Файл: Лекция Педагогические основы вожатской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и представлений, точных знаний о предмете, явлении, ценности.., к которым педагог хочет сформировать определенное отношение); воздействие на эмоциональную сферу личности (с целью возбуждения эмоционально-положительного

.состояния личности по отношению к явлениям и предметам окружающей действительности, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ; и эмоционально-отрицательное к негативным предметам и явлениям); воздействие на поведенческо-деятелъностную сферу личности воспитанника с целью создания опыта нравственного (ценностного) поведения.

При этом любое воспитательное воздействие, начиная от большого общешкольного мероприятия до простого сиюминутного воздействия педагога на воспитанника, должно обязательно включать органически соединенные воздействия на все три сферы личности: сознание, эмоции, поведение. Только тогда можно, говорить о воспитывающем (т.е. развивающем) воздействии в процессе воспитания.

Во-вторых,богатство и многообразие интересов (увеличивающееся с возрастом) определяет воспитательный потенциал организуемой в педагогическом процессе деятельности. Попробуем проанализировать этот тезис по результатам «включения невключения» в те или иные виды деятельности подростков и юношей — девушек разного уровня воспитанности и развития (интеллектуального и духовного).

Специфика деятельности школьников заключается в том, что она имеет возрастную динамику; все виды деятельности тесно между собой взаимосвязаны. Существенным моментом ее организации является научение,где воспитатель выступает
с позиций методиста.

Следовательно, в такой логике должно строиться любое воспитательное воздействие школьного педагога. Допустим, готовим пятиклассников к посещению музея, выставки, театра и т.д. Рассказываем о музее, выставке, те- атре и их содержании, знакомим с правилами культуры поведения в этих местах, отрабатываем в ролевой игре, на «уроке» культуры поведения, в этическом тренинге эти умения,следим за реализацией сформированных умений непосредственно в музее, при посещении выставки, в театре, в транспорте, многократноповторяя для учащихся возможность проявления этих умений, которые постепенно превращаются в поведенческий (осознанный!) навык,закрепляются как естественная привычкакультурного человека. Как писал А.С. Макаренко, человек должен поступать нравственно не потому, что сел и подумал, а потому, что у него сформирована привычка нравственного поведения. И так в любом виде деятельности, при орта- низации-любой формы воспитательной работы с детьми.

  1.   1   2   3   4

Основныенаправлениязаботывожатого




Дать детям жизненные точки опоры Создать условия для развития детей

Стимулирование САМОразвития (включать в коллективнуюдеятельность с постепенным переводом ее в ранг личностно-ориентированной самодеятелности)

Включать детей в формы жизнедеятельности в которых проецируетсяидеи самопознания и самовоспитания

Сам вожатый пример самоактуализирующейся личности

Чему и как учить детей, стимулируя самовоспитание? К.Д. Ушинский «правила жизни»

Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее Прямота в словах и поступках

Обдуманность действия Решительность

Не говорить о себе без нужды не одного слова

Не проводить время бессознательно: делать то, что полезно, а не то ,что случится

Каждый вечер добросовестно отдавать отчет в своих поступках

Ни разу не хвастать ни тем что было, ни тем что есть, ни тем что Будет Д.С. Лихачев 10 заповедей человечности

Не убей и не начинай войны.

Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не приписывай труда брата своего.

Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

Уважай мысли и чувства братьев своих.

Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй И почитай.

Чти природу
как матерь свою и помощницу.

Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

Пусть свободным будет все, ибо рождается свободным.

К основным психолого-педагогическим условиям эффективной деятельности в детском оздоровительном лагере можно отнести: реализация возможностей каждого возраста, с учетом индивидуальных

особенностей;

развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей; создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Психическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции.

Младший возраст (6-9 лет)

Дети этого возраста нередко впервые надолго (более 20 дней) отрываются от привычных домашних условий, расстаются с близкими людьми, оказываются в обществе незнакомых детей и взрослых. Большинство детей этого возраста отличаются подвижностью, любознательностью, активностью и непоседливостью. Они не могут долго концентрировать внимание на каком- либо предмете или объекте, поэтому время их занятий должно быть коротким, а различные виды деятельности чередоваться между собой и иметь обязательно игровой характер.

В эти годы дети особенно эмоционально относятся к требованиям лагеря и правилам внутреннего распорядка отряда. Появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое, критическое отношение к действиям и поступкам товарищей. Вместе с тем новый режим, новые нагрузки, прежде всего на психику ребенка, требуют разрядки, которую можно
найти в играх.

Также нужно помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проходит на уровне непроизвольного - запоминания частности, в игре).

Таким образом, основной вид деятельности в этом возрасте

игра. Именно игра приходит на помощь вожатому.

При организации игр нужно учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста. Они очень податливы различным влияниям

окружающей среды, быстро утомляются (особенно их утомляют длительныепо времени однообразные движения). Это связано с их физическим развитием.Поэтому в занятиях с детьми младшего

возраста должны быть максимально задействованы подвижные игры без особых нагрузок, с

ограничением прыжков и бега, направленные на развитие умения лазать и пользоваться качелями.

Ребят необходимо обеспечить конкретными поручениями, но дать им творческую свободу при их выполнении. Вожатый обязан помнить, что перед тем, как дать любое поручение, нужно провести разъяснительную работу. Если идет уборка помещения, то, прежде всего, вожатый лично должен показать, как заправляется кровать, как расположить вещи в тумбочке, где находится шкаф.

Ребята этого возраста остро нуждаются в оценке своих действий, их необходимо хвалить. Малышам за их удачи обязательно нужно вручать награды. Пусть это будут самодельные медали со словами «Самому ловкому»,

«Самому веселому», «Самому находчивому» и т.д., но они дают ребенку реальное ощущение успеха, создают необходимый эмоциональный подъем.

Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений.