Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине История (история России, всеобщая история).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) для предотвращения мировой войны необходимо и создание и сохранение военно-стратегического паритета СССР и западных страны во всех видах вооружений.

4) существует приоритет общечеловеческих ценностей перед государственными, национальными и классовыми интересами. Имеют место глобальные проблемы, угрожающие существованию человечества в целом (вопрос о предотвращении мировой войны, экономическая проблема, проблема голода). Решитьихможнотолькообъединеннымиусилиямивсегочеловечества.


  1. Соотнесите между собой точки зрения на причины распада СССР и их авторов.

а) Ф. Фукуяма;

б) А.А. Зиновьев;

в) Дж. Боффа;

г) Г.А. Зюганов;

д) Е.Т. Гайдар

  1. предательство партийной верхушки, стремление бюрократии разделить между собой партийную и государственную ответственность;

  2. отсутствие четкого плана реформ; политическая борьба в руководстве страны;

  3. экономическое и военное превосходство стран Запада; политика «западнизации», включение СССР в сферу влияния, власти и эксплуатации Запада;

  4. превосходство рыночной экономики и либеральной демократии над государственно-регулируемой экономикой; кризис системы планового хозяйства, крах социализма - закономерное явление;

5)поражение коммунистической идеологии и торжество идей либеральной демократии

3. Определите, кому принадлежат представленные точки зрения на мировое развитие после распада СССР и краха мировой системы социализма.

а) З. Бжезинский;

б) Ф. Фукуяма;

в) С. Хантингтон;

г) И. Валлерстайн

    1. коммунизм потерпел поражение, и это означает торжество принципов либеральной демократии во всем мире. Поражение коммунизма – конец истории;

    2. на смену конфликтам между идеологиями, политическими системами приходят конфликты между цивилизациями;

    3. распад Советского Союза привел к появлению зоны нестабильности по периметру постсоветской геополитического пространства. Главная угроза миру – возобновление имперской политики со стороны России. Необходимо поддерживать все антироссийские силы, препятствовать реставрации Российской империи;

    4. на смену противостоянию социалистической и капиталистической систем приходит противостояние Юга и Севера, развитых страны и стран «третьего мира»;

    5. на смену двухполюсному миру пришел многополюсный. России предстоит искать свое место в этом мире



4. На основе изучения материала заполните таблицу.


Историческийдеятель

Основныерезультатывнешнеполитическойдеятельности

И.В. Сталин

Н.С. Хрущев

Л.И. Брежнев

М.С. Горбачев





5. Выделите основные этапы в развитии международных отношений в 1945–1991 гг. Сведите этот материал в таблицу.
Литература
Боффа Дж. История Советского Союза: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 269–286, 420–434, 466–478.

Евстафьев Д.Г. Збигнев Бжезинский как зеркало американской геополитики // США: экономика, политика, идеология. 1994. № 5.

Мировая политика и международные отношения: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. СПб., 2005. С. 111–127, 154–179.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

Хантингтон С. Запад уникален, но не универсален // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 8.

История России в новейшее время 1985 – 2009 гг. [Текст] : учебник / под ред. А.Б. Безбородова. – М., 2010.

История России. ХХ век: 1939–2007 гг. [Текст] / под ред. А.Б. Зубова. – М., 2010.

Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. Кн.2. [Текст] / С.Г. Кара-Мурза. – М., 2009.

Медведев, Р. Советский Союз. Последние годы жизни. Конец Советской империи [Текст] /Р. Медведев. –М., 2010.

Дегоев, В.В. Великая холодная война 1946–1991 гг.: расплата в рассрочку [Электронный ресурс] / В.В. Дегоев // Регнум. – 2009. – 19 мар. – Режим доступа. – http: // www. regnum. ru/news/1139577.html

Дубинин, Ю.А., История международных отношений (1975–1991 гг.) : учебник [Текст] / Ю.А. Дубинин, Б.Ф. Мартынов, Т.В. Юрьева. – М., 2006.

История внешней политики СССР и России в 1985–1999 гг.: проблемы, решения, результаты [Текст] / под общей ред. А.В. Торкунова. – М., 2010.

Наринский, М.М. История международных отношений, 1945–1975 : учеб. пособие [Текст] / М.М. Наринский. – М., 2005.

Нарочницкая, Н. Ялта-45. Начертание нового мира [Текст] / Н. Нарочницкая. – М., 2010.

Рубцов, Ю.В. Советский Союз в необъявленной войне в Афганистане (1979–1989 гг.): осмысление прошлого [Текст] / Ю.В. Рубцов // Новая и новейшая история. – 2009. – №1.

Скутнев, А.В. «Доктрина Хрущева» против «доктрины Эйзенхауэра» (весна-лето 1960 г.). [Текст] / А.В. Скутнев // Вопросы истории. – 2008. –№ 3.

Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005.

Уткин, А.И. Мировая холодная война [Текст] / А.И. Уткин. –М., 2006.

Уткин, А.И. СССР в осаде [Текст] /А.И. Уткин. – М., 2010.



