Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине История (история России, всеобщая история).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации



Для изучения данной темы целесообразно выделить хронологические этапы централизации:

1 этап – начало XIV в. – 1389 г.

2 этап – 1389–1462 гг.

3 этап – 1462–1533 гг.

Рассматривая ход политической централизации, важно обратить внимание на конкретную историческую обстановку каждого этапа централизации, выделить их главные события и подвести итоги по каждому из них, проследить внутреннюю и внешнюю деятельность русских князей.

При изучении событий первого этапа централизации необходимо иметь в виду, что его главным содержанием являлась борьба московского княжества со своими политическими соперниками (Тверским и Великим княжеством Литовским) за лидерство в «собирании земель». Надо выделить те причины, по которым стало возможным возвышение Московского княжества (как объективные, так и субъективные).

Особое внимание надо уделить княжению Ивана Калиты, при котором Московское княжество стало лидирующим. При этом следует обратить внимание на те политические действия, которые предпринимал Иван Калита для расширения своих владений и укрепления личной власти. Какова роль Золотой Орды в политической борьбе русских князей?

Далее надо подвести итоги деятельности Ивана Калиты и отметить, насколько расширилась территория Московского княжества (при этом можно воспользоваться историческими картами) и какую роль стала играть Москва во заимоотношениях с русскими княжествами и с Золотой Ордой. Далее надо отметить, как продолжали политику отца его преемники – Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской. После этого приступите к изучению истории Куликовской битвы (1380 г.), ее причин и итогов и отметить, в чем заключается ее историческое значение. Выделите роль церкви в процессе объединения русских земель.

При изучении второго этапа централизации необходимо обратить внимание на то, что это было время дальнейшей борьбы Москвы за упрочение своих позиций, укрепление власти великого князя Московского. Отметьте, с деятельностью каких московских князей связан этот период.

В первой четверти XV в. борьба за власть шла уже не между сильнейшими русскими князьями, а между представителями одного правящего дома – «гнезда» Калиты. Отражением этого процесса стала 20-летняя феодальная война (1425–1453 гг.). При изучении этого события надо отметить, какие русские князья вступили в войну с московским князем Василием II, что
явилось поводом к войне, как проходила война и каковы ее итоги. Какое влияние оказала война на ход централизации русских земель? Отметьте, как после окончания феодальной войны упрочились позиции московского князя в Новгороде, какие именно территории перешли под власть Москвы к окончанию второго этапа централизации.

При изучении третьего этапа централизации, который стал завершением политического объединения русских земель вокруг Москвы, необходимо выделить политическую роль Ивана III. Надо отметить, какие княжества перешли под покровительство московского князя и значение титула «Государь всея Руси», которым стал именоваться Иван III. Особо следует отметить, когда и как Московская Русь обрела независимость от Золотой Орды. Кроме того, надо выделить те исторические факты, которыми можно подтвердить завершение процесса политической централизации русских земель.

Рассматривая деятельность преемника Ивана III – Василия III, надо отметить, какие последние независимые русские земли он присоединил к Москве.


Подробное изучение этапов собирания русских земель в единое государство позволит понять особенности процесса национального объединения России. Перечислите эти особенности и проанализируйте их, сравните процессы централизации в Европе и в России.
Задания
1. Заполните таблицу «Государственная деятельность Ивана III».

Основные задачи

Методы их решения

Результаты











2. Отметьте черты единого государства, имевшие место в России к концу XV в. (выберите несколько вариантов ответа):

а) единая монета;

б) единая территория;

в) единая наемная армия;

г) единые законы;

д) единый хорошо развитый государственный аппарат;

е) единая налоговая система;

ж)единая религия;

з) единый всероссийский рынок.

Литература
Алексеев Ю.Г. Под знаменами Москвы: Борьба за единство Руси. М., 1992. С. 7–256 (или любое издание).

Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991. С. 13–227 (или любое издание).

Алексеев, Ю.Г. Проблемы истории средневековой Руси в трудах И.Я. Фроянова [Текст] / Ю.Г. Алексеев, В.В. Пузанов

// Исследования по русской истории и культуре : Сб. статей к 70-летию проф. И.Я. Фроянова. – М., 2006..

Гумилев, Л.Н. Черная легенда: друзья и недруги Великой степи [Текст] / Л.Н. Гумилев. – М., 2010.

Загадочная Московия: Россия глазами иностранцев (записки западных дипломатов XV– XVII вв.: документы и комментарии) [Текст] / З. Ножникова. – М., 2010.

Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991. С. 191–211 (или любое издание).
Каргалов, В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIII век [Текст] / В.В. Каргалов. – М., 2011.

Карпов, А.В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX–XI веках [Текст] / А.В. Карпов. – СПб., 2008.

Миронова, В.Б. Русь между Югом, Востоком и Западом [Текст] / В.Б. Миронова,
С.А. Голубева. – М., 2009.

Пузанов, В.В. Древнерусская государственность: генезис, этнокультурная среда, идеологические конструкты [Текст] / В.В. Пузанов. – Ижевск, 2007.

Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Учеб. пособие. Брянск, 2010.
Тема 2. Оценка деятельности Ивана IV

в исторической Литературе

Цели и задачи изучения темы
Целью изучения данной темы является определение роли и места в российской истории Ивана IV Грозного, который является объектом пристального интереса и многовековых споров исследователей, анализ основных точек зрения на личность и политику царя, представленных в отечественной историографии.
Методические рекомендации
Начать следует с точки зрения Н.М. Карамзина, которую он изложил в «Истории государства Российского». При этом необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

- в чем проявились заслуги Ивана Грозного;

- каким образом Н.М. Карамзин сравнивает Ивана Грозного с другими историческими деятелями;

- какие периоды в царствовании Ивана IV он выделяет.

Другая точки зрения в оценке личности и деятельности этого правителя связана с представителями «государственной школы» (С.М. Соловьев, Н.П. Павлов-Сильванский, Г.В. Плеханов, К.Д. Кавелин). Рассматривая эту позицию, студенты должны четко представлять, как ее сторонники определяют конкретные геополитические условия, в которых проходило царствование Ивана Грозного, и при этом обратить внимание на проблемы альтернативности в политике царя.


Специалисты советского периода нашли немало привлекательного в политике и методах царя.

Современные авторы (А.А. Зимин, Р.Г. Скрынников, Н.Е. Носов и др.) развивают альтернативную концепцию политики Ивана Грозного, стремясь к объективности в оценке личности и деятельности царя.

Задания
I. Сделайте вывод об итогах царствования Ивана Грозного и заполните таблицу:


Итоги правления Ивана Грозного

Положительные

Отрицательные

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.


2.В правление Ивана Грозного произошло:

а) создание регулярного войска;

б) создание флота;

в) открытие в Москве типографии;

г) введение государственного герба.
3. Какое из перечисленных событий не относится к периоду правления Ивана Грозного?

а) венчание Ивана IV на царство;

б) Ливонская война;

в) Куликовская битва;

г) завоевание Казанского царства.
4. Установите соответствие между датами и событиями:


а) 1547 г.

б) 1550 г.

в) 1558 г.

г) 1581 г.

1) начало Ливонской войны

2) введение заповедных лет

3) принятие Судебника Ивана IV

4) венчание на царство Ивана IV


5 .Кто из перечисленных исторических деятелей был современником Ивана Грозного?

а) митрополит Илларион;

б) митрополит Макарий;

в) публицист Иван Пересветов;

г) Иван Посошков.
6. Расположите реформы Избранной Рады в хронологической последовательности:

а) принятие Судебника;

б) военная реформа;

в) созыв Земского собора;

г) создание приказов.
Литература
Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л., 1989. С. 228–242.

Благовещенский, Г. Иоанн IV Грозный. Первый русский царь. Сталин XVI в. [Текст] / Г. Благовещенский. – СПб., 2010.

Боханов А. Самодержавие: идея царской власти. М., 2002.

Бушков, А. Иван Грозный. Кровавый поэт [Текст] / А. Бушков. – М., 2010.

Колыванова, М.О. Иван Грозный [Текст] / М.О. Колыванова. – М., 2009.
Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации. М., 2001. Ч.1. Глава 2, 3.


Разумовская, Е.А. Жажда власти: история заговоров от Рюриковичей до Романовых [Текст] / Е.А. Разумовская. – Ростов-на-Дону, 2011.

Скрынников, Р.Г. Иван Грозный [Текст] / Р.Г. Скрынников. – М., 2009.
Суворов, Д.В. История и культура России: мифы и реальность. Т. 2. Московия [Текст] / Д.В. Суворов // Цикл лекций : в 8 т. – Екатеринбург, 2007.

Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] /
А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005. –С. 40–51, 194–200, 304–309, 412–414.

Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., 1999. С. 114–148.

Янов А.Л. Тень Грозного царя. М., 1997.
Тема 3. Последствия Смутного времени

с точки зрения различных измерений

исторического процесса
Цели и задачи изучения темы
Целью изучения темы является выявление последствий одного из самых сложных и катастрофических периодов в истории России – Смутного времени начала XVII в.
Методические рекомендации
Последствия Смуты были трагичны. Страна оказалась на грани потери государственности и независимости. Рассматривая этот аспект проблемы, проанализируйте, как после Смуты менялось российское общество. Студентам необходимо определить следующее: как Смута способствовала возвышению и укреплению роли в обществе служилого человека.

Почему историки формационного направления называют XVII столетие «бунташным веком»? В связи с чем советские историки в основу изучения истории России XVII в. положили идею о ведущем значении двух факторов – развитии экономики и классовой борьбы?

Либеральные историки проанализировали социальные и политические предпосылки Смуты. В чем, по их мнению, истоки веры в доброго царя?

Рассматривая точку зрения историков либерального направления о том, что последствия Смуты очень сильно повлияли на зародыши Нового времени, студенты должны:

выявить направление и характер последующих реформ в стране;

ответить на вопрос, как Смута подготовила переходный период для петровских реформ.

Историки цивилизационного направления считают, что Смута выявила ограниченные возможности развития страны на основе восточной парадигмы. Приведите факты, которые подтверждают этот вывод.

Страна в ходе Смуты оказалась на грани потери государственности и независимости. Каким образом вышла она из этой ситуации?