Файл: Лекция Педагогические основы вожатской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Макаренко показал какие чудеса происходят с ребятами в настоящем коллективе. Но коллектив не только условие, но и средство для развития личности, инструмент для соприкосновения с нею. Коллектив дает личности социальную защищенность, поскольку в нем человек обретает защиту и помощь, поддержку и дружеское понимание.

Основные характерные признаки детского коллектива:

Наличие общественно значимых целей, их последовательное развитиекак условие и механизм постоянного движения вперед.

Систематическое включение воспитанников в разнообразную общую (совместную) деятельность.

Отношения ответственной зависимости. Общий выборный орган управления.

Совместной общественно-значимой деятельности старших и младших, воспитателей и воспитанников, в результате которой рождается совместный продукт, в последнее время совсем не уделяют внимания, считая в априори, что такой деятельностью является учеба. Хотя без производительного труда не состоялся бы опыт Шацкого, Ионина, Макаренко.

Вопрос о существовании большого детского коллектива (400-500

человек), о его структуре, решается с вопроса о создании первичных коллективов, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. У Макаренко этот вопрос был решен через разновозрастные отряды совместно проживающих ребят, а не через классы-
отряды (преимущественно), как в современных школах, детских оздоровительных лагерях.

При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными.

По характеру деятельности первичные коллективы можноразделить на три группы, которые организованы на основе:

разнообразной (в том числе и учебной – классы, отряды) деятельности; одного вида деятельности (кружки, секции, клубы);

игровой или других видов деятельности по месту жительства.

Еще одной настоящей педагогической находкой Макаренкостал сводный отряд, создаваемый для конкретного дела, события - своеобразный совет дела. Можно сказать, что это четвертая группа первичныхколлективов (но только временных, создаваемых для выполнения какого-либособытия, проекта, программы и т.д.).

Законы и принципы развития коллектива, его эффективного функционирования (по Макаренко).

Закон параллельного действия. Поскольку коллектив несет ответственность за каждого своего члена, педагог воздействует на личность только через коллектив.

Закон развития (движения) коллектива. Коллектив, достигший своейцели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.

Принцип перспективных линий состоит в организации новых перспектив коллектива, реализация которых принесет удовлетворение и радость членам коллектива. Это принцип перспективных радостей,

«завтрашних радостей» детей в

коллективе.

Принцип педагогической целесообразности основывается на отборе содержания жизни детей, их деятельность и общение в коллективе должны

обусловливаться целями и задачами воспитания.

Принцип активной целеустремленности. Макаренко подчеркивал:

«Мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательнойработе требуется решительная и активная энергия устремления к цели...»

Принцип целостности процесса воспитания. «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически...».

Принцип ответственной зависимости коллектив и каждый член коллектива ответственны за действия коллектива, за его жизнедеятельность. Коллектив строит свою деятельность исходя из интересов его членов, обеспечивая им максимальное развитие.

Педагогическое требование способ воздействия коллектива на сознание воспитанников с целью стимулирования или торможения отдельных видов их активности. Требование должно быть целесообразным, определенным, посильным и понятным.

Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает быстро навести порядок и дисциплинув школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять взаимоотношения и придает им
общественную направленность.

Диалектика педагогического процесса такова, что педагогическое требование, будучи сначала методом в руках педагогов, в своем развитии становится методом деятельности воспитательного коллектива и одновременно превращается во внутренний стимул деятельности детей, отражается в их интересах, потребностях, личных стремлениях и желаниях. Не случайно одним из золотых правил педагогики является такое «никогда не предъявляй требований ученику, группе, коллективу), если не уверен, что они будут выполнены».

Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива, опираясь на них. Очень

важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством, активом.

Итак, основными условиями развития детского коллектива являются – педагогическое требование, общественное мнение в коллективе, организация самоуправления, накопление и укрепление традиций.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти определенный путь качественных преобразований.