Файл: 3. Основные вопросы менеджмента на предприятии туристского комплекса.odt
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Менеджер выполняет специфическую (частную) функцию, состоящую в том, чтобы при имеющемся спросе на какой-либо туристский продукт, клиента тщательно информировать о ценах, условиях проживания, особенностях страны, дать информацию об отелях, дать рекомендации и необходимые советы, предоставить буклеты и рекламные проспекты.
Вспомогательные функции выполняют: программист (установка и управление компьютерной техникой и программным обеспечением); специальные организации, которые обслуживают офисную технику; уборщица (уборка помещения).
1.3. Место предприятия в туристском кругообороте.
В настоящее время на туристическом рынке есть два вида туристических фирм: туроператоры и турагенты.
Туроператор - туристское предприятие (организация), которая занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу; рассчитывает в соответствие с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на эти туры; продает туры турагентам для выпуска и реализации турпутевок по своим лицензиям.
Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (3-20 процентов от стоимости тура). Турагенты зависимы от деятельности туроператоров, от качества представленных туристских продуктов на рынке; от четкой работы туроператора и профессионализма их работников.
В реальном туристском предпринимательстве наиболее часто встречается смешение функций, что характерно для туристского рынка.
Туристская фирма «Вояж» является контрагентом следующих туроператоров: Tez tour (Турция, Египет, Испания, Куба), Orange tur (Турция), More travel (ОАЭ, Турция, Египет, Тунис), Natalie tours (Кипр, Тайланд, Испания), Mouzenidis tour (Греция, Средиземноморское побережье), Zeus travel (Кипр), Дельфин (Крым, Краснодарский край) и другие, и занимается реализацией туров, как в зарубежных направлениях, так и в пределах России.
Войдя в международный рынок на общих началах, российские туристические организации включились в так называемую межрегиональную конкуренцию, то есть, в конкуренцию с другими гостеприимно принимающими странами, городами, курортами.
Эта конкуренция состоит не
только из ресурсной и материальной частей, но и из разнообразного количества дополнительных услуг, грамотного и квалифицированного их пакетирования, оригинальности и психологической разработки под потребителя, из возможностей неповторимых развлечений, специальных программ обслуживания, из широкого спектра специальных цен, скидок и льгот, основанных на комплексном (пакетном) предоставлении услуг и обслуживании. Все это является необходимыми элементами туристского кругооборота.3
Сотрудники любой туристской фирмы должны знать, что они предлагают клиентам. Поэтому управляющие фирмами и, в том числе фирмы «Элит плюс», стараются дать возможность каждому менеджеру совершить рекламные поездки, которые организуют туроператоры, в различные страны, города, новые туристские места, которые могут быть привлекательны для потенциальных клиентов фирмы. Такие поездки очень помогают менеджерам сориентироваться в огромном выборе отелей, баз отдыха и пансионатов, быть в курсе последних новинок, которые предлагают туроператорские компании и предложить клиенту те варианты отдыха, которые будут идеально удовлетворять его потребностям, желаниям и возможностям.
2. Экономические показатели туристского предприятия
2.1 Финансовое планирование предприятия.
Финансовое планирование является одной из важнейших задач в работе тур. предприятия.
Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.
Финансовое планирование-это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств, для обеспечения развития туристского предприятия. Финансовое планирование осуществляет по средствам составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Разработка, доведение до исполнителей, осуществление и корректировка совокупности финансовых планов фирмы является составными частями финансового планирования. Его объект - финансовая деятельность фирмы. Финансовое планирование осуществляет в целях реализации финансовой политики предприятия и её составных элементов.
Финансовый план турфирмы включает в себя:
-прогнозы положения фирмы «Вояж» на рынке туристских услуг,
-прогнозы её доходов и расходов,
-политику управления оборотным капиталом,
-учетную политику.
Разработка планов осуществляется по следующим этапам:
-
конкретизация финансовой стратегии туристского предприятия, -
финансовое состояние предприятия, -
определение предстоящих объектов производственно-коммерческой деятельности, -
выявление потребностей в финансовых ресурсах в целях и по отдельным элементам, -
конкретизация источников финансирования, -
корректировка планов.
Планирование можно условно разделить на два вида: краткосрочное (оперативное) и долгосрочное (стратегическое).
