Файл: Лекция Педагогические основы вожатской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи: обеспечение информации о ходе и результативности воспитания; своевременное выявление возникающих противоречий и проблем;
формирование оценки и самооценки поведения.
Методы самовоспитания – методы воздействия на сферусаморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции.
Задачи: формирование потребности в самовоспитании и самообразовании, формирование способности к адекватной самооценке, к рефлексии, выработка умений и навыков самовоспитания.
Существует и другой подход к классификации, согласно которому три метода воспитания (по Пидкасистому П.И.) – это три стороны педагогического влияния на становление личности, а педагог только:
способствует восприятию мира; помогает ребенку осмысливать этот мир;
инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка. Введение «методов воспитания» обусловлено психологической природой отношения. Отношения – это связь субъекта с объектомокружающей действительности, избирательно установленная и проявляющая себя в трех
формах: рациональной, эмоциональной и практически- действенной. Чтобы прослеживать становление отношения, надо видеть эти три формы, в которых оно существует.
Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, аппелирующее к разуму. Практическа-действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение
подвластно влиянию через оценочное воздействие.
Отсюда следуют и три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.
Метод убеждения выступает в виде – суждения педагога; аргументации педагога; мнения, высказанное педагогом; диалога; дискуссии; обмена впечатлениями; советов, рекомендаций и др.
Метод упражнения – это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, оснащающего его поведенческими умениями: пример педагога; просьбой что-либо сделать; просьбой что-либо переделать; показом-инстуркцией; специальным тренингом; игрой с этико- психологическими правилами; традиционным оформлением некоторых правил поведения; приказ к действию в особыхслучаях и др.
Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки.
Виды открытой оценки – поощрение (одобрение, похвала, награждение, благодарность, присвоение звания) и наказание (неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения или группы). Приемы воспитания - элементы педагогической технологии метода,
педагогическая техника его реализации.
Приведем примеры:
Приемы, направленные на изменения взаимоотношений воспитанника с педагогом и окружающими:«Ролевая маска», «Непрерывная эстафета мнений»,
«Импровизация на свободную тему». «Импровизация на заданную тему».
«Обнажение противоречий». «Самостимулирование».
Приемы организации общения:«Инструктирование». «Распределение ролей».
«Коррекция позиций». «Самоотстранение учителя». «Распределение
инициативы». «Обмен функциями». «Мизансцена».
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.
Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.
На практике всегда стоит задача не просто использовать один из методов, а выбрать их совокупность. Выбор такой совокупности - это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии,средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнить между собой эффективность различных методов воспитания и говорить об их продуктивности.
Важно отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведетк позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым. И многое зависит от стиля взаимодействия воспитателя и воспитанников. Хорошо если это отношения
коммунистического товарищества (по И.П. Иванову), а не авторитаризм, не чрезмерная опека и не вседозволенность (свободное воспитание).
Что же должно учитываться при определении методов воспитания, что
определяет продуктивное и непродуктивное использование методов и приемов воспитания в различных педагогических ситуациях?
Прежде всего педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания. Именно они определяют, какова должна быть совокупность методов для их решения. Необходимо учитывать возрастные особенностишкольников. Однии те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста школьников. Формировать, скажем, мировоззрение нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться: те, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.
Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, программы - лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Воспитатель-гуманист будет стремитьсяприменять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я». Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня ее сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка. Для выбора метода большое значение имеет уровень квалификации педагогов.
Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком и которыми владеет.
И, конечно, выбирая методы, воспитатель должен
быть уверен в успехеих применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.
Коллектив как условие и средство развития личности. Теория и практика
развития детской группы. Структура и стадии развития детской группы. Педагогические требования к организации детского коллектива. Законы эффективного функционирования детского коллектива.
В своё время К. Маркс сказал, что только в коллективе возможна подлинная свобода личности, расцвет её способностей и дарований. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун России и определило становление коллективистской системы воспитания в масштабах всей страны (Щацкий И.В., Сорока- Росинский В.Н., Ионин И.В., Макаренко А.С. и др.).
Коллектив стал для них условием для взращивания человеческого в человеке. «Коллектив – это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности, коллектив – это социальный организм в здоровом человеческом обществе».
Именно опыт Антона Семеновича
формирование оценки и самооценки поведения.
Методы самовоспитания – методы воздействия на сферусаморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции.
Задачи: формирование потребности в самовоспитании и самообразовании, формирование способности к адекватной самооценке, к рефлексии, выработка умений и навыков самовоспитания.
Существует и другой подход к классификации, согласно которому три метода воспитания (по Пидкасистому П.И.) – это три стороны педагогического влияния на становление личности, а педагог только:
способствует восприятию мира; помогает ребенку осмысливать этот мир;
инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка. Введение «методов воспитания» обусловлено психологической природой отношения. Отношения – это связь субъекта с объектомокружающей действительности, избирательно установленная и проявляющая себя в трех
формах: рациональной, эмоциональной и практически- действенной. Чтобы прослеживать становление отношения, надо видеть эти три формы, в которых оно существует.
Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, аппелирующее к разуму. Практическа-действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение
подвластно влиянию через оценочное воздействие.
Отсюда следуют и три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.
Метод убеждения выступает в виде – суждения педагога; аргументации педагога; мнения, высказанное педагогом; диалога; дискуссии; обмена впечатлениями; советов, рекомендаций и др.
Метод упражнения – это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, оснащающего его поведенческими умениями: пример педагога; просьбой что-либо сделать; просьбой что-либо переделать; показом-инстуркцией; специальным тренингом; игрой с этико- психологическими правилами; традиционным оформлением некоторых правил поведения; приказ к действию в особыхслучаях и др.
Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки.
Виды открытой оценки – поощрение (одобрение, похвала, награждение, благодарность, присвоение звания) и наказание (неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения или группы). Приемы воспитания - элементы педагогической технологии метода,
педагогическая техника его реализации.
Приведем примеры:
Приемы, направленные на изменения взаимоотношений воспитанника с педагогом и окружающими:«Ролевая маска», «Непрерывная эстафета мнений»,
«Импровизация на свободную тему». «Импровизация на заданную тему».
«Обнажение противоречий». «Самостимулирование».
Приемы организации общения:«Инструктирование». «Распределение ролей».
«Коррекция позиций». «Самоотстранение учителя». «Распределение
инициативы». «Обмен функциями». «Мизансцена».
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.
Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.
На практике всегда стоит задача не просто использовать один из методов, а выбрать их совокупность. Выбор такой совокупности - это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии,средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнить между собой эффективность различных методов воспитания и говорить об их продуктивности.
Важно отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведетк позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым. И многое зависит от стиля взаимодействия воспитателя и воспитанников. Хорошо если это отношения
коммунистического товарищества (по И.П. Иванову), а не авторитаризм, не чрезмерная опека и не вседозволенность (свободное воспитание).
Что же должно учитываться при определении методов воспитания, что
определяет продуктивное и непродуктивное использование методов и приемов воспитания в различных педагогических ситуациях?
Прежде всего педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания. Именно они определяют, какова должна быть совокупность методов для их решения. Необходимо учитывать возрастные особенностишкольников. Однии те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста школьников. Формировать, скажем, мировоззрение нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться: те, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.
Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, программы - лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Воспитатель-гуманист будет стремитьсяприменять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я». Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня ее сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка. Для выбора метода большое значение имеет уровень квалификации педагогов.
Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком и которыми владеет.
И, конечно, выбирая методы, воспитатель должен
быть уверен в успехеих применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.
Коллектив как условие и средство развития личности. Теория и практика
развития детской группы. Структура и стадии развития детской группы. Педагогические требования к организации детского коллектива. Законы эффективного функционирования детского коллектива.
В своё время К. Маркс сказал, что только в коллективе возможна подлинная свобода личности, расцвет её способностей и дарований. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун России и определило становление коллективистской системы воспитания в масштабах всей страны (Щацкий И.В., Сорока- Росинский В.Н., Ионин И.В., Макаренко А.С. и др.).
Коллектив стал для них условием для взращивания человеческого в человеке. «Коллектив – это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности, коллектив – это социальный организм в здоровом человеческом обществе».
Именно опыт Антона Семеновича