Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине История (история России, всеобщая история).docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уже с 1918 г. предпринимались поиски национально-государственных форм объединения советских республик, а в декабре 1922 г. было провозглашено создание союзного государства.
При изучении материала по данной теме рекомендуется в первую очередь обратить внимание на то, что объединительные процессы значительно ускорились к окончанию Гражданской войны, но завершению поисков форм национально-государственного устройства нового государства мешала неопределенность идейно-теоретических представлений у лидеров большевиков. Необходимо обратить внимание на известные проекты союзного договора и выяснить принципиальные различия каждого из них, преимущества и недостатки. Также рекомендуется отследить основные этапы в формировании союзного государства и определить ключевые даты и факты, связанные с формированием СССР.
Задания
1. По Конституции 1924 г. в СССР была следующая форма правления:
а) конституционная монархия;
б) парламентская республика;
в) президентская республика;
г) самодержавие.
2. Основными предпосылками и причинами образования СССР были:
а) традиционные экономические связи между различными регионами страны;
б) имперская модель модернизации страны;
в) популярность идеи «неделимой и единой России» в национальных районах бывшей Российской империи;
г) сложившийся за годы Гражданской войны военный союз республик.
3. В Конституции СССР 1936 г. было законодательно закреплено:
а) завершение реконструкции народного хозяйства;
б) построение в основном социалистического общества;
в) построение развитого социализма;
г) начало строительства коммунистического общества.
4. Дать сравнительную характеристику Конституций 1924 и 1936 гг.
Критерии | Конституция 1924 г. | Конституция 1936 г |
Высшие органы государственной власти | | |
Полномочия главы государства | | |
Правовой статус личности | | |
Функции основных ветвей власти | | |
Литература
Конституция СССР 1936 г.
Конституция СССР 1924 г.
Рубан М.В. Положение в мире и Советский Союз в 20–30-е годы // Тертышный А.Т., Трофимов А.В., Шориков А.Ф. Отечественная история: мультимедийный интерактивный учебник. 2005, 2006, 2007.
Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 132–133, 232, 457–458, 466–469.
Трофимов А.В., Борзихина И.В. Отечественная история. Екатеринбург, 2009. Ч.3.
Эволюция национальной политики СССР. 1917–1941 // Вестник Московского гос. ун-та. Серия 8. История. 2002. № 3.
Тема 11. Эволюция политической системы
в 1920-1930-е годы
Цели и задачи изучения темы
1920–е годы – это время, когда в Советской России демонтировался «военный коммунизм» и была введена более либеральная экономическая политика (нэп). Но в связи с резким ухудшением экономической ситуации в 1927 г. руководство страны вновь прибегло к чрезвычайным мерам и к переходу сталинского плана форсированного построения социализма.
Цель самостоятельной работы: 1) определить взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в рассматриваемый период и политическим, социально-экономическим развитием СССР; 2) выявить факторы, которые повлияли на трансформацию политических режимов.
Методические рекомендации
При подготовке к раскрытию данных проблем обратите внимание на следующие моменты:
существовала ли связь между стратегией форсированного экономического роста, с одной стороны, и формированием в СССР тоталитарного режима – с другой;
как партийно-государственному руководству на протяжении 1930-х гг. удавалось поддерживать трудовой энтузиазм значительной части советских людей и их веру в близкое «светлое будущее».
При раскрытии данных вопросов учтите, что в политическом руководстве в 1920-е годы шла внутрипартийная борьба, основным содержанием которой являлась прежде всего борьба за обладание реальной политической властью.
Для проверки своих знаний по данной теме рекомендуется ответить на вопросы №№ 7–15 из учебно-методического комплекса (с. 54–55) и найти определения следующих понятий: авторитаризм, ГУЛАГ, диктатура пролетариата, культ личности, политический режим, репрессии, тоталитаризм.
Задания
1. Характерными чертами тоталитарного режима являются:
а) политический плюрализм;
б) унификация общественной жизни;
в) разделение законодательной
, исполнительной и судебной властей;
г) культ национального вождя.
2. Составьте таблицу «Формирование тоталитарной политической системы». Определите предпосылки и последствия формирования тоталитарной политической системы в СССР:
Формирование тоталитарной политической системы | |
Предпосылки 1. 2. 3. 4.…. | Последствия 1. 2. 3. 4.… |
Литература
Выбор пути. История России 1861–1938: Учеб. пособие / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. С. 424–515.
Выбор пути. История России 1939–2000: Учеб. пособие / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина и А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001. С. 43–53.
Караваева, И.В. Формирование органов местного самоуправления и их финансовой базы в годы нэпа [Текст] /И.В. Караваева // Финансы. – 2006. – № 2.
Кацва Л. Россия нэповская (политический строй в первые годы нэпа) // http://archive.1september.ru/his/1998/his39.htm
Нэп: экономические, политические и социокультурные аспекты [Текст]. – М., 2006.
Полищук, И.С. Новая экономическая политика: теория и практика (опыт исследования истории России 20-х гг. XX в.). [Текст] / И.С. Полищук. – Тверь, 2007.
Старков, Б.А. Роль органов государственной безопасности во внутрипартийной борьбе 1920–1930-х гг. [Электронный ресурс] / Б.А. Старков. – Режим доступа. – http: //www.fsb.ru/ history/ read /1999/ starkov.html
Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 122-141, 221-248,498-501.