Тема 14. социальная политика в ссср (1946-1991):
Цели и задачи изучения темы
Объяснить понятие «образ жизни», обозначить элементы, из которых оно состоит (заработная плата, питание, обеспеченность непродовольственными товарами, развитие здравоохранение, рождаемость, смертность), изучить социально-экономическую политику СССР периода 1946-1991 гг., провести сравнительный анализ результатов социально-экономической политики СССР на протяжении периода 1946-1991 гг., с показателями уровня и качества жизни населения зарубежных стран во второй половине XX века и современной России.
Методические рекомендации
Для реализации поставленной цели предполагается анализ следующих конкретных проблем. Охарактеризуйте советскую социальную политику периода 1946–1991 гг. Выделите основные этапы в ее развитии: 1946– 1953, 1954–1964, 1965–1985, 1985–1991 гг.

Отметьте специфические особенности развития и подведите итоги социально-экономического развития СССР на протяжении периода 1946–1991 гг.

Сопоставьте результаты советской социальной политики периода 1946–1991 гг. с результатами, которых достигли развитые страны на том же этапе.

Как изменилась социальная политика и образ жизни граждан России и зарубежных стран сегодня.

Оцените успехи социальной политики СССР и России с точки зрения разных концептуальных подходов.
Задания
1. Заполнитетаблицу.


Показатели

СССР

США

Россия

1946–1991 гг.

1946–1991 гг.

1990-е – 2000-е гг.

Рождаемость / смертность










Средняязаработнаяплата










Потреб-ление

мяса










хлеба










молока










Обеспеченностьпромышленнымитоварами












2. На каком этапе существования СССР социальная политика была самой эффективной? Докажите свою точку зрения.

Литература
http://sovietsite.narod.ru

Гильбо Е.В. 3$ = 1 «деревянный» рубль // Дуэль. № 13 (413). 5 апреля 2005. http://www.duel.ru.

Жданов В.Г. Алкогольный и наркотический террор против России. // Ратник. 2007 №. 2. http://xpomo.com. 

Живем ли мы как в 1985 году? // Дуэль. № (380). 10 августа 2004 г.http://www.duel.ru.

Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М., 2002. С.360–365.

Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Кн. 2. От Великой Победы до наших дней. М., 2002. С. 190–200.

Никонова С.И. Социальная структура советского общества в 1965-1985 гг. // Проблемы современной экономики. № 1(17). 2006.

Ниткин Д. «Антиколхозный миф» с последующим разоблачением. Насколько правомерны сопоставления. http://antisgkm.by.ru.

Потребление алкоголя. http://demoscope.ru.

Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. XIX–XX вв. Т. 2. СПб., 1999. С. 650–670.

Шубин А.В. СССР в апогее: как мы жили // Неприкосновенный запас. 2007. № 2(52).

Тема 15. Проблемы социокультурного развития

современной России (90-е годы XX – начало XXIвв.)
Цели и задачи изучения темы
Для понимания проблем темы необходимо:

- разобраться в многообразии идейно-политических течений, существующих в современном российском обществе;

- уяснить, какие партии или общественные объединения являются носителями и проводниками тех или иных идеологических доктрин, степень их влияния на конкретные социальные группы;

- добиться четкого понимания термина «информационное пространство»; выяснить роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентиров и жизненных установок граждан;

- оценить позитивные и негативные изменения, которые произошли в духовной жизни страны за годы, прошедшие с момента распада СССР по настоящее время;

- выявить основные проблемы культурного развития страны в современных условиях;

- определить, какие тенденции присущи развитию современной литературы
, театра, кино, изобразительного и музыкального искусства.
Методические рекомендации
Работа над темой предполагает рассмотрение двух основных вопросов:

1. Социальная структура российского общества и борьба идей в 1990-е гг. – начале XXI в.

2. Культура современной России.
При изучении первого вопроса следует выделить основные идейные направления, оказывающие влияние на идеологическую ситуацию в современном российском обществе: советский социализм; модернизированный, умеренный социализм; «смешанное общество»; классическое буржуазное государство; возрождение великой державы – «русская идея»; духовное возрождение – «российское мессианство»; монархизм. Необходимо выяснить, какие политические партии, общественные объединения и организации являются носителями этих взглядов, какими способами они пытаются донести их до населения, а также на какие социальные группы рассчитана их пропагандистская деятельность и почему.

Необходимо разобраться, способно ли существование диаметрально противоположных идеологических доктрин спровоцировать раскол в обществе. Если «да», то имеет ли он место в настоящее время, в чем проявляется, чем опасна подобная ситуация для страны и каковы пути выхода из нее.

Важно: оценить роль и значимость таких новых явлений в духовной жизни общества как: а) многообразие идеологических и политических доктрин и свобода их пропаганды при отсутствии политической цензуры и диктата со стороны государства; б) отсутствие официальной государственной идеологической доктрины; в) рост влияния религии, активизация деятельности религиозных организаций различных конфессий; г) легализация криминальной деятельности и выход преступных элементов в публичную политику; д) практически официальное лоббирование крупным капиталом своих интересов за счет латентного (скрытого) финансирования предвыборных кампаний; е) дегуманизация общественных отношений; ж) рост численности лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением. Необходимо выяснить, существует ли связь отмеченных выше явлений с социально-экономической политикой официальных властей.

Следует выработать четкое представление о влиянии средств массовой информации на формирование общественного сознания, о мере их воздействия на аудиторию, в том числе с помощью новейших технологий. Дать оценку следующим новым явлениям, имеющим место в современном информационном пространстве: