Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине История (история России, всеобщая история).docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) появление новых периодических изданий, теле- и радиоканалов, сети Интернет и других средств массовых коммуникаций;
2) одновременное «сжимание» информационного пространства, дозирование информации;
3) раздел медиа-рынка между государством с одной стороны и крупнейшими собственниками (так называемыми «олигархами») с другой, возникновение «медиа-империй»;
4) «войны компроматов» и их влияние на сознание граждан, на уровень доверия к власти.
На основании этого необходимо аргументировано ответить на вопрос: имеет ли место в современной России попытка установления контроля над общественным мнением?
При изучении второго вопроса следует обратить внимание на следующие тенденции в развитии культуры современной России: независимость ее от государства; степень самодеятельности граждан; появление новых творческих коллективов, театров, музеев; завершение передела «творческого пространства»; зависимость от вкусов новых потребителей и заказчиков культурной продукции; ориентация на малочисленный средний класс – основного потребителя искусства в России.
Отсюда вытекают три основные черты, отличающие современное российское искусство, а также литературу:
а) коммерциализация;
б) деидеологизированность;
в) ориентация на массовую западную культуру. Необходимо привести конкретные факты, подтверждающие или опровергающие данные тезисы.
Касаясь государственной политики в области культуры, следует выделить два этапа в ее осуществлении:
1992–2000 гг. Этот этап характеризуется самоустранением государства от руководства социокультурными процессами в стране, сокращением ассигнований на нужды культуры, фактическим переводом абсолютного большинства творческих коллективов на самофинансирование.
с 2001 г. по настоящее время. Характерными чертами второго этапа является рост государственной поддержки учреждений культуры через целевые программы. В последние годы – реализация приоритетных национальных проектов в области науки, образования, здравоохранения, молодежной политики и т.д.
Необходимо найти в рекомендуемой литературе факты, иллюстрирующие приведенные выше положения.
.Задания
1. На основании изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите характерные черты развития культуры современной России:
Сферы деятельности | Характерныечерты |
Образование | |
Наука | |
Литература | |
Изобразительноеискусство | |
Архитектура | |
Повседневнаяжизнь | |
2. Определите основную тенденцию, характеризующую демографическую ситуацию в России в 90-е годы XX – начале XXI вв.:
а) рост численности населения за счет превышения рождаемости над смертностью;
б) рост численности населения за счет притока беженцев и переселенцев из «ближнего зарубежья»;
в) сохранение численности населения на прежнем уровне;
г) сокращение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью.
3. Духовный раскол в современном российском обществе обусловлен:
а) наличием у различных общественных групп противоположных социальных ориентиров;
б) деятельностью радикальных и экстремистских религиозных и политических организаций;
в) отсутствием общенациональной идеи;
г) всплеском преступности, наркомании, алкоголизма.
4. Средства массовой информации в современной России:
а) являются полностью независимыми;
б) все без исключения подконтрольны государству;
в) контролируются крупными собственниками, связанными с политической элитой;
г) находятся под контролем зарубежных информационных центров.
5. Характерными чертами современной литературы и искусства являются:
а) публицистичность;
б) высокая идейность;
в) коммерциализация;
г) гуманизм;
д) нравоучительность;
е) деидеологизированность.
6. Установите соответствие терминов:1)социум, 2)масс-медиа, 3)идеология, 4)массовая культура, 5)конформизм, 6)субкультура определениям, приведенным в таблице, и впишите их в необходимую графу:
Термин | Определение |
| Система политических, правовых, нравственных, этических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности |
| Совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой |
| Название средств массовой информации (коммуникации): пресса, кино, телевидение, аудио- и видеокассеты, плакаты и т.п. |
| Приспособленчество, пассивное восприятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции |
| Большая, устойчивая социальная общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей и общностью культуры |
| Явление культуры XX в., порожденное техническим прогрессом, массовым притоком населения в город, разрушением замкнутых сельских общностей |
Литература
Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917–2004: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005. С.743–751.
Березовская Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник: В 2 ч. М., 2002. Ч. 2. С. 371–397.
Вдовин Ю.М. Стреноженная Россия: Политико-экономический портрет ельцинизма. М., 2003. С.613–616.
Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М., 2004. С. 252–291.
Галин С.А. Отечественная культура XX века: Учеб. пособие М., 2003. С.431-450.
История и культура Отечества: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.В. Гуляевой. – М., 2005. – С.727-732.
История культуры России новейшего времени. 1917 – 2000 гг.: Хрестоматия / Авт.-сост. О.В. Бригадина. Мн., 2003. С. 341-404.
История России (IX–XXI вв.): Учебник / под ред. проф. А.В. Дворниченко и проф. В.С. Измозика. М., 2006. С. 412-417.
Конфликты и диалог политических культур в современной России / Под. ред. А.В. Глуховой. Воронеж, 2005. С.11–-96.
Митрошников О. Культура России в оценках экспертов и населения // Свободная мысль. 2005. № 10. С. 130–145.
Тертышный А.Т., Трофимов А.В., Шориков А.Ф. Отечественная история: Интерактивный мультимедийный учебник. Екатеринбург, 2007.
Фортунатов В.В., Снигирев С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях: Учеб. пособие. СПб, 2008. С.220-221.
http://magazines.russ.ru (журналы «Вопросы литературы», «Континент», «Критическая масса», «Неприкосновенный запас», «Новое литературное обозрение»).
http://culturolog.panor.ru (журнал «Вопросы культурологи»).
http://ecsoman.edu.ru (журнал «Социологические исследования»).
Гайдар, Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России [Текст] / Е.Т. Гайдар.– М., 2007.
Костина, А.В. Культурная политика современной России. Соотношение этнического и национального [Текст] /А.В. Костина. – М., 2007.
Новейшая история России. 1914–2008 : учебное пособие для студентов вузов [Текст] // под ред. М.В. Ходякова. – М., 2008.
Российская модернизация: размышления о самобытности [Текст] / под ред. Э.И. Паина и О.Д. Волкогоновой. – М., 2008.
Россия в современной системе обеспечения глобальной стабильности: политика и восприятие / под ред. А.А. Кокошина. – М., 2008.
Согрин, В.В. 1985–2005: три превращения современной России [Текст] / В.В. Согрин// Отечественная история. – 2005. – № 5.
Социальная структура современного российского общества [Текст] / под ред. А.В. Воронцова– СПб., 2007.
Социальные неравенства и социальная политика в современной России [Текст] / под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. – М., 2008.