизации «Репка», «Теремок» и т.д. |
7. | Игры со строительным материалом | Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности | В процессе строительноконструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, проявляют фантазию, координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагаютдоступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость. Можно использовать разные конструкторы», кубики деревянные. Примеры игр из строительного материала «Построй дом», «Построй гараж» |
Задание 2. Максимальное количество баллов — 5 баллов.
Для выполнения данного задания студентам рекомендуется просмотреть авторский учебный видеоматериал по теме «Открытое занятие «Сюжетно-ролевая игра».
Авторское право на видео принадлежит Панкрушиной Татьяне Сергеевне, ссылка на видео Образовательная социальная сеть/nsportal.ru
Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях. Ссылка на видео хостинга nsportal.ru https://nsportal.ru/node/5012416
Внимательно просмотрите учебный видеоматериал «Открытое занятие для детей второй младшей группы ДОО «Сюжетно-ролевая игра». Проанализируйте проведенное игровое мероприятие, используя предложенный перечень вопросов.
Полученные ответы оформите в виде письменной учебной работы, содержащей оглавление, основной текст и выводы.
Вопросы для анализа:
1. Кто является инициатором проведения сюжетно-ролевой игры в группе?
2. Заявлены ли вид, название, цель, задачи проведения игры для детей и персонала?
3. Соответствуют ли тема, сюжет и система игровых действий возрасту и полу детей группы?
4. Какое оборудование было использовано в ходе проведения игры? Насколько его применение было целесообразным и грамотным?
5. Игра развивалась под руководством и при участии воспитателя? Какова степень самостоятельности детей в развитии сюжетно-ролевой игры?
6. Планировали ли дети заранее ход проведения сюжетно-ролевой игры?
7. Сколько детей участвовало в игре?
8. Кто решал вопрос о приёме в игру? Все ли дети группы были в ней задействованы?
9. Какие роли были предложены детям?
10. Как проходило распределение ролей?
11. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с предложенными ролями?
12. Чему отдавали предпочтение дети во время игры: действиям с предметами или взаимоотношениям с другими детьми?
13. Какие виды и проявления взаимоотношений между детьми Вы наблюдали?
14. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Как они устранялись?
15. Выходили ли дети из игры в ходе игрового процесса и по какой причине?
16. Была ли в игре продумана режиссура построения игрового действия: завязка, кульминация и развязка?
17. Какие новые игровые ситуации были придуманы руководителем и детьми в ходе игры?
18. Каким было окончание игры: организованным или неожиданным? Обсуждали ли дети ход игры после её окончания?
19. Какое количество времени продолжалась игра? Соответствует ли период проведения игры возрастным особенностям детей?
20. Каков общий уровень развития игровой деятельности детей?
21. Имеется ли связь данной сюжетно-ролевой игры с другими играми, в которых участвуют воспитанники этой группы?
22. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности в данной группе?
Кто является инициатором проведения сюжетно-ролевой игры вгруппе?
Инициатором проведения игры являются педагог, так как на видео было слышно, что
воспитатель подсказывает детям, что делать и говорить. Дети по инициативе взрослого
выполняют действия при подготовке супа.
Заявлены ли вид, название, цель, задачи проведения игры для детей и
персонала?
В начале видео не было сказано ни цели, ни задачи, даже название сюжетно-ролевой игре не
было проговорено. На видео сразу было видно, что пошла сюжетно-ролевая игра, пришла Варя
в гости к бабушке и решили сварить суп, но потом сходили в магазин и купили продукты. В
итоге результат в это игре выполнен, потому что бабушка с Варей сварили суп.
Соответствуют ли тема, сюжет и система игровых действий возрасту и полу
детей группы?
Сюжетно-ролевая игра не соответствует возрасту, так как перед началом сюжетно-ролевой
игры нет предварительной работы, потому что перед началом сюжетно-ролевой игры нужно
было провести предварительную работу: рассматривание муляжей овощей, обыгрывание
потешек, совместная деятельность с использованием игровых модулей. А на видео оговорено
не было.
Какое оборудование было использовано в ходе проведения игры?
Насколько его применение было целесообразным и грамотным?
Оборудование было использовано в сюжетно-ролевой игре: игровой модуль «кухня»,
«Магазин», «Склад», «Больница», посуда, муляжи овощей, тележка для овощей. Его
применение было целесообразным, потому что без этого оборудования игра бы не получилась.
