Файл: Лекция Педагогические основы вожатской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определение цели и задач предстоящей деятельности). Учитывая наличие в этом возрасте в той или иной степени выраженной рефлексии, сосредоточьте внимание на анализе и самооценке сделанного, сопоставлении цели и результата, оценке адекватности и действенности избранных средств. Выстройте систему работы лидеров (научите детей управлять собой и другими).
Развитие воли (психологический настрой и осознанное преодоление трудностей)
Постановка цели (составление конкретной программы самовоспитания; очерчивание круга идеалов; составление правил которым необходимо неуклонно следовать)
Реализация программы (ведение календаря – ежедневника; дневник;
самообязательства)
Контроль и анализ (анализ прожитого…; анализ отношений с людьми; контроль чувств и эмоций; саморегуляция поведения; самооценка хода самовоспитания)
Выбор помощников и единомышленников (уважаемые люди, окружение; книги, аудио-видео материалы)
Содержание воспитания признается учеными основным культурным аспектом педагогического воздействия на личностный опыт ребенка. Его освоение может быть осуществлено в процессе работы, организованной учителем, иначе говоря, реализации в жизни педагогического взаимодействия. Всевозможные приемы организации педагогического взаимодействия рассматриваются в качестве координационных форм освоения содержания воспитания.
Воспитательные методы и приемы в педагогике выделяют как главные формы организации педагогического взаимодействия. Они считаются определенными способами,
обеспечивающими выполнение целей и задач воспитания посредствам усвоения учащимся содержания воспитания.
Базу приемов для воспитания образуют действия преподавателей, нацеленные на стимулирование работы обучающихся.
Существование приемов воспитания возможно в качестве совокупного метода, отдельного воздействия, конкретного совершенствования воспитательного процесса. Существуют условия, при которых они воспринимаются как обособленный способ педагогического взаимодействия, если решаемые с его помощью задачи обеспечивают условия успешной реализации педагогической деятельности
Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характери не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот.
Задачи: Формирование новых или дальнейшее развитие имеющихся
представлений, понятий и ценностей. Выработка правильного отношения воспитуемых к тем или иным поступкам или отношениям. Привнесение морали в сознание школьников. Выработка умений анализировать и оценивать свои поступки, действия, поведение в целом (обучение рефлексии). Формирование адекватной самооценки.
Рассказ – наиболее распространненый метод в работе с дошкольникамии младшими школьниками. Это метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи.
Разъяснение — эмоционально-словесное воздействие на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.
Лекция – тоже монолог воспитателя, но по содежанию несравнимо большего объема, и на более высоком уровне теоретического обобщения.
Беседа - диалог воспитателя и детей. Беседа разъясняет нормы и правила поведения, формирует представления о главных жизненных ценностях, вырабатывает у детей их собственные оценки
происходящего, взгляды и суждения.
Диспут - этот метод предполагает спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений.
Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссий, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы участников спорить.
Пример - этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на
подражании. Суть метода положительного примера в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образу, чтобы он захотел быть таким.
Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников - пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.
Задачи: Накопление нравственного опыта, формированиенравственного поведения и дисциплинированности.
Поручение – один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Правильно организованное поручение обязательно несетв себе ролевую функцию. Принимая поручение, воспитанник берет на себя роль, соответствующую заданному содержанию действия.
Упражнение. Позволяет «удержать» ребенка в деятельности. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.
Методыстимулированиядеятельностиоповедения – методы воздействия
на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшения своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.
Задачи: Закрепление положительных форм поведения, предупреждениеи пресечение негативных проявлений и поступков, формирование положительной мотивации поведения.
Соревнование – один из самых результативных методовстимулирования деятельности детей.
Требование - педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Непосредственное требование (прямое): приказ, запрет, указание. Косвенное: совет, доверие, недоверие, просьба, намек. Опосредованное требование - через общественное мнение. Требования реализуются в личных отношениях педагога и детей.
Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Виды: похвала, одобрение, награждение, предоставление почетных прав.
Наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков. Виды наказания: замечание, порицание, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, наложение дополнительных обязанностей, отсроченное наказание, отказ от наказания, выговор, неодобрение. Важно помнить: наказание не должно вредитьздоровью, за один проступок - одно наказание, ребенок не должен бояться наказания, нельзя унижать ребенка.
Методыконтроляисамоконтроляввоспитании - пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий ивзаимодействия.
Развитие воли (психологический настрой и осознанное преодоление трудностей)
Постановка цели (составление конкретной программы самовоспитания; очерчивание круга идеалов; составление правил которым необходимо неуклонно следовать)
Реализация программы (ведение календаря – ежедневника; дневник;
самообязательства)
Контроль и анализ (анализ прожитого…; анализ отношений с людьми; контроль чувств и эмоций; саморегуляция поведения; самооценка хода самовоспитания)
Выбор помощников и единомышленников (уважаемые люди, окружение; книги, аудио-видео материалы)
Содержание воспитания признается учеными основным культурным аспектом педагогического воздействия на личностный опыт ребенка. Его освоение может быть осуществлено в процессе работы, организованной учителем, иначе говоря, реализации в жизни педагогического взаимодействия. Всевозможные приемы организации педагогического взаимодействия рассматриваются в качестве координационных форм освоения содержания воспитания.
Воспитательные методы и приемы в педагогике выделяют как главные формы организации педагогического взаимодействия. Они считаются определенными способами,
обеспечивающими выполнение целей и задач воспитания посредствам усвоения учащимся содержания воспитания.
Базу приемов для воспитания образуют действия преподавателей, нацеленные на стимулирование работы обучающихся.
Существование приемов воспитания возможно в качестве совокупного метода, отдельного воздействия, конкретного совершенствования воспитательного процесса. Существуют условия, при которых они воспринимаются как обособленный способ педагогического взаимодействия, если решаемые с его помощью задачи обеспечивают условия успешной реализации педагогической деятельности
Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характери не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот.
Задачи: Формирование новых или дальнейшее развитие имеющихся
представлений, понятий и ценностей. Выработка правильного отношения воспитуемых к тем или иным поступкам или отношениям. Привнесение морали в сознание школьников. Выработка умений анализировать и оценивать свои поступки, действия, поведение в целом (обучение рефлексии). Формирование адекватной самооценки.
Рассказ – наиболее распространненый метод в работе с дошкольникамии младшими школьниками. Это метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи.
Разъяснение — эмоционально-словесное воздействие на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.
Лекция – тоже монолог воспитателя, но по содежанию несравнимо большего объема, и на более высоком уровне теоретического обобщения.
Беседа - диалог воспитателя и детей. Беседа разъясняет нормы и правила поведения, формирует представления о главных жизненных ценностях, вырабатывает у детей их собственные оценки
происходящего, взгляды и суждения.
Диспут - этот метод предполагает спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений.
Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссий, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы участников спорить.
Пример - этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на
подражании. Суть метода положительного примера в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образу, чтобы он захотел быть таким.
Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников - пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.
Задачи: Накопление нравственного опыта, формированиенравственного поведения и дисциплинированности.
Поручение – один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Правильно организованное поручение обязательно несетв себе ролевую функцию. Принимая поручение, воспитанник берет на себя роль, соответствующую заданному содержанию действия.
Упражнение. Позволяет «удержать» ребенка в деятельности. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.
Методыстимулированиядеятельностиоповедения – методы воздействия
на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшения своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.
Задачи: Закрепление положительных форм поведения, предупреждениеи пресечение негативных проявлений и поступков, формирование положительной мотивации поведения.
Соревнование – один из самых результативных методовстимулирования деятельности детей.
Требование - педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Непосредственное требование (прямое): приказ, запрет, указание. Косвенное: совет, доверие, недоверие, просьба, намек. Опосредованное требование - через общественное мнение. Требования реализуются в личных отношениях педагога и детей.
Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Виды: похвала, одобрение, награждение, предоставление почетных прав.
Наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков. Виды наказания: замечание, порицание, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, наложение дополнительных обязанностей, отсроченное наказание, отказ от наказания, выговор, неодобрение. Важно помнить: наказание не должно вредитьздоровью, за один проступок - одно наказание, ребенок не должен бояться наказания, нельзя унижать ребенка.
Методыконтроляисамоконтроляввоспитании - пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий ивзаимодействия.