Тема 12. этапы Великой Отечественной войны
Цели и задачи изучения темы
Великая Отечественная война стала важнейшей составной частью Второй мировой войны, во многом изменив ход последней. Цель самостоятельной работы: показать роль и значение основных этапов Великой Отечественной войны.
Методические рекомендации
Для более полной характеристики этапов войны необходимо остановиться на следующих аспектах: определение хронологии этапа, их название, основные события на фронтах, в тылу и на международной арене; в чем проявились изменения в стратегии и тактике достижения победы на каждом из этапов военных действий.
Для закрепления темы также необходимо назвать крупные сражения и определить их значение в ходе войны.
Задания
I. Проанализируйте основные мероприятия начального периода Великой Отечественной войны.
Сведите данные в таблицу.
Сферы деятельности | Основные мероприятия | Результаты |
1. Экономическая | | |
2. Административно-политическая (мобилизационная) | | |
3. Культурная | | |
2. Соотнесите даты и события:
а) наступательный период Сталинградской битвы; б) битва за Днепр; в) Курская битва; г) операция «Багратион» | а) 23 июня-29 августа 1944 г.; б) 19 ноября 1942г.-2 февраля 1943 г.; в) 5 июля – 23 августа 1943 г.; г) 26 августа – 22 декабря 1943 г. |
Литература
Беспалов В.В. Правда и вымыслы о победе советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) [Текст] / В.В. Беспалов // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – №1.
Беспалов, В.В. Провал «блицкрига» фашистской Германии [Текст] / В.В. Беспалов // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3.
Васильев, А.Ф. Был ли в 1941 Советский Союз готов к войне [Текст] / А.Ф. Васильев // Вопросы истории. – 2005. – № 1.
Дашичев, В.И. Немеркнущий подвиг народа. Как был положен конец фашистской экспансии [Текст] /В.И. Дашичев // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3.
Кудряшов, С. В поисках истории войны. Интерпретации Великой Отечественной и новые документы из Архива Президента РФ [Текст] / С. Кудряшов // Родина. – 2010. – № 5.
Мельтюхов, М.О. О «превентивной войне» [Текст] / М.О. Мельтюхов // Родина. – 2010. – № 5.
Микрюков, В.Ю. О фальсификации истории Великой Отечественной войны [Текст] / В.Ю. Микрюков // Вопросы истории. – 2010. – № 12.
Степанов, С.А. Историко-политологическая постановка проблемы истории Великой мировой войны и ее последствий [Текст] / С.А. Степанов // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 5.
Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 141–145, 249–250, 347, 493.
Трофимов А.В., Борзихина И.В. Отечественная история. Екатеринбург, 2009. Ч.3.
Тема 13. Геополитические изменения в мире В 1946–1991 гг. Распад СССР
Цели и задачи изучения темы
Цель самостоятельной работы – изучить развитие международных отношений в период от окончания Второй мировой войны до распада Советского Союза, рассмотреть основные этапы мирового развития,
проследить тенденции и направления этого процесса, изучить существующие концепции и точки зрения на развитие мирового сообщества.
Методические рекомендации
Для более полного понимания проблем темы необходимо:
- рассмотреть изменения в мире, произошедшие в результате Второй мировой войны; дать оценку этим изменениям с точки зрения советских и западных историков; аргументировано обосновать свою точку зрения на эти процессы;
- охарактеризовать послевоенное развитие мира, раскол мира на противостоящие друг другу системы; дать оценку причин «холодной войны» с точки зрения советской и западной исторической науки;
- изложить свое понимание причин «холодной войны», противостояние двух систем;
- рассмотреть основные этапы развития международных отношений в 1980-е годы, политику противостояния двух систем и те изменения, которые она претерпевала в рассматриваемый период. Показать причины этих изменений, борьбу мнений по вопросам международных отношений в советской и западной исторической науке. Охарактеризовать концепцию «нового политического мышления» М.С. Горбачева, выделить основные проблемы мирового развития, изложенные в этой концепции; сформулировать ваше отношение к этой концепции;
- рассмотреть изменения, происшедшие мире в результате краха «мировой системы социализма» и распада СССР. Изучить различные точки зрения на причины этих явлений (коммунистическую, либеральную, национально-патриотическую);
- рассмотреть проблемы глобализации как основной тенденции развития мирового политического процесса. Дать определение глобализации, различные подходы к трактовке этого определения; охарактеризовать теоретические дискуссии по вопросам глобализации.
Задания
-
Определите, кому принадлежит та или иная точка зрения на развитие международных отношений.
а) Л.И. Брежнев;
б) М.С. Горбачев;
в) И.В. Сталин;
г) Н.С. Хрущев
-
новая мировой война неизбежна. Нужно интенсивно готовиться к ней. «Холоднаявойна» – кратковременнаяпередышкамеждудвумямировымивойнами;
2) мировая война не является неизбежной – ее можно предотвратить. Для этого нужно укреплять единство всех миролюбивых сил, укреплять оборонную мощь советского Союза – главного оплота мира. Мирное сосуществование не исключает противостояния двух систем в области политической, экономической, идеологической, более того, оно является формой классовой борьбы.