Игра развивалась под руководством и при участии воспитателя? Какова
степень самостоятельности детей в развитии сюжетно-ролевой игры?
Игра развивалась под руководством воспитателя, потому что на видео были подсказки, дети
частично выполняли действия. Степень самостоятельности в сюжетно-ролевой игре низкая,
потому что дети в игре говорили действия не правильном порядке, а воспитатель им
подсказывал.
Планировали ли дети заранее ход проведения сюжетно-ролевой игры?
Дети ход игры не планировали, потому что дети в игре не знали, что это вообще будет, были
удивлены, особенно видно это хорошо на видео.
Сколько детей участвовало в игре?
Участвовало в игре 8 детей, это были бабушка Даша, внучка Варя, мама Дарина, водитель
автобуса, продавец в магазине, грузчик, доктор, помощник на складе.
Кто решал вопрос о приёме в игру?
Все ли дети группы были в ней задействованы?
Воспитатель скорей всего решил кого взять игру. Только половина группы было задействовано,
так как их было всего 8 детей.
Какие роли были предложены детям?
Дети выбрали роли при помощи воспитателя, так как они дети 2 младшей группы, и роли
предлагает педагог, а самостоятельно роли выбирают чуть дети постарше.
Как проходило распределение ролей?
Распределение ролей на видео не было, педагог заранее выбрал им роли.
Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с предложенными
ролям?
Дети выполняли игровые действия в соответствии с предложенными ролями частично
правильно, так как педагог немного им подсказывал.
Чему отдавали предпочтение дети во время игры: действиям с предметами
или взаимоотношениям с другими детьми?
Во время игры дети отдавали предпочтения больше действия с предметами, так как дети
играли и общение было только по делу.
Какие виды и проявления взаимоотношений между детьми Вы наблюдали?
Дети проявляли дружеские отношения между собой, не ругались, вели себя культурно.
Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Как они
устранялись?
Конфликты в процессе распределения ролей не было видно, так как на видео не было
распределения, роли распределили заранее.
Выходили ли дети из игры в ходе игрового процесса и по какой причине?
Дети в ходе игрового процесса не выходи, частично выполняли действия и конфликтов не
возникло.
Была ли в игре продумана режиссура построения игрового действия:
завязка, кульминация и развязка?
Режиссура не была проговорена в игре, потому что сразу началась на видео сюжетно-ролевая
игра.
Какие новые игровые ситуации были придуманы руководителем и детьми в
ходе игры?
На видео новые игровые ситуации не были продуманы, потому что руководитель подсказывал
что делать детям в этой игре.
Каким было окончание игры: организованным или неожиданным?
Обсуждали ли дети ход игры после её окончания?
Окончание игры было неожиданным, потому что педагог на видео просто сказал: «Молодцы!»
Сварили суп, скажите: «До свидания!». Дети по окончанию игры не было проговорено ход
игры, рефлексии тоже не было.
Какое количество времени продолжалась игра? Соответствует ли период
проведения игры возрастным особенностям детей?
Игра продолжалась 10 минут. Проведение не соответствует возрастным особенностям, так как
во 2 младшей группе занятие должно быть не менее 15 минут.
Каков общий уровень развития игровой деятельности детей?
Во второй младшей группе у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно
связана с воображением, и работа воспитателя начинается в рамках игры как предметной
деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление
о существовании определенных социальных ролей окружающих людей. Воспитатель создает
игровую ситуацию, при этом воплощая ее в контексте какого-либо сюжета или образа, что
будет способствовать ее целостному восприятию.
Имеется ли связь данной сюжетно-ролевой игры с другими играми, в
которых участвуют воспитанники этой группы?
В этой игре задействовано несколько сюжетно-ролевых игр и с другими играми связи никакой
нет.
Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности в данной
группе?
Игровая деятельность в данной группе развита слабо. Педагогу нужно давать возможность,
чтобы дети сами проговаривали игровые действия, сами проговаривали сюжет игры, какое
оборудование применять им в сюжетно-ролевой игре.
Задание 3. Максимальное количество баллов — 5 баллов.
Педагогическая задача, требующая своего решения, оформляется следующим образом:
Вы являетесь воспитателем группы детей в дошкольном образовательном учреждении.
Смоделируйте дидактическую игру и представьте всю информацию по вопросу её проведения в форме отчетной таблицы.
Важно уточнить, что возрастная категория воспитанников, для которых планируется проведение данной дидактической игры, определяется в соответствии с персональным выбором студента.