В основном на туристских предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предложить происходят все типичные для жизни туристического предприятия события, поскольку за этот срок выравнивается сезонные колебания конъюнктуры на рынке туристских услуг
Учитывая специфику туристского бизнеса, используются краткосрочные планы или текущие (на срок до одного года) и оперативные (менее одного года). Краткосрочный план на год включает объем производства услуг, планирования прибыли и другое. Текущие финансовые планы (на срок до одного года) обычно разрабатывает с поквартальной разбивкой. Краткосрочный финансовый план позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых ликвидных средствах.
Баланс, а так же план доходов и расходов туристского предприятия в рамках его операционной деятельности, план поступления и расходования денежных средств, план формирования и распределения финансовых ресурсов, а так же капитальный бюджет является основными видами текущих финансовых планов.
Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план. Он составляет на период от трех до пяти лет (конечно, с внесением изменений и корректировкой), поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.
Составление бизнес-плана, способствует внутреннему управлению туристским предприятием, так как он разрабатывается на основе поставки целей, способов их практического осуществления
, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:
-
обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы; -
расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал; -
определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов; -
подбор специалистов, которые способны реализовать данный план.
Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план - важное средство для увеличения капитала компании.
Одним из важнейших разделов бизнес-плана является его финансовый раздел в него входят:
-
план - прогноз финансовых результатов (предполагаемый объем продаж, влияние различных факторов на ожидаемый баланс доходов-расходов); -
определение источников финансирования; -
выявление потребности в дополнительных инвестициях; -
выявление точки безубыточности (порога рентабельности); -
составление баланса активов и пассивов; -
оценка финансовых ресурсов; -
расчет рентабельности (доходности) проекта.
Слежение за результатом выполнения плана включает сравнение планируемых показателей с реальными достижениями на протяжении определенного периода времени.
Налогообложение туристской деятельности - это изъятие в пользу государства заранее определенной и законодательно установленной части доходов туристской фирмы.
Налог (сбор, пошлина) - обязательный взнос в бюджет (внебюджетный фонд), осуществляемый плательщиком в соответствии с законодательными актами. Основным признаком плательщика налога является наличие самостоятельного источника дохода.
Рассматривая налогообложение туристкой деятельности, можно выделить следующие особенности:
1. Налог на прибыль. Ставка налога на прибыль установлена в следующих размерах: всего 24%, в т.ч. 17% в бюджет субъектов РФ, 5% в Федеральный бюджет, 2% в местный бюджет. Данный налог оплачивается поквартально 28 числа, следующим за отчетным кварталом.
2. Налог на имущество. Ставка налога составляет 1,4% от 2,2% годовых, оплачивается поквартально.
2.2 Анализ финансового состояния предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия представляет собой один из важнейших этапов аналитической работы, так как на его основе дается оценка полученных результатов, формируется финансовая стратегия и вырабатываются меры по ее реализации. Анализ финансового состояния предприятия проводится по оценке следующих показателей: финансовой устойчивости, кредитоспособности, ликвидности, коэффициента использования капитала.
Основным источником информационного обеспечения оценки финансового состояния предприятия являются бухгалтерский баланс и приложения к нему в виде финансовой отчетности, отчет о движении денежных средств, о движении капитала, в т.ч. собственного.
В бухгалтерском балансе предприятия отражаются средства (имущество) его по состоянию, составу, и размещению на определенную дату – это активы, которые, по существу, должны приносить доход предприятию. В балансе также указаны источники формирования ресурсов, за счет которых формируются активы предприятия, - это пассивы, которые, по существу, представляют его финансовые обязательства.
Основная цель проведения анализа состояния активов и пассивов предприятия заключается в выявлении изменения за отчетный период в их составе и структуре по таким группам, как мобильные, т.е. оборотные (текущие), и внеоборотные (иммобилизованные) активы. Результаты анализа позволяют определить финансовую стабильность предприятия.
При установлении стабильного финансового положения, можно сказать, что фирма является кредитоспособной. С этого момента предприятие рентабельно, т.к. получает прибыль от своей деятельности и самоокупаемо, т.к. доходы превышают расходы. Результатом является оптимизация себестоимости, то есть полученной прибыли должно хватать на развитие фирмы, рост заработной платы. Именно к этому и стремятся все современные предприятия.
2.3 Анализ ценовой политики предприятия.
Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является инструментом, функционирующим только на основе экономических законов.
Величина цены на туристский продукт определяется себестоимостью туристского продукта и спросом на этот